Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Александрова Ирина Владимировна

«Путешествие на северный полюс»

 

Цель:        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи:

1.     Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

2.     Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;

3.     Воспитывать любовь и интерес к животным.

 Методы и приёмы:

·        Словестный метод (из жизненного опыта);

·        Метод стимулирования;

·        Поисковый метод;

·        Наглядный метод;

·        Метод для более точного запоминания вопроса;

·        Практический метод;

·        Метод видео….;

Материалы к занятию:

·        Географическая карта;

·        Иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» (девочка Женя на Северном Полюсе);

·        Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера;

·        Оборудование для опыта;

·        Видео носитель с наглядным материалом.

Предварительная работа:

Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»,  беседа о транспорте.

Словарная работа:

Северный Полюс, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, птичьи базары, водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех.

Ход деятельности.

Организационный момент:

Педагог.   Приглашает детей пройти на ковёр.

- На прошлой нашей встрече  мы с вами выбирали транспорт, на котором начнём наше путешествие.

- Что мы выбрали?

Дети:      - Самолёт!

Педагог.   - Как вы думаете, удобно ли будет лететь на самолёте в детский сад или на дачу?

 Дети:        - Нет!

Педагог:    - Почему нет? Куда же тогда удобно летать самолётом?

Дети:        - На очень большие расстояния.

Педагог:    - Почему?

Дети:        - Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места.

Педагог:    - Молодцы!

- Вспомните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.

- Почему?

Дети:        - Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.

Педагог:    - Хоте ли бы вы попасть на Северный Полюс?

Дети:        - Да!

Педагог:     (приглашает детей пройти к географической карте).

- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс?

Дети:        - Белый!

Педагог:    - Почему вы так думаете?

Дети:        - Потому, что там очень холодно и много снега.

Педагог:             - Вы правы. А ещё Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёх этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы. Там на пол года солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба.

Следующий этап ОД: наглядный  показ видео слайдов с изображением белых медведей, тюленей, моржей.

Педагог:   (приглашает детей пройти на свои рабочие места)

- Как вы думаете, почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя?

Дети:        - Я думаю, потому, что они такие же белые как снег.

Педагог:   - Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (показ видео фильма о жизни белого медведя).

- Вот медведь подплывает к льдине на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины, та наклонилась и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.

Информация для педагога:

Тюленями называются представители семейств сивучёвые, У настоящих тюлений нет ушных раковин, задние ласты служат для передвижения в воде.

Морж – морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням. Взрослые самцы могут весить долее 1700 кг.

- А чем же питаются моржи и тюлени?

Дети:        - Рыбой.

Педагог:    - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!

-А кто ещё любит рыбу?

Дети:        - Птицы!

Педагог:    - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары.

Информация для педагога:

Птичий базар - это массовые колониальные гнездовья морских птиц: бакланов, олуш, пингвинов, обычно расположенных на скалах круто обрывающихся к морю.

Педагог:    - Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц?

Дети:        - Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.

Педагог:    - Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся (просмотр видео ролика). От него во все стороны полетели брызги. А как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Что бы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

Экспериментальная деятельность:

В ёмкость с водой опустить руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно, она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её, что вы заметили. Вода уже не покрывает всю руку. Она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

Информация для педагога:

Белый медведь – один из самых крупных наземных представителей млекопитающих, отряда хищных. Его длина достигает 3 м., масса до 1 тонны. Обычно самцы весят 400 – 450 кг. Длина тела 200 – 250 см., высота в холке 130 – 150 см. самки заметно мельче. Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого., летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Педагог:    - Кто ещё из животных использует эту хитрость?

Дети:        - Гусь, утки, пингвин… (водоплавающие птицы).

Педагог:

- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?

- Смазывают металлические детали машин, что бы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана (просмотр видео ролика). Чтобы легче было держаться на льду, подошва его лап покрыты  длинным водонепроницаемым мехом.

- Прежде, чем прощаться с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем художник предложил нам выполнить задание в тетради (рабочая тетрадь «Здравствуй, мир» А. Вахрушев стр. 19 задание № 1 «Что перепутал художник?»).

Дети:        Выполнение задания в рабочих тетрадях.

Педагог:    - Давайте вспомним, с какими жителями Северного Полюса мы сегодня познакомились?

Дети:        - Белым медведем, моржом, тюленем.

Педагог:    - Какие вы молодцы!

- Есть ли среди этих животных  травоядные?

Дети:        - Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт!

Педагог:    Какие вы  молодцы! Вот и закончилось наше небольшое путешествие на Северный Полюс. Жители полюса, дарят вам в знак знакомства, вот эти раскраски. (раскраски с изображением – белого медведя, моржа, тюленя)

 

 

 

 

 

Список  использованной    литературы.

1.     Вахрушев А.А., Качемасова Е.Е. «Здравствуй мир» Баласс Москва 2006г.

2.      Виноградова Н.Ф. , Козлова С.А. Наша Родина.- М.:Просвещение, 1998г.

3.     Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.:Просвещение, 2000г.

4.     Смирнов Ю.И. «Мир животных».- СПб.: М и М- экспресс, 2010г.

5.     Смирнов Ю.И. «Мир географии». СПб.: М и М- экспресс, 2005г.

6.     Черных Т.В. «Уроки моря». Издательства ПИППКРО Владивосток 2006г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx65.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 70 г. Владивостока»

E:\северный полюс\22-550x573.jpg

Конспект по познавательному развитию

Тема: «Путешествие на северный полюс»

(старшая группа)

Составил воспитатель:

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 70 г. Владивостока»

Александрова И.В.

