Конспект комплексного познавательного занятия « Путешествие на Северный полюс» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
интеграция областей речевое развитие, познавательное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_na_severnyy_polyus.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного познавательного занятия
« Путешествие на Северный полюс»
старшая группа
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки;
- Воспитывать любовь и интерес к животным.
- Продолжать формировать познавательно речевую активность детей по средствам элементарного экспериментирования и познавательного диалога взрослого и ребенка
- Развивать логическое мышление
Методы и приёмы:
- Словестный метод (из жизненного опыта);
- Метод стимулирования;
- Поисковый метод;
- Наглядный метод;
- Метод для более точного запоминания вопроса;
- Практический метод;
- Метод видео….;
Материалы к занятию:
- Глобус;
- Игрушки : лиса, заяц, белый медведь
- Презентация « животные Севера»; аудиозаписи: «Северный ветер», «Звук треска веток»; фрагмент мультфильма «Умка»; игрушки: лиса, заяц, медвежонок умка; глобус ; обруч, мяч; Предметные картинки: «Белый медведь»; игра «Кто у кого?», разрезная картинка «Белый медведь»; силуэты животного тюленя на каждого, карандаши цветные.
- Оборудование для опыта;
- Видео носитель с наглядным материалом.
Предварительная работа:
Разучивание загадок о диких животных на индивидуальных занятиях с логопедом, просмотр мультфильма «Умка»;
знакомство детей с картой, чтение художественной литературы, стихов, загадок; прослушивание музыки «Северного ветра», Звуки «зимнего леса».
Словарная работа: Дикие животные леса: волк, лиса; детеныши, шерсть, мех, берлога, Арктика, Север, льдина, северное сияние, полярная ночь; названия животных севера: морж, тюлень, беленок (детеныш тюленя, песец; дикий; ветвистый (рога, ластоногие, длинноногий, толстолапый, короткошерстый, быстроногий, толстокожий; арктический; плавать, нырять защищаться.
Северный Полюс, ледокол, полярная ночь, ледяная пустыня, белые медведи, тюлень, морж, водонепроницаемый мех.
Ход деятельности.
Организационный момент:
Звучит музыка «Звуки леса, резкий звук треск веток». Дети входят в группу. В группе под деревом стоят игрушки: Лиса, белка, заяц, белый медведь.
Воспитатель : Ребята, что случилось? Вы слышите, что за звук?
Дети: Кто-то идет, ветки трещат.
( Воспитатель обращает внимание на дерево, стоящее на столе).
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это под деревом?
Дети: Это животные (перечисляют, кто сидит под деревом).
Воспитатель: как мы их можем назвать –
Дети Дикие животные. Лиса, белка, заяц живут в лесу,
Воспитатель: а как вы думаете, кто здесь лишний?
Дети: (хором и индивидуально) Здесь лишний Белый медведь
Воспитатель: А почему вы считаете, что он лишний?
Дети: (индивидуально) Потому-то белый медведь не может жить в лесу, он живет на Северном полюсе
Воспитатель: На севере белый мишутка живет,
Но только как бурый, он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать и жить, не тужить.
Воспитатель: Ребята, почему же Умка оказался вместе с животными, которые живут в наших лесах, ведь он живет на Северном полюсе?
Дети: (хором и индивидуально) Умка потерял свою маму, заблудился!
Воспитатель: И, что же нам теперь делать? Нужно помочь медвежонку!
Дети: Нам нужно отправиться на Северный полюс, найти маму Умке.
Воспитатель: Правильно! Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а как вы думаете, что такое Северный полюс - И как узнать где он находится?
Дети: Это место, где холодно, кругом снег, льды. Можно посмотреть на карте.
Воспитатель: На столе передо мной закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс - уместил всю землю?»
(глобус)
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают на глобусе)
Воспитатель : Но сначала ребята, давайте найдем, где мы живем, откуда нам нужно будет добраться до севера. (воспитатель приглашает пройти детей к глобусу вместе с детьми рассматривают на глобусе)
Дети: Мы живем в Приморском крае г. Паризанск
(Воспитатель показывает то место на карте, обозначенное флажком, где мы живем.)
