Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Путешествие на северный полюс»
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;
3. Воспитывать любовь и интерес к животным.
Методы и приёмы:
· Словестный метод (из жизненного опыта);
· Метод стимулирования;
· Поисковый метод;
· Наглядный метод;
· Метод для более точного запоминания вопроса;
· Практический метод;
· Метод видео….;
Материалы к занятию:
· Географическая карта;
· Иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» (девочка Женя на Северном Полюсе);
· Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера;
· Оборудование для опыта;
· Видео носитель с наглядным материалом.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», беседа о транспорте.
Словарная работа:
Северный Полюс, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, птичьи базары, водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех.
Ход деятельности.
Организационный момент:
Педагог. Приглашает детей пройти на ковёр.
- На прошлой нашей встрече мы с вами выбирали транспорт, на котором начнём наше путешествие.
- Что мы выбрали?
Дети: - Самолёт!
Педагог. - Как вы думаете, удобно ли будет лететь на самолёте в детский сад или на дачу?
Дети: - Нет!
Педагог: - Почему нет? Куда же тогда удобно летать самолётом?
Дети: - На очень большие расстояния.
Педагог: - Почему?
Дети: - Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места.
Педагог: - Молодцы!
- Вспомните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.
- Почему?
Дети: - Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.
Педагог: - Хоте ли бы вы попасть на Северный Полюс?
Дети: - Да!
Педагог: (приглашает детей пройти к географической карте).
- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс?
Дети: - Белый!
Педагог: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому, что там очень холодно и много снега.
Педагог: - Вы правы. А ещё Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёх этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы. Там на пол года солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба.
Следующий этап ОД: наглядный показ видео слайдов с изображением белых медведей, тюленей, моржей.
Педагог: (приглашает детей пройти на свои рабочие места)
- Как вы думаете, почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя?
Дети: - Я думаю, потому, что они такие же белые как снег.
Педагог: - Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (показ видео фильма о жизни белого медведя).
- Вот медведь подплывает к льдине на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины, та наклонилась и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
Информация для педагога:
Тюленями называются представители семейств сивучёвые, У настоящих тюлений нет ушных раковин, задние ласты служат для передвижения в воде.
Морж – морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням. Взрослые самцы могут весить долее 1700 кг.
- А чем же питаются моржи и тюлени?
Дети: - Рыбой.
Педагог: - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!
-А кто ещё любит рыбу?
Дети: - Птицы!
Педагог: - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары.
Информация для педагога:
Птичий базар - это массовые колониальные гнездовья морских птиц: бакланов, олуш, пингвинов, обычно расположенных на скалах круто обрывающихся к морю.
Педагог: - Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц?
Дети: - Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.
Педагог: - Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся (просмотр видео ролика). От него во все стороны полетели брызги. А как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Что бы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Экспериментальная деятельность:
В ёмкость с водой опустить руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно, она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её, что вы заметили. Вода уже не покрывает всю руку. Она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
Информация для педагога:
Белый медведь – один из самых крупных наземных представителей млекопитающих, отряда хищных. Его длина достигает 3 м., масса до 1 тонны. Обычно самцы весят 400 – 450 кг. Длина тела 200 – 250 см., высота в холке 130 – 150 см. самки заметно мельче. Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого., летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Педагог: - Кто ещё из животных использует эту хитрость?
Дети: - Гусь, утки, пингвин… (водоплавающие птицы).
Педагог:
- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?
- Смазывают металлические детали машин, что бы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана (просмотр видео ролика). Чтобы легче было держаться на льду, подошва его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
- Прежде, чем прощаться с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем художник предложил нам выполнить задание в тетради (рабочая тетрадь «Здравствуй, мир» А. Вахрушев стр. 19 задание № 1 «Что перепутал художник?»).
Дети: Выполнение задания в рабочих тетрадях.
Педагог: - Давайте вспомним, с какими жителями Северного Полюса мы сегодня познакомились?
Дети: - Белым медведем, моржом, тюленем.
Педагог: - Какие вы молодцы!
- Есть ли среди этих животных травоядные?
Дети: - Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт!
Педагог: Какие вы молодцы! Вот и закончилось наше небольшое путешествие на Северный Полюс. Жители полюса, дарят вам в знак знакомства, вот эти раскраски. (раскраски с изображением – белого медведя, моржа, тюленя)
Список использованной литературы.
1. Вахрушев А.А., Качемасова Е.Е. «Здравствуй мир» Баласс Москва 2006г.
2. Виноградова Н.Ф. , Козлова С.А. Наша Родина.- М.:Просвещение, 1998г.
3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.:Просвещение, 2000г.
4. Смирнов Ю.И. «Мир животных».- СПб.: М и М- экспресс, 2010г.
5. Смирнов Ю.И. «Мир географии». СПб.: М и М- экспресс, 2005г.
6. Черных Т.В. «Уроки моря». Издательства ПИППКРО Владивосток 2006г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx | 65.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 70 г. Владивостока»
Конспект по познавательному развитию
Тема: «Путешествие на северный полюс»
(старшая группа)
Составил воспитатель:
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад
№ 70 г. Владивостока»
Александрова И.В.
г. Владивосток
2016 год
«Путешествие на северный полюс»
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;
- Воспитывать любовь и интерес к животным.
Методы и приёмы:
- Словестный метод (из жизненного опыта);
- Метод стимулирования;
- Поисковый метод;
- Наглядный метод;
- Метод для более точного запоминания вопроса;
- Практический метод;
- Метод видео….;
Материалы к занятию:
- Географическая карта;
- Иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик - семицветик» (девочка Женя на Северном Полюсе);
- Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера;
- Оборудование для опыта;
- Видео носитель с наглядным материалом.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», беседа о транспорте.
