Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
методическая разработка по окружающему миру
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника в экологическом воспитании и образовании дошкольников | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Для успешного решения задач экологического воспитания мы в своей работе используем метод мнемотехники. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного); кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы); перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).
Заниматься мнемотехникой мы начинаем с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.(раньше их называли «схема – алгоритм). Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка). Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.
Работу с мнемотаблицами ведем по следующим этапам:
1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).
3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме.
Если работа с мнемотаблицами с детьми ведется недавно, то воспитатель дает детям уже готовые мнемотаблицы. Дети с помощью воспитателя рассматривают и проговаривают то, что на ней изображено. А в старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее.
В своей работе мы используем алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для 3 описания времен года. рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как «Путешествие капельки»(круговорот воды в природе), «Превращения лягушонка», «Правила поведения в лесу (на водоеме)». Используем мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
«Описание времени года"
-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)
- Небо
- Земля
- Деревья
- Люди (их занятия, одежда)
- Звери (поведение, питание, внешний вид)
- Птицы
- Чем можно заниматься
«Описание овощей и фруктов»
- Что это?
- Цвет
- Форма
- Величина
- Вкус
- Сочность
- Место произрастания
- Что из этого можно сделать.
«Описание и сравнение животное»
- Внешний вид (части тела)
- Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)
- Чем питается
- Как зовут детёныша
- Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных)
- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное
«Описание и сравнение птиц»
- Внешний вид
- Зимующая или перелётная
- Где живёт
- Чем питается
- Как выводит птенцов
- Какую пользу приносит человеку
Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольников
Для успешного решения задач экологического воспитания, я в своей работе использую метод мнемотехники. Цель которой- обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольника
Для успешного решения задач экологического воспитания, я в своей работе использую метод мнемотехника. Цель которой - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природ...
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Презентация с показом разновидностей мнемотаблиц...
Использование метода мнемотехники и мнемотаблиц в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе:позитивное отношение к природе, окружающему м...
Использование метода проектов в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста
Проблема охраны окружающей среды и необходимость поиска вариантов гармоничного сосуществования человека с природой ведёт к необходимости введения экологического образования с с...