Воспитатель: мы нашли где мы с вами живем, а посмотрите какой длинный путь нужно пройти, чтобы попасть на север: нужно пройти смешанные леса, реки и озера, и только тогда мы с вами окажемся на Северном полюсе (Воспитатель проводит указкой по глобусу до Северного полюса)
Воспитатель: а вы знаете, какая погода на севере?
Дети: морозная, студеная, холодная, суровая, лютая, вьюжная.
Воспитатель: Северный полюс это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт толстым льдом, зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы (показ слайда на доске)
Воспитатель: а на чем мы можем отправиться на Северный полюс?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: ( обращаю внимание на слайд, где изображен ледокол)
Воспитатель: дети, посмотрите, что изображено на рисунке?
Дети: корабль
Воспитатель : какой он?
Дети: большой, железный, мощный …
Воспитатель: это не просто корабль, а корабль, который ходит среди огромных льдин – ледокол.
Воспитатель: повторите …
Дети: ледокол
Воспитатель: а почему его так назвали?
Дети: потому что он ходит среди льдов, лед колет.
СЛАЙД Воспитатель: (предлагает построить ледокол из мягких модулей, (звук веселой музыки))
Воспитатель: наш ледокол готов отправиться в плавание, но только нам нужно выбрать капитана
Можно сегодня капитаном буду я , буду стоять на мостике держать курс на север
Воспитатель: и так, мы отправляемся! ( гул корабля)
( шум шквалистого ветра)
Воспитатель: Как стало холодно!
Предлагаю погреть наши руки
Массаж с щетками
Воспитатель: Вот мы и приплыли.
Основная часть
Воспитатель: Какой сильный и холодный ветер, кругом огромные льдины.
Воспитатель : Северный полюс - это Арктика на крайнем севере здесь снег лежит в течение всего года, . Люди на Севере не живут постоянно, только работают, изучают погоду и жизнь животных.
Зимой солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
Полярное (его еще называют северное) сияние.
Дети рассматривают северное сияние через слайд-шоу.
Воспитатель: На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками. Иногда появляются длинные мерцающие полосы, затем на Землю из космоса словно обрушивается гигантский каскад света.
Воспитатель: На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом
около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно.
(Дети слушают рассказ воспитателя, смотрят слайд на интерактивной доске)
Воспитатель п : Посмотрите ребята, как нашему Умке стало весело, ведь он дома! У Умки много друзей. Он хочет вас познакомить с ними.
Воспитатель : А вы знаете, какие животные живут на Севере?
Дети: На Севере живут: белый медведь, морж, олень, тюлень, и т. д. (индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята мы сейчас с вами разглядим в наши бинокли.
Физминутка для глаз.
- Приготовили бинокли (пальцами образуют колечки). Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх
Воспитатель: Умка приготовил вам загадки, как вы думаете, мы сможем отгадать, о каком животном идет речь.
Воспитатель: загадывает загадки, а отгадки показывает на слайде.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? — Белые.
(Медведи)
Воспитатель: ребята если у медведя толстые лапы какой он
Дети толстолапый
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный.
(Олень)
Воспитатель: ребята а если у оленя длинные ноги как мы скажем одним словом какой он
Дети: длинноногий
У ленивого растяпы
превратились в ласты лапы
плавать много ему лень
потомучто он
(Тюлень) Ластоногий
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый.
(Морж) толстокожий
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут.
(Песец) острозубый
Летает бесшумно,
кругом голова!
Полярная, белая птица… (Сова) белогрудая
(Дети отгадывают загадки о животных севера.)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали! Ребята, оказывается, вы все знаете!
Игра «кто у кого?» (Соедини картинку на столах)
Воспитатель : ребята Умка нас приглашает в свой детский сад, хотите побывать ? посмотрите сколько здесь малышей, они ждут свою маму .
Мы с вами поиграем детеныша отгадаем (проходим за столы )
У оленухи - олененок
У моржихи – моржонок
У тюленя – тюлененок или белек (беленок)
У полярной совы – совёнок
У медведицы – медвежонок
У песца – щенок
У полярной волчицы - волчонок
Воспитатель : молодцы ребята всех животных и детенышей вы знаете! А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: «Кто на севере живет» МАСАЖ
Воспитатель: ребята посмотрите Сильный ветер разбросал картинки , что здесь изображено не понятно может быть здесь какая -то важная информация
Дети выкладывают картинку и вместе рассказывают, что получилось на картинке, кто изображен на ней.
Воспитатель: Посмотрите на картину, кто у вас получился?
Дети: На картинке изображен Белый медведь
Воспитатель: так это наверно мама нашего Умки
Воспитатель: Вы знаете, что мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – прозрачная, а вот кожа у него – черная.
Воспитатель : Ребята, а белый медведь впадает в спячку?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель : Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке.
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.
Дети: Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Б.М. может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.
Исследовательский эксперимент
Воспитатель : Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: вы хотите узнать, как это происходит? Давайте пройдем с вами в исследовательскую лабораторию проведем опыт
Опыт: в емкость с водой опустите руку и туту же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Что вы видите?
Дети: она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.
Воспитатель: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?
Дети: Вода превратится в корку льда
Воспитатель: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?
Дети: вода уже не покрывает всю руку , она собралась капельками.
Воспитатель: давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?
Дети: капли воды с руки летели. На руке воды нет. значит нечему будет превращаться в лед.
Воспитатель: Вот и белый медведь не покрывается льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром). У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
Воспитатель: так почему медведь не покрывается льдом
Дети: предположительные ответы
Воспитатель: а кто из животных еще пользуется этой хитростью
Дети моржи, водоплавающие птицы
Воспитатель: ребята наше путешествие по Северному полюсу подошло к концу Умка вернулся домой к своей маме (показ слайда Умка вернулся к маме), а нам с вами пора возвращаться в детский сад,
Садимся на корабль
Рефлексия:
(Воспитатель предлагает высказать свое впечатление о занятии, оценивает работу детей).
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? А как мы там оказались (или для чего? Справились со всеми заданиями? что вам показалось сложным, что нового мы узнали? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. Какое настроение у вас осталось после путешествия ? Грустное, веселое, радостное (дети отвечают)
Кто это?
Дети: Это тюлень.
Воспитатель: Чего не хватает у тюленя ?
Дети: У него не хватает: мордочки, улыбки и. т. д
Воспитатель: Давайте мы свое настроение передадим тюленю! Какой он у вас будет?
Дети сходят с корабля рисуют мордочки , приклеивают на панно – карту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну Логику» (старшая группа)
Занятие орентированное на развитие логического мышления у детей через игру......
Конспект занятия на тему: "Игра - путешествие на Северный полюс" (старшая группа).
Систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие на Северный полюс" старшая группа
Работа направлена на ознакомление детей с условиями природы крайнего севера, а также на систематизирование знаний детей об особенностях природных условий Крайнего Севера....
Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)
«Путешествие на северный полюс» Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.Задачи: 1. Формировать ...
Конспект по теме "Путешествие на Северный полюс" старшая группа. Логоритмика.
Равивать темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, моторику артикуляционного аппарата, координацию движений....
Конспект НОД «Путешествие на Северный полюс» старшая группа
Конспект НОД «Путешествие на Северный полюс» старшая группа Цель: расширять представление детей о природе нашего края.Задачи:формировать представление детей о климатических усло...
Конспект интегрированного занятия: «Путешествие на Северный полюс».
Формирование первого представление о полярной ночи, дне и северном сиянии. Совершенствовать знания детей о внешнем виде, характерных особенностях, среде обитания, приспособлении к условиям север...