Познавательное занятие на тему "Край наш северный"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного занятия
в подготовительной
группе по теме:
«Край наш северный»
МДОУ «Теремок»
Воспитатель Булханова О.Д.
Тема: «Край наш Северный»
Программное содержание: Уточнить знания детей о родном крае – Север, о своеобразии жизни народов Севера, о природе, о диких животных, живущих в тайге, о жилище, одежде, труде. Познакомить детей с флагом ХМАО. Активизировать и обогащать речь детей словами: нарты, каюр, малица. Воспитывать чувство уважения к жизни и традициям обычаев коренных народов Севера.
Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстрированного материала по теме, заучивание стихотворений, знакомство с тайгой, выставка поделок из природного материала.
Материал: глобус или карта, флаг, грамзапись, картинки с изображением нарт, малицы.
Звучит аудиозапись песни: «Мы поедем, мы помчимся ... »
Дети посмотрите на глобус (карту) какой огромный наш общий Дом-планета Земля. Сколько разных стран кажется нам таинственными и заманчивыми. Мы с вами живем в чудесной стране – Россия. В России живет много народов разных наций.
– Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показ на карте).
– Посмотрите на картинку, что вы видите на ней? (леса, озёра, реки, моря). Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайнему Северу. Если вы выполните правильно задание, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать слово, мы узнаем, как называется наш поселок
2 4 5 1 6 7 8 9 11 10 3
(Фёдоровский)
ё о р ф о в с к й и д
На нашем занятии мы с вами заполним кроссворд, впишите слово Фёдоровский в розовые клетки сверху вниз. Мы с вами уже говорим, что природа России очень разнообразна - это леса, горы, степи. А кто знает, как называется дремучий лес?
– Тайга.
– Каким природным ресурсом богат север, что здесь добывают?
– Нефть и газ.
– Правильно Север очень богат нефтью и газом. Впишите слово нефть в первую графу кроссворда. В тайге растут ягоды, которые выдерживают морозы. Какие ягоды вы знаете, которые растут у нас на Севере?
– Клюква, морошка, голубика, брусника, черника.
– Ребята, а вы знаете, что все эти ягоды еще и полезны, например черника,
как вы думаете, для чего полезна черника?
– Она полезна для глаз.
– Правильно, впишите слово черника во вторую графу кроссворда. В тайге растет много деревьев. Какие деревья вы знаете?
– Ель, сосна, береза, рябина, кедр.
– Большую часть леса составляют хвойные деревья. А на каком дереве растут шишки, – которые мы собираем и едим?
– Кедр.
– Правильно, впишите это слово в третью графу кроссворда.
(Включается запись шума воды.)
– На севере немало рек. Кто-то из вас знает названия рек?
- Иртыш, Бия, Енисей, Лена, Обь, Катунь.
- Две реки Катунь и Бия, сойдясь, образуют тихую полноводную, сине-зеленую Обь. Впишите - это слово в четвертую графу кроссворда.
– Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем. Делитесь на две команды, и становитесь друг за другом в колонны. В руках у одних – голубая лента, у других – зеленая. Бегите, представляя себя реками. Где вы встретитесь – беретесь за руки и идите медленным шагом, представляя себя одной могучей рекой. ( игра сопровождается записями шумов воды или музыки).
– Какие птицы обитают в лесах Сибири?
– Куропатки, утки, тетерев, ястреб, сокол, глухарь.
– Все эти птицы населяют смешанную или лиственную тайгу. Как вы
думаете, что они питаются летом?
– Листьями, ягодами, насекомыми.
– А зимой чем питаются?
– Почками.
– Ребята, а как вы думаете, в зимние морозы, куда прятаться дикие птицы в
лесу?
– Прятаться в снег.
– Правильно, такая птица, как глухарь прячется в снежных лунках. Впишите слово глухарь в пятую графу кроссворда.
– Север богат дикими животными, а каких диких животных вы знаете?
– Медведь, волк, песец, олень .....
– Больше всего здесь оленей. Их разводят те народы, которые населяют
тундру – это якуты, эвенки, ханты. Их профессия – оленеводы, а то место где живут оленеводы, называется стойбище. Впишите слово олень в шестую графу кроссворда, а оленевод в седьмую графу кроссворда.
– Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят в морях, в реках, в озерах. Каких рыб вы знаете?
– Язь, щука, окунь, муксун, ряпушка.
– А чем ловят рыбу?
– Удочкой.
– Правильно, только удочкой, запрещается ловить рыбу сетями. А почему?
– Потому что ловля сетями – браконьерство.
– Впишите в восьмую графу кроссворда слово – муксун
(Показ картины, где дети катаются на санках).
– Что делают дети?
– Катаются на санках.
– Эти легкие, длинные сани называются нартами. Повторите слово – нарты.
Олени бегут по глубокому снегу там, где не могут проехать на лошади или на автомобиле. А управляет ими каюр. Что вы видите в руке каюра?
– Это длинный шест.
– Зачем он ему?
– Чтобы погонять оленей. Впишите слово каюр в девятую графу кроссворда. Дети, а как вы думаете, холодно ли детям и взрослым на улице?
– Нет
– А почему?
– На них теплая одежда.
– Из чего она сшита?
– Из меха.
– Это меховая одежда называется малица. Малица шьется из оленьего меха. В ней на Севере ходят и работают. На ногах у людей обувь тоже их оленьего меха, а на головах шапки из оленьего меха. Впишите слово малица в десятую графу кроссворда.
у нас осталась последняя графа. В неё мы впишем слово, о котором говорили в начале занятия, вспомните, как называется дремучий лес? (Тайга), впишите слово тайга в последнюю графу кроссворда.
– Вот мы с вами и заполнили наш кроссворд и узнали, как и чем богат наш Северный край. Ребята, у каждого государства и у каждого округа есть свой флаг. Как вы думаете есть ли свой флаг у нашего северного края?
Да.
– Правильно, у нас тоже есть свой флаг. Вот он. (Показ детям флага). А что на нем изображено?
– Олень.
– А почему именно олень?
– Потому что олень кормит и одевает коренных жителей.
– Какие цвета изображены на флаге?
– Зеленый и голубой. Зеленый цвет – леса, травы.
– Правильно, мы говорим, что Север богат лесом, поэтому на флаге зеленый
цвет. А голубой?
– Это чистое небо?
– Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? С какими словами познакомились. (Ответы детей).
– А сейчас я предлагаю вам рассказать стихотворения, которые мы с вами учили.
Н | Е | Ф | Т | Ь | ||||||
Ч | Е | Р | Н | И | К | А | ||||
К | Е | Д | Р | |||||||
О | Б | Ь | ||||||||
Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | ||||
О | Л | Е | Н | Ь | ||||||
О | Л | Е | Н | Е | В | О | Д | |||
М | У | К | С | У | Н | |||||
К | А | Ю | Р | |||||||
М | А | Л | И | Ц | А | |||||
Т | А | Й | Г | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)
«Путешествие на северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.Задачи: 1. Формировать ...
Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».
Конспект НОД по познавательному развитию....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...
Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"
Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...
Конспект по познавательному занятию "Северная ягода - морошка". Презентация в разделе.
Конспект занятия «Северная ягода»(для детей среднего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с северной ягодой и рассказать о свойствах северной ягоды. Обогатить пред...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие на Северный полюс» с детьми среднего дошкольного возраста
Задачи:Систематизировать знания детей об особенностях природных условий на Северном полюсе;Расширение представлений детей о разнообразии животного мира Северного полюса.Продолжать знакомить ...
Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа
интеграция областей речевое развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие...