Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста
статья (средняя группа)
Статья опубликована в журнале "Молодой учёный" №3 (241), январь 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-1_igra.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста
Иванова Татьяна Валерьевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 93 города Орла
Экологическое воспитание и образование детей – наиболее актуальная проблема последнего десятилетия. Новое, правильное отношение к экологии, изменение экологического мировоззрения помогут вывести природу и планету в целом из того плачевного состояния, в котором оно сейчас находится.
Поэтому данная проблема решается на государственном уровне, в связи, с чем в стране создана система непрерывного экологического образования, а начальным этапом этой системы является дошкольное учреждение.
Период дошкольного детства уникален тем, что непосредственно в этом возрасте ребёнок получает информацию максимально, пропускает её через себя, познает мир, первичное понимание о живой и неживой природе, осознает своё место в окружении.
Одной из основных и значимых форм когнитивной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Непосредственно в процессе игры ребенок познает окружающий его мир, исследует свойства предметов, с которыми он контактирует, экспериментирует с их назначением. Помимо усвоения новых знаний об окружающем мире, в ходе игры создаются условия для формирования и развития внимания, памяти, мышления; кроме того, развиваются и совершенствуются двигательные навыки. Иными словами, в процессе игры ребенок развивается многогранно.
Увлекаясь игрой, ребенок учится фантазировать, он живёт в мире сказки. Да, он понимает, что всё не по-настоящему, но это так увлекательно. Вдвойне интереснее малышу соорудить домик из подушек или коробок, либо найти на улице уголок уединения в кустах сирени, представить листья деньгами, а дощечку, положенную на кирпич, весами. Развитие творческой фантазии и образного мышления – тоже не маловажный фактор влияния игры. Для реализации собственной игры ребенку приходится принимать индивидуальные и зачастую нетрадиционные решения. Игра – это та атмосфера, где у ребенка помимо всего перечисленного формируются такие качества личности, как честность, решительность, смелость, отзывчивость, доброжелательность.
Игра – это эмоциональная деятельность, поэтому игра экологической направленности имеет особый оттенок. Здесь очень важен компетентный и грамотный подход воспитателя, его личный пример. Такие игры необходимо включать в режимные моменты и стараться делать это ненавязчиво, создать благоприятную психологическую атмосферу и ситуацию успеха.
Особенно значимым аспектом экологического воспитания и образования дошкольника является формирование отношения детей к природе. Изучение чего-то нового, непознанного малышом, опыт или эксперимент, дидактическая игра, т. е всё, что впечатлило ребенка, реконструируется в игру. Если дети организовали игру экологического направления (например, ферма, мир насекомых, морские обитатели и т. п.) или вечером поделились с родителями новой информацией в раздевалке либо по дороге домой, следовательно, полученные знания оказались яркими, запоминающимися, вызвали эмоциональный отклик.
Также приобретение знаний об окружающем мире, живой и неживой природе при помощи игры, не может не оказать влияния на формирование у детей осторожного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Особенно радуют, казалось бы, незначительные проявления экологической культуры, когда ребенок средней группы, найдя на участке бумажку или фантик от конфеты, спрашивает, куда её выбросить, так как близи нет урны. Или детки сами напоминают утром по окончании завтрака, что остатки от бутербродов нужно сложить в пакетик, чтобы потом покрошить их в кормушку.
Игра как прием экологического воспитания и образования – это игра, которая преимущественно организовывается педагогом и включается в процесс обогащения знаний о природе и сотрудничестве с ней. Такой вид образовательной игры с определенной дидактической целью имеет следующие особенности:
- игра имеет короткий и несложный сюжет, основанный на сюжетах жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для неё специально организуется пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
Можно выделить несколько видов игр и игровых образовательных ситуаций, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическое воспитание.
Заместители – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных заместителей животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).
Игрушки-заместители могут быть включены в любые игровые образовательные ситуации, любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Например, имея в группе макеты леса и Сафари можно организовать игровую проблему, когда все животные перепутались. Детям предлагается поразмышлять, что случится со слоном и крокодилом в зимнем лесу, а что произойдет с зайцем и лисой в Сафари. Кроме того, лес можно наполнить различным мусором и детям дается возможность объяснить, чем он может быть опасен для животных, откуда он взялся, они учатся сортировать мусор: пластиковый, бумажный и стеклянный. Главное, на мой взгляд, при выборе игрушек-заместителей из любого материала, чтобы они выглядели реалистичными, чтобы не было, к примеру, салатового зайца или фиолетового медвежонка. Игрушки-заместители помогают и при чтении сказок и рассказов, либо при обучении детей пересказу, например, по мотивам произведений Е. Чарушина «Лиса», «Еж» или по К. Д. Ушинскому «Мышки».
Другой вид игровых образовательных ситуаций связан с использованием сказочных героев, которые хорошо знакомы детям. Это и всеми любимый добрый доктор Айболит, и несмышленый Незнайка или Буратино, и злая волшебница Гингема из «Изумрудного города», и очень полюбившийся современным деткам щенок Маршал из «Щенячьего патруля», который часто попадает в различные опасные ситуации. Обязательное условие, чтобы эти герои сохраняли тот же характер в игровой ситуации, но оказывались в новых условиях.