г. Владивосток

2016 год

«Путешествие на северный полюс»

Цель:        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
  2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;
  3. Воспитывать любовь и интерес к животным.

 Методы и приёмы:

  • Словестный метод (из жизненного опыта);
  • Метод стимулирования;
  • Поисковый метод;
  • Наглядный метод;
  • Метод для более точного запоминания вопроса;
  • Практический метод;
  • Метод видео….;

Материалы к занятию:

  • Географическая карта;
  • Иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» (девочка Женя на Северном Полюсе);
  • Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера;
  • Оборудование для опыта;
  • Видео носитель с наглядным материалом.

Предварительная работа:

Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»,  беседа о транспорте.

Словарная работа:

Северный Полюс, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, птичьи базары, водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех.

Ход деятельности.

Организационный момент:

Педагог.   Приглашает детей пройти на ковёр.

- На прошлой нашей встрече  мы с вами выбирали транспорт, на котором начнём наше путешествие.

- Что мы выбрали?

Дети:      - Самолёт!

Педагог.        - Как вы думаете, удобно ли будет лететь на самолёте в детский сад или на дачу?

 Дети:         - Нет!

Педагог:        - Почему нет? Куда же тогда удобно летать самолётом?

Дети:        - На очень большие расстояния.

Педагог:        - Почему?

Дети:        - Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места.

Педагог:        - Молодцы!

- Вспомните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.

- Почему?

Дети:        - Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.

Педагог:        - Хоте ли бы вы попасть на Северный Полюс?

Дети:        - Да!

Педагог:          (приглашает детей пройти к географической карте).

- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс?

Дети:        - Белый!

Педагог:        - Почему вы так думаете?

Дети:        - Потому, что там очень холодно и много снега.

Педагог:                - Вы правы. А ещё Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёх этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы. Там на пол года солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба.

Следующий этап ОД: наглядный  показ видео слайдов с изображением белых медведей, тюленей, моржей.

Педагог:   (приглашает детей пройти на свои рабочие места)

- Как вы думаете, почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя?

Дети:        - Я думаю, потому, что они такие же белые как снег.

Педагог:        - Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (показ видео фильма о жизни белого медведя).

- Вот медведь подплывает к льдине на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины, та наклонилась и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.

Информация для педагога:

Тюленями называются представители семейств сивучёвые, У настоящих тюлений нет ушных раковин, задние ласты служат для передвижения в воде.

Морж – морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням. Взрослые самцы могут весить долее 1700 кг.

- А чем же питаются моржи и тюлени?

Дети:        - Рыбой.

Педагог:        - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!

-А кто ещё любит рыбу?

Дети:        - Птицы!

Педагог:        - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары.

Информация для педагога:

Птичий базар - это массовые колониальные гнездовья морских птиц: бакланов, олуш, пингвинов, обычно расположенных на скалах круто обрывающихся к морю.

Педагог:        - Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц?

Дети:        - Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.

Педагог: _        - Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся (просмотр видео ролика). От него во все стороны полетели брызги. А как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Что бы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

Экспериментальная деятельность: 

В ёмкость с водой опустить руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно, она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её, что вы заметили. Вода уже не покрывает всю руку. Она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.

Информация для педагога:

Белый медведь – один из самых крупных наземных представителей млекопитающих, отряда хищных. Его длина достигает 3 м., масса до 1 тонны. Обычно самцы весят 400 – 450 кг. Длина тела 200 – 250 см., высота в холке 130 – 150 см. самки заметно мельче. Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого., летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Педагог:        - Кто ещё из животных использует эту хитрость?

Дети:        - Гусь, утки, пингвин… (водоплавающие птицы).

Педагог:

- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?

- Смазывают металлические детали машин, что бы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана (просмотр видео ролика). Чтобы легче было держаться на льду, подошва его лап покрыты  длинным водонепроницаемым мехом.

- Прежде, чем прощаться с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем художник предложил нам выполнить задание в тетради (рабочая тетрадь «Здравствуй, мир» А. Вахрушев стр. 19 задание № 1 «Что перепутал художник?»).

Дети:        Выполнение задания в рабочих тетрадях.

Педагог:        - Давайте вспомним, с какими жителями Северного Полюса мы сегодня познакомились?

Дети:        - Белым медведем, моржом, тюленем.

Педагог:        - Какие вы молодцы!

- Есть ли среди этих животных  травоядные?

Дети:        - Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт!

Педагог:        Какие вы  молодцы! Вот и закончилось наше небольшое путешествие на Северный Полюс. Жители полюса, дарят вам в знак знакомства, вот эти раскраски. (раскраски с изображением – белого медведя, моржа, тюленя)

Список  использованной         литературы.

  1. Вахрушев А.А., Качемасова Е.Е. «Здравствуй мир» Баласс Москва 2006г.
  2.  Виноградова Н.Ф. , Козлова С.А. Наша Родина.- М.:Просвещение, 1998г.
  3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.:Просвещение, 2000г.
  4. Смирнов Ю.И. «Мир животных».- СПб.: М и М- экспресс, 2010г.
  5. Смирнов Ю.И. «Мир географии». СПб.: М и М- экспресс, 2005г.
  6. Черных Т.В. «Уроки моря». Издательства ПИППКРО Владивосток 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе

Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа

Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование  знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по познавательному развитию Тема: Сказка «Солнышко и шарик» Старшая группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушма

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыВозрастная группа: старшаяТема:  Сказка с показом «Солнышко и шарик» Веду...

Конспект по теме "Путешествие на Северный полюс" старшая группа. Логоритмика.

Равивать темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, моторику артикуляционного аппарата, координацию движений....