Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шестера Галина Юрьевна

интеграция областей  речевое развитие,   познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект комплексного  познавательного занятия

                                    « Путешествие на Северный полюс»

                                                       старшая группа


Цель:
        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
  2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;
  3. Воспитывать любовь и интерес к животным.
  4. Продолжать формировать     познавательно  речевую активность детей по средствам элементарного экспериментирования и познавательного диалога взрослого  и ребенка
  5. Развивать логическое мышление

 Методы и приёмы:

  • Словестный метод (из жизненного опыта);
  • Метод стимулирования;
  • Поисковый метод;
  • Наглядный метод;
  • Метод для более точного запоминания вопроса;
  • Практический метод;
  • Метод видео….;

Материалы к занятию:

  •  Глобус;
  •  Игрушки  : лиса, заяц, белый медведь
  •   Презентация «  животные Севера»; аудиозаписи:    «Северный ветер», «Звук треска веток»; фрагмент мультфильма «Умка»; игрушки: лиса, заяц, медвежонок умка; глобус ; обруч, мяч;    Предметные картинки:   «Белый медведь»; игра «Кто у кого?»,   разрезная картинка «Белый медведь»; силуэты животного тюленя на каждого, карандаши цветные.
  • Оборудование для опыта;
  • Видео носитель с наглядным материалом.

Предварительная работа:

                   Разучивание загадок о диких животных на индивидуальных занятиях с логопедом,                    просмотр мультфильма «Умка»;

                    знакомство детей с картой, чтение художественной литературы, стихов, загадок; прослушивание музыки «Северного ветра», Звуки «зимнего леса».

Словарная работа: Дикие животные леса:   волк, лиса; детеныши, шерсть, мех, берлога,   Арктика, Север, льдина, северное сияние, полярная ночь; названия животных севера: морж, тюлень, беленок (детеныш тюленя, песец;   дикий; ветвистый (рога, ластоногие, длинноногий, толстолапый, короткошерстый, быстроногий, толстокожий; арктический; плавать, нырять защищаться.

Северный Полюс, ледокол, полярная ночь,  ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж,    водонепроницаемый мех.

Ход деятельности.

Организационный момент:

Звучит музыка «Звуки леса, резкий звук треск веток». Дети входят в группу. В  группе  под деревом стоят игрушки: Лиса, белка, заяц, белый медведь.

Воспитатель :  Ребята, что случилось? Вы слышите, что за звук?

Дети: Кто-то идет, ветки трещат.

      ( Воспитатель  обращает внимание на дерево, стоящее на столе).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите кто это под деревом?

Дети: Это животные (перечисляют, кто сидит под деревом).

Воспитатель:   как мы их можем назвать –

Дети  Дикие животные. Лиса, белка, заяц живут в лесу,

Воспитатель: а   как вы думаете, кто здесь лишний?

Дети: (хором и индивидуально) Здесь лишний Белый медведь

Воспитатель:   А почему вы считаете, что он лишний?

Дети: (индивидуально) Потому-то белый медведь не может жить в лесу, он живет на Северном полюсе

Воспитатель:  На севере белый мишутка живет,

                            Но только как бурый, он мед не сосет.

                            Наш Умка пытается рыбку ловить,

                           Чтоб вкусно покушать и жить, не тужить.

Воспитатель:  Ребята, почему же Умка оказался вместе с животными, которые живут в наших лесах, ведь    он живет на Северном полюсе?

Дети: (хором и индивидуально) Умка потерял свою маму, заблудился!

Воспитатель:    И, что же нам теперь делать? Нужно помочь медвежонку!

Дети: Нам нужно отправиться на Северный полюс, найти маму Умке.

Воспитатель:  Правильно! Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а как вы думаете, что такое Северный полюс -  И как узнать где он находится?

Дети: Это  место, где холодно, кругом снег, льды. Можно  посмотреть на карте.

Воспитатель:    На столе передо мной закрутился шар земной
                            Арктика, экватор, полюс - уместил всю землю?»
                                                                                           (глобус)

             (Воспитатель   вместе с детьми  рассматривают на глобусе)

  Воспитатель : Но сначала ребята, давайте  найдем, где мы живем, откуда нам нужно будет добраться до севера.     (воспитатель  приглашает пройти детей к  глобусу  вместе с детьми рассматривают на глобусе)

Дети: Мы живем в Приморском крае г. Паризанск  

         (Воспитатель  показывает то место на карте, обозначенное флажком, где мы живем.)

Воспитатель: мы нашли где мы с вами живем, а посмотрите какой длинный путь нужно пройти, чтобы попасть на север: нужно пройти смешанные леса, реки и озера, и только тогда мы с вами окажемся на Северном полюсе (Воспитатель проводит указкой по глобусу  до Северного полюса)

Воспитатель:  а вы знаете, какая погода   на севере?

Дети:  морозная,  студеная, холодная, суровая, лютая, вьюжная.

Воспитатель: Северный полюс это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет.   Океан в этом месте покрыт толстым льдом, зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы    (показ слайда на доске)

Воспитатель: а на чем мы можем отправиться   на Северный полюс?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: ( обращаю внимание на слайд, где изображен ледокол)

Воспитатель: дети, посмотрите, что изображено на рисунке?

Дети: корабль

Воспитатель : какой он?

Дети: большой, железный, мощный …

Воспитатель: это не просто корабль, а корабль, который ходит среди огромных льдин – ледокол.

Воспитатель: повторите …

Дети: ледокол

Воспитатель: а почему его так назвали?

Дети: потому что он ходит  среди льдов, лед колет.

СЛАЙД   Воспитатель: (предлагает построить ледокол из мягких модулей, (звук веселой музыки))

Воспитатель: наш ледокол готов отправиться в плавание, но только нам нужно выбрать капитана

Можно сегодня капитаном буду я , буду стоять на мостике  держать курс на север

Воспитатель: и так, мы отправляемся! ( гул корабля)    

( шум шквалистого ветра)

Воспитатель: Как стало холодно!

Предлагаю погреть наши руки

Массаж с щетками  

Воспитатель: Вот мы и приплыли.

Основная часть

Воспитатель: Какой сильный и холодный ветер, кругом огромные льдины.    

Воспитатель :   Северный полюс - это Арктика на крайнем севере здесь снег лежит   в течение всего года,  .   Люди на Севере не живут постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь животных.

Зимой солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.

  Полярное (его еще называют северное) сияние.

Дети рассматривают северное сияние через слайд-шоу.

Воспитатель: На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. Иногда появляются длинные мерцающие полосы, затем на Землю из космоса словно обрушивается гигантский каскад света.  

Воспитатель: На смену длинной ночи приходит полярный деньКруглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом

  около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно.  

            (Дети слушают рассказ воспитателя, смотрят слайд на интерактивной доске)

 Воспитатель п : Посмотрите ребята,  как нашему Умке стало весело, ведь он дома! У Умки много друзей. Он хочет вас познакомить с ними.  

Воспитатель : А вы знаете, какие животные живут на Севере?

Дети: На Севере живут: белый медведь, морж, олень, тюлень, и т. д. (индивидуальные ответы детей)

Воспитатель:  Правильно ребята мы сейчас с вами разглядим в наши бинокли.

               Физминутка для глаз.

- Приготовили бинокли (пальцами образуют колечки). Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх

Воспитатель:   Умка    приготовил  вам загадки,  как вы думаете, мы сможем    отгадать,  о каком животном идет речь.

Воспитатель:    загадывает загадки, а отгадки показывает на слайде.

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? — Белые.

(Медведи)

Воспитатель: ребята если у медведя толстые лапы какой он

Дети  толстолапый

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный.

(Олень)

Воспитатель: ребята а если у оленя длинные ноги  как мы скажем одним словом какой он

Дети: длинноногий

 У ленивого растяпы

превратились в ласты лапы

плавать много ему лень

потомучто он

          (Тюлень)  Ластоногий

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый.

(Морж)   толстокожий

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут.

(Песец)  острозубый

Летает бесшумно,

кругом голова!

Полярная, белая птица… (Сова) белогрудая

    (Дети отгадывают загадки о животных севера.)

Воспитатель:   Молодцы! Все загадки отгадали! Ребята, оказывается, вы все знаете!

