Литотерапия как один из методов развития дошкольников
статья

Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми. В работе с  детьми  литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litoterapiya.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Литотерапия как один из методов развития дошкольников

Литотерапия – камнелечение, использование камней в работе с детьми и взрослыми. Почему именно камни? Камушки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру. Вот почему литотерапия является одним из современных и доступных методов в работе. В работе с  детьми с ограниченными возможностями здоровья литотерапия имеет ряд преимуществ и рекомендаций к использованию.

Учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам — природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой — ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное воздействие минералов на организм человека — массаж. Камни — разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией. Литотерапию можно включить в упражнения дыхательной гимнастики.

Варианты игр с камнями:

— камушки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;

— камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;

— с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);

— есть камни – «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней;

— камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать!

— камни как материал для работы на занятиях по математике, для моторики (сенсорные мешочки, выкладывание дорожек на шаблонах).

Например:

-Разноцветные камешки (литотерапия — внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения).

Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.

-Упражнения на развитие речи и познавательных процессов

Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий, какая у него температура (теплый или холодный, посмотрите, какой у него размер (большой или маленький, блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).

-Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко.) А теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?

-Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).

-Упражнения дыхательной гимнастики.

Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая. Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек, т. е. производим «хватательные» движения.

-Игра «Умные камешки»

Цель: развитие мелкой моторики, автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха.

Оборудование: натуральные камни разного размера с нарисованными картинками различных предметов.

Ход игры: предложите ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т. п.

Использование элементов литотерапии в занятиях с детьми поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными и качественным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

Развитие мелкой моторики - как один из методов развития речи.

             Развитие  мелкой моторики - как один из методов развития речи....

Консультации для родителей «Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи»

Данный материал будет полезен, как родителям. так и воспитателям в ДОУ....

Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ

Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...

Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника

Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развити...

«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...