Познавательное занятие на тему "Край наш северный"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Булханова Оксана Джалиловна

Занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_nash_severnyy.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

в подготовительной

группе по теме:

«Край наш северный»

МДОУ «Теремок»

Воспитатель Булханова О.Д.


Тема: «Край наш Северный» 

Программное содержание: Уточнить знания детей о родном крае –  Север, о своеобразии жизни народов Севера, о природе, о диких животных, живущих в тайге, о жилище, одежде, труде. Познакомить детей с флагом ХМАО. Активизировать и обогащать речь детей словами: нарты, каюр, малица. Воспитывать чувство уважения к жизни и традициям обычаев коренных народов Севера.

Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстрированного материала по теме, заучивание стихотворений, знакомство с тайгой, выставка поделок из природного материала.

Материал: глобус или карта, флаг, грамзапись, картинки с изображением нарт, малицы.

Звучит аудиозапись песни: «Мы поедем, мы помчимся ... »

Дети посмотрите на глобус (карту) какой огромный наш общий Дом-планета Земля. Сколько разных стран кажется нам таинственными и заманчивыми. Мы с вами живем в чудесной стране  – Россия. В России живет много народов разных наций.

– Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показ на карте).

– Посмотрите на картинку, что вы видите на ней? (леса, озёра, реки, моря). Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайнему Северу. Если вы выполните правильно задание, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать слово, мы узнаем, как называется наш поселок

2  4 5 1  6 7 8  9  11 10 3

(Фёдоровский)

ё о  р ф о в  с  к  й   и  д

На нашем занятии мы с вами заполним кроссворд, впишите слово Фёдоровский в розовые клетки сверху вниз. Мы с вами уже говорим, что природа России очень разнообразна - это леса, горы, степи. А кто знает, как называется дремучий лес?

– Тайга.

–  Каким природным ресурсом богат север, что здесь добывают?

–  Нефть и газ.

– Правильно Север очень богат нефтью и газом. Впишите слово нефть в первую графу кроссворда. В тайге растут ягоды, которые выдерживают морозы.  Какие ягоды вы знаете, которые растут у нас на Севере?

–  Клюква, морошка, голубика, брусника, черника.

–  Ребята, а вы знаете, что все эти ягоды еще и полезны, например черника,

как вы думаете, для чего полезна черника?

–  Она полезна для глаз.

– Правильно, впишите слово черника во вторую графу кроссворда. В тайге растет много деревьев. Какие деревья вы знаете?

–  Ель, сосна, береза, рябина, кедр.

–  Большую часть леса составляют хвойные деревья. А на каком дереве растут шишки, – которые мы собираем и едим?

–  Кедр.

– Правильно, впишите это слово в третью графу кроссворда.

(Включается запись шума воды.)

– На севере немало рек. Кто-то из вас знает названия рек?

- Иртыш, Бия, Енисей, Лена, Обь, Катунь.

- Две реки Катунь и Бия, сойдясь, образуют тихую полноводную, сине-зеленую Обь. Впишите - это слово в четвертую графу кроссворда.

– Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем. Делитесь на две команды, и становитесь друг за другом в колонны. В руках у одних  –  голубая лента, у других  – зеленая. Бегите, представляя себя реками. Где вы встретитесь  –  беретесь за руки и идите медленным шагом, представляя себя одной могучей рекой. ( игра сопровождается записями шумов воды или музыки).

–  Какие птицы обитают в лесах Сибири?

–  Куропатки, утки, тетерев, ястреб, сокол, глухарь.

–  Все эти птицы населяют смешанную или лиственную тайгу. Как вы

думаете, что они питаются летом?

–  Листьями, ягодами, насекомыми.

–  А зимой чем питаются?

–  Почками.

–  Ребята, а как вы думаете, в зимние морозы, куда прятаться дикие птицы в

лесу?

–  Прятаться в снег.