Каждый литературный или мультяшный персонаж может играть две роли. Он может быть знающим и мудрым рассказчиком, который доносит до детей новую информацию или правила, или он выступает в роли героя, который попал в трудную проблемную ситуацию. Главное условие, чтобы персонаж сопровождал игровую ситуацию до ее полного разрешения.
Подвижные игры экологического характера связаны с имитацией поведения животных, их образу жизни, в некоторых передаются явления неживой природы. Игры способствуют общему физическому и речевому развитию, учат ориентироваться в пространстве. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Пингвины», «Самолеты», «Снежинки», «Мыши водят хоровод». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх наиболее полно отзываются на получение новых знаний, а эмоционально положительный настрой благоприятствует проявлению у них интереса к природе.
Дидактические игры – игры с правилами, которые содержат и смысловую нагрузку, и определенные цели, правила игры. В процессе игр у детей формируются новые знания, уточняются, закрепляются и расширяются уже имеющиеся представления об окружающем мире, формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, правильное поведение.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Достаточно увлекательными и интересными являются для дошкольников игры с природным материалом (песок, клина, камешки, шишки, желуди, ракушки, снег и т. д.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Самой распространенной игрой данной группы является «Чудесный мешочек», в который можно складывать всё, что имеется в группе. Это могут быть и природные материалы, и овощи – фрукты, животные, птицы, насекомые. Ребенок в этой игре учится не только классифицировать предметы, но и развивает речь и воображение. Чем старше дети становятся, тем интереснее эту игру можно усложнять. Например, игрокам можно предложить описать попавшийся предмет или животное; если это животное, то можно добавить, в каких сказках оно встречается, предложить ребенку описать найденный предмет так, чтобы его угадали другие дети и т. д.
В играх с природным материалом дети развиваются не только как творческие личности, используя эти материалы для украшения или создания каких-либо построек, но и познают новые свойства этих материалов, экспериментируют с ними. Самые распространенные примеры таких игр, когда дети лепят из сырого песка куличики, украшают их палочками, камешками; просеивают сухой песок через сито или мельницу; лепят из мокрого снега снеговика или крепости; исследуют свойство воды при мытье игрушек, либо при переливании воды из емкости в емкость, из таза в таз с помощью губок для посуды и т п.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Профессии»; «Лото «Фрукты-овощи»»; «Времена года»; «Варим компот».). Такие игры направлены на познавательное развитие, закрепление уже полученных ранее знаний, на формирование бережного отношения к природе, животным и птицам, развивают логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев и т. д. На первых этапах знакомства с новой игрой воспитатель поясняет, как называется игры, объясняет её правила, в последствии дети уже сами организовывают эти игры и самостоятельно выбирают себе компаньонов.
Речевые игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей. Такого рода игры проводятся для закрепления знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов и развития речи («Птичьи голоса», «Кто как кричит», «Назови отличия» и т. п.). На начальных этапах такие игры кратковременны и расширяются и усложняются по мере получения новых знаний. Например, с детьми средней группы в течение недели изучаем перелетных птиц по одной - две в день, причем на следующий день мы повторяем обязательно тех, с которыми познакомились накануне. Таким образом, по мере пополнения общих познаний об определенной птице, мы слушаем её голос в записи и подражаем, а уже, к примеру, на прогулке воспитателем моделируется игровая ситуация, в которой детям предлагается самим угадать птичий голос либо изобразить его. Для детей среднего возраста могут быть использованы следующие интеллектуальные игры: «Что сначала, что потом?» (на выделение циклов развития растения); «Что лишнее?» (на умение детей группировать предметы по функциональному признаку); «Кому что?» (на развитие логического мышления, представления о профессии).
Одним из самых давних видов игр-развлечений являются загадки. На мой взгляд, загадки – это кладезь познавательного и всестороннего развития ребенка. Они являются катализатором процесса мышления в целом, так как загадки запускают такие процессы развития, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, фантазию, воображение, внимание и многое другое. Дошкольники любят не только отгадывать загадки, но и придумывать их сами.
Имеющие в настоящее время игры, мастерство и фантазия педагога делают возможным преобразовать любое занятие, игровую ситуацию, режимный момент дошкольников в увлекательнейшее развлечение по экологическому воспитанию. Предметность игры, возможность сымитировать ту или иную ситуацию способствуют привлечению внимания ребенка, служат источником интереса к изучению окружающего мира. Игра способна пробудить у ребенка мысли о влиянии природы на человека и человека на природу. Экологическое воспитание через игру является самым эффективным инструментом. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, ребенок учится быть внимательнее к окружающей природе, бережно относиться ко всему живому.
Литература
- Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 247 с.
- Недоспасова В. А. Растем играя: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2004. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»
Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Презентация с показом разновидностей мнемотаблиц...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....
Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании и образовании дошкольников
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не восприним...
Использование метода мнемотехники и мнемотаблиц в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе:позитивное отношение к природе, окружающему м...
Представление опыта работы «Использование инновационных технологий в организации экологического воспитания и образования дошкольников»
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознани...
Использование метода проектов в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста
Проблема охраны окружающей среды и необходимость поиска вариантов гармоничного сосуществования человека с природой ведёт к необходимости введения экологического образования с с...