Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»
консультация по теме
Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.
Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок»
Консультация для воспитателей
«Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»
Подготовила воспитатель
Ерыкалина Е.Г.
с. Красный Бор
2014 г.
Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.
Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Сознательно организуемое и направляемое педагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с создания его целостного образа. При этом правильные представления о предметах легче всего формируются в процессе их непосредственного чувственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного. Кроме того, он получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем - ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Воспринимаемое оценивается ребенком, т.е. определяется степень значимости этих свойств, красоты предмета. Оценка может выражаться оценочным суждением «нравится», «красиво». В основе его – сравнение воспринятого с ранее оцененными предметами или эталонными образами.
Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившееся, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и т.д.).
Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т.С. Комарова). Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
Литература:
- Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. Николаева С.Н. М.: 1995 г.
- Педагогика / Под ред. Крившенко Л.П. М.: 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...
Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...
Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...
Консультация для воспитателей "Игры по экологическому воспитанию в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Игры по экологическому воспитанию в ДОУ"В последнее время резко вырос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей.Дошкольный возраст – опти...
Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста
Статья опубликована в журнале "Молодой учёный" №3 (241), январь 2019 г....
Консультация для воспитателей "Игры по экологическому воспитанию в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Игры по экологическому воспитанию в ДОУ"В последнее время резко вырос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей.Дошкольный возраст &ndash...
Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством труда в природе».
Мы все прекрасно знаем, что труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Он оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развит...