–  Правильно, такая птица, как глухарь прячется в снежных лунках. Впишите слово глухарь в пятую графу кроссворда.

–  Север богат дикими животными, а каких диких животных вы знаете?

–  Медведь, волк, песец, олень .....

–  Больше всего здесь оленей. Их разводят те народы, которые населяют

тундру  –  это якуты, эвенки, ханты. Их профессия  –  оленеводы, а то место где живут оленеводы, называется стойбище. Впишите слово олень в шестую графу кроссворда, а оленевод в седьмую графу кроссворда.

– Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят в морях, в реках, в озерах.  Каких рыб вы знаете?

–  Язь, щука, окунь, муксун, ряпушка.

– А чем ловят рыбу?

–  Удочкой.

–  Правильно, только удочкой, запрещается ловить рыбу сетями. А почему?

–  Потому что ловля сетями  –  браконьерство.

– Впишите в восьмую графу кроссворда слово  –  муксун

(Показ картины, где дети катаются на санках).

–  Что делают дети?

– Катаются на санках.

–  Эти легкие, длинные сани называются нартами. Повторите слово  – нарты.

Олени бегут по глубокому снегу там, где не могут проехать на лошади или на автомобиле. А управляет ими каюр. Что вы видите в руке каюра?

–  Это длинный шест.

–  Зачем он ему?

–  Чтобы погонять оленей. Впишите слово каюр в девятую графу кроссворда. Дети, а как вы думаете, холодно ли детям и взрослым на улице?

–  Нет  

–  А почему?

–  На них теплая одежда.

–  Из чего она сшита?

–  Из меха.

–  Это меховая одежда называется малица. Малица шьется из оленьего меха. В ней на Севере ходят и работают. На ногах у людей обувь тоже их оленьего меха, а на головах шапки из оленьего меха. Впишите слово малица в десятую графу кроссворда.

у нас осталась последняя графа. В неё мы впишем слово, о котором говорили в начале занятия, вспомните, как называется дремучий лес? (Тайга), впишите слово тайга в последнюю графу кроссворда.

–  Вот мы с вами и заполнили наш кроссворд и узнали, как и чем богат наш Северный край.  Ребята, у каждого государства и у каждого округа есть свой флаг. Как вы думаете есть ли свой флаг у нашего северного края?

 Да.

– Правильно, у нас тоже есть свой флаг. Вот он. (Показ детям флага). А что на нем изображено?

–  Олень.

–  А почему именно олень?

–  Потому что олень кормит и одевает коренных жителей.

– Какие цвета изображены на флаге?

–  Зеленый и голубой.  Зеленый цвет  –  леса, травы.

–  Правильно, мы говорим, что Север богат лесом, поэтому на флаге зеленый

цвет. А голубой?

–  Это чистое небо?

–  Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? С какими словами познакомились. (Ответы детей).

– А сейчас я предлагаю вам рассказать стихотворения, которые мы с вами учили.

Н

Е

Ф

Т

Ь

Ч

Е

Р

Н

И

К

А

К

Е

Д

Р

О

Б

Ь

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

О

Л

Е

Н

Ь

О

Л

Е

Н

Е

В

О

Д

М

У

К

С

У

Н

К

А

Ю

Р

М

А

Л

И

Ц

А

Т

А

Й

Г

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)

«Путешествие на северный полюс» Цель:        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.Задачи: 1.     Формировать ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"

Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса  ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...

Конспект по познавательному занятию "Северная ягода - морошка". Презентация в разделе.

Конспект занятия «Северная ягода»(для детей среднего дошкольного возраста)  Цель: Познакомить детей с северной ягодой и рассказать о свойствах северной ягоды. Обогатить пред...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие на Северный полюс» с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:Систематизировать знания детей об особенностях природных условий на Северном полюсе;Расширение представлений детей о разнообразии животного мира Северного полюса.Продолжать знакомить ...

Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа

интеграция областей  речевое развитие,   познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие...