конспект занятия "Как хороша Новогодняя ель" . старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Маргарита Сергеевна Куртюкина

На занятии  знакомим  детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки.

 

Закрепляем  у детей полученные ранее навыки  работы с бумагой , подручным материалом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elochka.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

СТАРШАЯ   ГРУППА

КУРТЮКИНА  МАРГАРИТА  СЕРГЕЕВНА

старший  воспитатель

МДОУ  №  60

ПРОГРАММНЫЕ  ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки.

  1. Закреплять у детей полученные ранее навыки  работы с бумагой , подручным материалом.

  1. Развивать у ребят чувство формы ,цвета.

  1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

  1. Воспитывать стремление доставлять радость окружающим, изготавливая елочные украшения своими руками.


Дети входят в избу, встают полукругом перед воспитателем.

В:  Ребята, послушайте загадку:

     « Дни его всех дней короче,

       Всех ночей длиннее ночи.

       На поля и на луга

       До весны легли снега.

       Только месяц наш пройдет,

       Мы встречаем Новый год!»

В: О каком месяце говорится в загадке?

Д: Декабре.

В: Назовите, пожалуйста, зимние месяца.

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: Как их называли в народе раньше называли?

Д: Декабрь- студень;

     Январь-  сечень;

      Февраль-  снежень, крутень

В: Дети, какие 2  праздника скоро  мы будем отмечать?

Д: Новый год и Рождество.

В: По всей стране Российской

     Волнуется народ:

     «Скоро, скоро Новый год!»

     Будет ель красавица

     Во всех  домах стоять!

     И ветви ее бусы,

     Да различные игрушки                                                                                                        

     Будут украшать!

В: Праздник – Новый год наши дедушки и бабушки справляли его по старому календарю- 14 января.

  Началу Нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как проведешь Новый год, таков и будет весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много сладостей, явств, чтобы все люди были веселыми, желали друг другу счастья, удачи.

   В этот день ребятишки и молодежь рано утром ходили по домам и пели песни- колядки.

   На Новый год были специальные поздравления, хозяина и двор осыпали житом, припевая :

                                    « Сею, вею, посеваю,

                                       С Новым годом поздравляю.

                                      На Новый год, на Ново счастье

                                      Уродись, пшеница, колос, чечевичка,

                                     На поле- копнами, на столе- пирогами»

На Новый год  приходили ряженые, устраивали посиделки с обильным угощением. Чем богаче стол, тем год будет сытнее.

В: Ребята, давайте и мы с вами сейчас колядки пропоем.

Дети вместе с воспитателем поют колядки:

-  «Коляда, коляда,

    Подавай пирога,

    Дай блин, дай кишку,

    Свиную ножку

   Всем понемножку.

   Неси, не тряси-

   Давай, не ломай!»

В:  Во время праздников пелись веселые песни, плясали и играли в игры.

 - Теперь игра- не развлеченье,

    А с большим значеньем,

   Чтоб был долог колосок,

   Чтобы вырос лен высок.

    Прыгайте как можно выше-

    Можно прыгать выше крыши.

    Проводится подвижная игра « Скакалка»

В:  Издревле в России существует несколько новогодних примет. Назовите их.

Д: 

- если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с ним все двенадцать месяцев;
- не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком труде без отдыха;
- не отдавай долгов – весь год расплачиваться

В: Главной  гостьей Новогоднего праздника является елка.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Чтение стихотворение о елке  одним или двумя детьми:

                                           

                                             «Перед праздником зима

                                                Для зеленой елки
                                               Платье белое сама
                                               Сшила без иголки.

                                                 Отряхнула белый снег
                                                 Елочка с поклоном
                                                 И  стоит красивей всех
                                                 В платьице зеленом.

           Ей зеленый цвет к лицу,

                                                   Елка знает это.
                                                  Как она под Новый год
                                                  Хорошо одета!» ( Т.Волгина)

В: Ребята, посмотрите у нас стоит елочка , но без украшений, без игрушек. Давайте изготовим украшения для нашей елочки, какие в старину украшали елочку.

Дети под руководством воспитателя изготавливают  елочные украшения  под русскую народную мелодию. По окончании украшают елочку изготовленными своими руками  игрушками.

В:

Елки раньше наряжали

        К Рождеству и в Новый год.

 А игрушки где же брали?

  Начиналось все с хлопот:

Так сперва найдя бумагу,

      А быть может даже спички

                                             Получались ангелочки,

Бусы, фонари и птички.

Из осенних из запасов

                                               Из орехов и рябины

Тоже делали игрушки

        И гирлянды, как с картины!

И на елочке качались

Деревянные лошадки

И соломенные звезды

      И овечки все  из ватки.

      Из кусочков ткани шили

       Мяч и кукол- красотулек,

Елочка не обходилась

           Без ржаных писных козулек.

А под елочкой стоял

Новогодний озорник

  И корзиночку держал

                                           Дед известный – Моховик!   ( Афанасьева Т.А.)

Дети под музыку «В лесу родилась елочка» уходят из избы в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по НОД в старшей группе "Все работы хороши"

Занятие помогает расширять представления детей о профессиях взрослых, формировать понимание их значимости,закреплять знания детей о предметах и их использовании в трудовых  процессах....

Конспект интегрированного занятия "Хороший день" в старшей группе

Обобщить знания детей о писателе С.Я. Маршаке, его произведениях...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня, выполненного с учетом техноло...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада (образовательная область «Речевое развитие») Тема: «Все работы хороши — выбирай на вкус!»

Закреплять представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи слова «профессия», развивать речь, внимание, вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни, упражнят...