Словарная работа:
Северный Полюс, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, птичьи базары, водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех.
Ход деятельности.
Организационный момент:
Педагог. Приглашает детей пройти на ковёр.
- На прошлой нашей встрече мы с вами выбирали транспорт, на котором начнём наше путешествие.
- Что мы выбрали?
Дети: - Самолёт!
Педагог. - Как вы думаете, удобно ли будет лететь на самолёте в детский сад или на дачу?
Дети: - Нет!
Педагог: - Почему нет? Куда же тогда удобно летать самолётом?
Дети: - На очень большие расстояния.
Педагог: - Почему?
Дети: - Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до места.
Педагог: - Молодцы!
- Вспомните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.
- Почему?
Дети: - Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.
Педагог: - Хоте ли бы вы попасть на Северный Полюс?
Дети: - Да!
Педагог: (приглашает детей пройти к географической карте).
- Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс?
Дети: - Белый!
Педагог: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому, что там очень холодно и много снега.
Педагог: - Вы правы. А ещё Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёх этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы. Там на пол года солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба.
Следующий этап ОД: наглядный показ видео слайдов с изображением белых медведей, тюленей, моржей.
Педагог: (приглашает детей пройти на свои рабочие места)
- Как вы думаете, почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя?
Дети: - Я думаю, потому, что они такие же белые как снег.
Педагог: - Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (показ видео фильма о жизни белого медведя).
- Вот медведь подплывает к льдине на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины, та наклонилась и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
Информация для педагога:
Тюленями называются представители семейств сивучёвые, У настоящих тюлений нет ушных раковин, задние ласты служат для передвижения в воде.
Морж – морское млекопитающее, единственный современный вид семейства моржовых. Взрослый морж легко узнаваем по своим видным бивням. Взрослые самцы могут весить долее 1700 кг.
- А чем же питаются моржи и тюлени?
Дети: - Рыбой.
Педагог: - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!
-А кто ещё любит рыбу?
Дети: - Птицы!
Педагог: - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары.
Информация для педагога:
Птичий базар - это массовые колониальные гнездовья морских птиц: бакланов, олуш, пингвинов, обычно расположенных на скалах круто обрывающихся к морю.
Педагог: - Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц?
Дети: - Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.
Педагог: _ - Пока мы наблюдали за птицами, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся (просмотр видео ролика). От него во все стороны полетели брызги. А как вы думаете, почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Что бы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Экспериментальная деятельность:
В ёмкость с водой опустить руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно, она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом. Снова опустите руку в воду и выньте её, что вы заметили. Вода уже не покрывает всю руку. Она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
Информация для педагога:
Белый медведь – один из самых крупных наземных представителей млекопитающих, отряда хищных. Его длина достигает 3 м., масса до 1 тонны. Обычно самцы весят 400 – 450 кг. Длина тела 200 – 250 см., высота в холке 130 – 150 см. самки заметно мельче. Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого., летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Педагог: - Кто ещё из животных использует эту хитрость?
Дети: - Гусь, утки, пингвин… (водоплавающие птицы).
Педагог:
- Подумайте, где человек использует явление не смачивания?
- Смазывают металлические детали машин, что бы от соприкосновения с водой они не заржавели. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана (просмотр видео ролика). Чтобы легче было держаться на льду, подошва его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
- Прежде, чем прощаться с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом, тюленем художник предложил нам выполнить задание в тетради (рабочая тетрадь «Здравствуй, мир» А. Вахрушев стр. 19 задание № 1 «Что перепутал художник?»).
Дети: Выполнение задания в рабочих тетрадях.
Педагог: - Давайте вспомним, с какими жителями Северного Полюса мы сегодня познакомились?
Дети: - Белым медведем, моржом, тюленем.
Педагог: - Какие вы молодцы!
- Есть ли среди этих животных травоядные?
Дети: - Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт!
Педагог: Какие вы молодцы! Вот и закончилось наше небольшое путешествие на Северный Полюс. Жители полюса, дарят вам в знак знакомства, вот эти раскраски. (раскраски с изображением – белого медведя, моржа, тюленя)
Список использованной литературы.
- Вахрушев А.А., Качемасова Е.Е. «Здравствуй мир» Баласс Москва 2006г.
- Виноградова Н.Ф. , Козлова С.А. Наша Родина.- М.:Просвещение, 1998г.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.:Просвещение, 2000г.
- Смирнов Ю.И. «Мир животных».- СПб.: М и М- экспресс, 2010г.
- Смирнов Ю.И. «Мир географии». СПб.: М и М- экспресс, 2005г.
- Черных Т.В. «Уроки моря». Издательства ПИППКРО Владивосток 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе
Конспект НОД (Познавательное развитие) Тема: " Мой родной город" в старшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа
Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Конспект НОД по познавательному развитию « Арктика. Путешествие к Северному полюсу» в подготовительной группе, с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор».
Конспект НОД по познавательному развитию....
Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие в страну коротышек» Старший дошкольный возраст.
Конспект занятия...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по познавательному развитию Тема: Сказка «Солнышко и шарик» Старшая группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушма
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыВозрастная группа: старшаяТема: Сказка с показом «Солнышко и шарик» Веду...
Конспект по теме "Путешествие на Северный полюс" старшая группа. Логоритмика.
Равивать темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, моторику артикуляционного аппарата, координацию движений....