Игра «кто у кого?» (Соедини  картинку на  столах)  

Воспитатель :  ребята Умка нас приглашает в свой детский сад, хотите побывать ? посмотрите  сколько здесь   малышей, они ждут  свою  маму .    

Мы с вами поиграем детеныша отгадаем  (проходим за столы )

У оленухи - олененок

У моржихи – моржонок

У тюленя – тюлененок или белек (беленок)

У полярной совы – совёнок

У медведицы – медвежонок

У песца – щенок

У полярной волчицы - волчонок

Воспитатель  : молодцы ребята  всех животных и детенышей вы знаете! А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: «Кто на севере живет»  МАСАЖ  

Воспитатель:  ребята посмотрите Сильный ветер разбросал картинки ,  что здесь изображено не понятно может быть здесь какая -то важная информация  

Дети выкладывают картинку и вместе рассказывают, что получилось на картинке, кто изображен на ней.

Воспитатель:  Посмотрите на картину, кто у вас получился?  

Дети:  На картинке изображен Белый медведь

Воспитатель:  так это наверно мама нашего Умки

 Воспитатель:   Вы знаете, что мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – прозрачная, а вот кожа у него – черная.

 Воспитатель : Ребята, а белый медведь впадает в спячку?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель : Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке.

Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.

Дети: Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Исследовательский  эксперимент

Воспитатель :  Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз?

 Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: вы хотите узнать, как это происходит? Давайте пройдем с вами в исследовательскую лабораторию проведем опыт

Опыт: в емкость с водой опустите руку и туту же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?

Дети: она мокрая, то есть,  покрыта тонким слоем воды.

Воспитатель: Что произойдет,  если сейчас ударит мороз?

Дети:  Вода превратится в корку льда

Воспитатель: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?

Дети: вода уже не покрывает всю руку , она собралась капельками.

Воспитатель: давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

Дети: капли воды с руки летели. На руке воды нет. значит нечему будет превращаться в лед.

 Воспитатель:  Вот и белый  медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром).  У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

 Воспитатель: так почему медведь не покрывается льдом

Дети: предположительные ответы

Воспитатель: а кто из животных еще пользуется этой хитростью

Дети моржи, водоплавающие птицы

Воспитатель: ребята   наше путешествие по Северному полюсу подошло к концу Умка вернулся домой к своей маме    (показ слайда Умка вернулся к маме),  а нам с вами пора возвращаться в детский сад,

Садимся на корабль  

Рефлексия:

                 (Воспитатель предлагает высказать свое впечатление о занятии, оценивает работу детей).

Воспитатель:  Ребята, где мы сегодня побывали? А как мы там оказались (или для чего? Справились со всеми заданиями? что вам показалось сложным, что нового мы узнали? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. Какое настроение у вас осталось   после путешествия ? Грустное, веселое, радостное  (дети отвечают)

Кто это?

Дети: Это тюлень.

 Воспитатель:  Чего   не хватает у тюленя ?

Дети: У него не хватает: мордочки, улыбки и. т. д

  Воспитатель: Давайте мы свое настроение передадим тюленю! Какой он у вас будет?

Дети сходят с корабля  рисуют мордочки , приклеивают на панно – карту).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Путешествие в страну Логику» (старшая группа)

Занятие орентированное на развитие логического мышления у детей через игру......

Конспект занятия на тему: "Игра - путешествие на Северный полюс" (старшая группа).

Систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа

Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование  знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....

Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)

«Путешествие на северный полюс» Цель:        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.Задачи: 1.     Формировать ...

Конспект по теме "Путешествие на Северный полюс" старшая группа. Логоритмика.

Равивать темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, моторику артикуляционного аппарата, координацию движений....

Конспект НОД «Путешествие на Северный полюс» старшая группа

Конспект НОД «Путешествие на Северный полюс»  старшая группа Цель: расширять представление детей о природе нашего края.Задачи:формировать представление детей о климатических усло...

Конспект интегрированного занятия: «Путешествие на Северный полюс».

Формирование первого представление о полярной ночи, дне и северном сиянии. Совершенствовать знания детей о внешнем виде, характерных особенностях, среде обитания, приспособлении к условиям север...