Конспект педсовета «Уголок природы - средство экологического воспитания и образования дошкольников»
методическая разработка

Александрова Елена Владимировна

Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический Совет № 3 

Тема: «Уголок природы - средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Форма проведения: Деловая игра в формате online-конференции на платформе Zoom

 
Дата проведения: 09 апреля 2020 года



Цель  педагогического  совета:

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры


Задачи: 
•        Провести   анализ  работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников, выявление положительных и отрицательных сторон педагогической  деятельности.

•        Определить  пути  совершенствования  работы  коллектива  в  данном  направлении.

•         Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

•         Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

•        Усовершенствовать  теоретический  уровень  профессиональной  компетентности  и  повышения  практического  уровня   воспитателей  за  счет  участия  в  дискуссии и  играх.


Предварительная работа: 

1.  Выставка методической литературы на сайте ГБДОУ детского сада     № 91  по теме «Экологическое воспитание в детском саду»

Ответственный: заместитель заведующего по ОР

2. Проведение консультации для педагогов ОУ на тему: «Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников»

Ответственный: старший воспитатель

 3. Изготовление дидактических игр экологического содержания.

Ответственный: педагоги всех возрастных групп.

4. Труд в уголке природы:

Группа № 4 «Жемчужинка» -  31.03.2020 г.

Воспитатель:

5. Режимные моменты:

Прогулка. Группа № 7 «Солнышко» - 02.04.2020 г.

Воспитатель:

Экспериментальная деятельность

Группа № 8 «Кораблик» -  01.04.2020 г.

Воспитатель:


План проведения педсовета:

  1. Вступительное  слово  заведующей  ГБДОУ  № 91  по  теме  педсовета.

  1. Анализ выполнения деятельности предыдущего педсовета.

     Заместитель  заведующей   по  ОР  

  1. Разминка  «Ответь на детские вопросы»

     (Участвуют все  педагоги).

         

  1. Дискуссия «Малыши должны понять, что природа – наша Мать».

    Экологическая разминка.  (Участвуют все педагоги).

     Заместитель  заведующей   по  ОР  

  1. Итоги тематической проверки по экологическому воспитанию  в детском  саду и результаты конкурса «Лучший уголок природы»

    Старший воспитатель

6. Обсуждение  проекта  решения  педсовета.

Ход педагогического совета:

1. Зам зав по ОР: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Я предоставляю слово заведующему детским садом.

Заведующий: - Сегодняшний педагогический совет позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её. Стоит напомнить о целях экологического воспитания: педагоги образовательной организации должны: научить ребенка понятию экологической культуры, привить аккуратное и внимательное отношение к природе окружающего края; сформировать у детей понимание экологической взаимосвязанности всего на планете; воспитать чувство ответственности и развить навык бережливого и заботливого отношения к природным ресурсам

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача - формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Давайте вспомним, что означает термин «Экология»?

Само слово «экология» образовано от греческих «экос» - «дом» и «логос» - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Некоторые возможные определения науки «экология»:

• Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

- экологическое воспитание - это система, направленная на формирование, начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых;

- система экологического воспитания - это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

2. Подведение итогов предыдущего педсовета. (Заместитель заведующего по ОР)

3. Старший воспитатель: - Разминка. Игра вопрос-ответ «Ответь на детские вопросы»  (Участвуют все  педагоги).

                          Уважаемые  коллеги! 

 Ответьте  на  предложенные  вопросы  так,  чтобы  было  доступно  и  понятно  детям:

  1. Зачем белке длинный  и пушистый хвост?
  2. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  3. Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
  4. Отчего кошка часто умывается? А собака нет?
  5. Почему листья зимой зеленые, а осенью –желтые и багряные?
  6. Почему опадают листья?
  7. Лягушки расквакались – к чему?

          4. Зам зав по ОР: - быстро справились с разминкой, молодцы. Самое время провести дискуссию «Малыши должны понять, что природа – наша Мать». На фоне музыки Вивальди «Времена года» (слайды презентации)

Земли, живущие народы –
Все мы от матери - природы.
Её беречь – наша задача,
И пусть поможет нам удача.
Повсюду чтоб цвели цветы,
И исполнялись все мечты.
И чтоб во все наши года,
Природу берегли всегда.

Слайд  5, 6

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/6818_c2167a23336d19eacd286821d7693ece.gif.jpg

- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Слайд 7, 8

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/1_d64f41255235338a7b740eb7d5ef68fd.jpg.jpg

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

Слайд 9 

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу.

Как донести до детей основы экологических знаний? За вашими плечами, уважаемые педагоги, накопленный опыт, позволяющий высказать сегодня свои суждения по вопросу: как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе? И в этом нам поможет дискуссия.

Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.

Слайд 10

Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.


Слайд 11

2. Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.


Слайд 12

3. Что же такое экологическое воспитание?

– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.

Слайд 13

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

Слайд 14

5. Определите задачи экологического воспитания.

– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

Слайд 15

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.


Слайд 16

7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель.

Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей.
Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

Слайд 17

8. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

**Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.


**Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,

– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»),

– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,

– марафоны, аукционы, акции,

– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Слайд 18

9. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
А.С.Пушкин, В.Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

Слайд 19

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы экоработы.
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.), оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д.

- Далее слушаем старшего воспитателя Елену Владимирвну Александрову с итогами тематической проверки. Вы все знаете, что в связи с пандемией, мы были вынуждены провести все мероприятия онлайн. Думаю, что мы справились с этим.

5.  Итоги тематической проверки по экологическому воспитанию.

(Презентация и Справка по итогам смотра прилагается. См. Приложение 1)

6. Принятие решения.

Зам зав по ОР: - Педсовет, рассмотрев и обсудив проблему  обеспечения условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам, наметил пути решения пробелов в работе педагогического коллектива:

  1. Уделять должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.
    Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.
    Срок исполнения: постоянно.

Ответственные: воспитатели.

  1.  Разнообразить (в связи с приходом весны) видовой состав ботанической коллекции в «Уголках природы» в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

Срок исполнения: до 31.05.2020 г.

Ответственные: воспитатели, специалисты.

  1. Подготовить отчёт для родителей по экологическому воспитанию дошкольников в папках-передвижках.

Срок исполнения: до 30.04.2020 г.

Ответственные: воспитатели

Зам зав по ОР: - На этом наш педсовет в формате online-конференции на платформе Zoom подошел к концу. Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между воспитателями нашего детского сада. Это не последняя наша встреча.

Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Используемая литература и источники: 

  1. Белая К. Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение/ К. Ю. Белая. – М., 2004.
  2. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ С фера, 2016.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! / Часть 1-2.- СПб.: «Детство-пресс»; 2004.
  4. Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998.
  5. Золотова Е.И.Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1988.
  6. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду/

О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд.2-е. – Волгоград:

Учитель: ИП Гринин Л.Е.

  1. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.:Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной ...

Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое  - дело  сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...

«Уголок природы в экологическом воспитании»

Семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в...

Консультация "Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей имеет рекомендации по оформлению уголка природы в разных группах ДОУ...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистическ...