ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Сабитова Гульнар Шакировна

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения.

Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников, развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Г.Ш.Сабитова

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения.

Велика роль экскурсий в нравственном воспитании дошкольников: совместная практическая деятельность объединяет их, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников, развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам [1, 40].

Необходимо отметить, что экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие дошкольников. Для каждой экскурсии определяют программное содержание. Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях. Для решения этой задачи мы с детьми ходили в парк, на луг, к роднику (где дети расширили свои познания об этих видах сообщества и его обитателях).

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. Для решения этой задачи мы также с детьми ходили на экскурсии в парк, на луг и непосредственно на месте через наблюдения за объектами живой природы устанавливали различного рода взаимосвязи между ними, например, насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и растения не могут жить без насекомых, так как опыляются ими.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии не только с выходом на природу, но и посещением театра кукол (где дети целиком погрузились в волшебный мир прекрасного) [2, 158].

Экскурсии на хозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. Для решения этой задачи мною были организованы экскурсии:

- в конный клуб «Фаворит» - где детям рассказали о лошадях, как за ними ухаживают, дали возможность детям принять участие в кормление лошадей;

- в пожарную часть - где дети познакомились с профессией пожарного, расширили свои познания по правилам пожарной безопасности; в дельфинарий;

- на хлебокомбинат ОАО “Стерлитамакский хлебокомбинат” - где дети уточнили представление о последовательности этапов получения хлеба, познакомились с профессиями людей, благодаря которым у нас каждый день на столе появляется свежий и душистый хлеб;

- в краеведческий музей города;

- и многое другое

Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Поэтому, в первую очередь, воспитатель, планируя экскурсию, точно должен определить тему и цель экскурсии. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры, которые затем использует в работе. Во-вторых, важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. В-третьих, воспитатель должен подготовить детей к экскурсии за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель, а также знакомит с правилами дорожного движения, с правилами поведения на природе, с правилами поведения в общественном транспорте и. т. д. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят и как себя вести. В-четвертых, во время экскурсий очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения, например, сбор природного материала. И в заключении в конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания. С этой целью воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа [2, 159-160].

        

Библиографический список

  1. Згурская Л.Д. Экология – малышам / Л.Д. Згурская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.40-48.
  2. Николаев, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие -3-е изд., перераб. – М. Академия, 2005 – 224 с. С. 158-162.
  3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 414 с.
  4. Рыжова H.A. Экологическое образование в детском саду. – М.: ИД «Карапуз», 2001. С. 432.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как один из методов познавательной деятельности дошкольников.

Экскурсия-  один из видов позновтельной деятельности детей с окружающим миром, одна из трудоемких и сложных форм обучения....

Мастер-класс «Виртуальная экскурсия, как форма познавательной деятельности дошкольников»

Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира...

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...

Мастер-класс «Виртуальная экскурсия, как форма познавательной деятельности дошкольников»

Современные формы работы по познавательной деятельности дошкольников...

Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении детей 4 – 5 лет с рукотворным и нерукотворным миром»

   Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже  с младенчества  проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту....

Статья «Экспериментальная деятельность как один из методов познавательного развития при ознакомлении дошкольников 5 –6 лет с окружающим миром»

   Сам по себе человек является исследователем. Ребёнок уже  с младенчества  проявляет интерес к разного рода опытнической деятельности, к эксперименту....

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств. За последние несколько десятилетий практик...