Статья"Развиваем память правильно"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Родионова Мария Юрьевна
Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью периода от рождения до поступления в школу является обеспечение общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл STATYa.docx121.63 КБ

Предварительный просмотр:

                        РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ ПРАВИЛЬНО

                                                                                                                            Родионова М.Ю.

                                                                                                                            Учитель – дефектолог

                                                                                                                           ГДОУ д/с №27 «Надежда»

Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью периода от рождения до поступления в школу является обеспечение общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Многие дети, в большей степени дети с проблемами в  развитии (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержка психоречевого развития, нарушение слуха), в силу   своих психофизиологических особенностей   не всегда могут подолгу удерживать в памяти   объем знаний, который предлагает им педагог. В результате  этого у  них возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению  и  неврозам. Главная задача творческого педагога преодолеть подобные «ножницы», возникающие между возрастающим объемом информации и психофизиологическими особенностями детей. В данном случае на помощь приходит грамотно выбранная методика преподнесения информации, а именно   мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), это система различных приемов, облегчающих запоминание, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Вот некоторые приемы, используемые в мнемотехнике:

                    Связки, то есть введение какого либо действия.

Бывают математические связки.  Например, ребенку необходимо  запомнить последовательность цифр 3 5 2 7. Как это проще и быстрее сделать? Надо представить, что «5» это 3+2, а «7»  -   5+2 (соседние перед 7 цифры).

Существуют ассоциативные  связки. («На что похоже?»). Например, чтобы запомнить слова (или картинки): роза   кошка   кактус   арбуз – их можно связать следующим образом: у розы и кошки – шипы (когти); колючки кактуса похожи на когти; кактус одного цвета с арбузом.

  

       

     Лингвистические (словесные приемы).

Это может быть подмена слова, близкого по звучанию. Например, если ребенок знает слово «луг», то он не забудет название города – Луга.

                     Ассоциации.

 Например, чтобы запомнить слова – яблоко, отличник, мяч,  порука – надо представить, что все это круглое.

          

Очень важно и полезно научить ребенка умению перекодирования слов в рисунки.  В принципе, каждое слово можно нарисовать. Необходимо лишь проявить немного фантазии. Данный прием можно широко использовать  при заучивании стихотворений, когда ребенок вместе со взрослым, или сам зарисовывает основные слова в стихотворении, а потом   опирается на них.

В работе с детьми можно использовать следующие игры и упражнения, основной целью которых является развитие памяти, внимания и мышления,  поскольку все психические процессы взаимосвязаны.

                                          «Не запутайся»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать умение распределять внимание,  закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

                       «Асимметричная гимнастика»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи:  развивать умение распределять внимание.

  • «Голова – живот»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.

  • «Стол – стена»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

  • «Попробуй напиши»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».

 

                                     «На что похожа буква?»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо букву и предлагает ребенку подумать, нарисовать и сказать, на что она похожа?  Например,  Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки

и т.д.

Ш         

                            «Дорисуй»

Данная игра – упражнение подходит для детей  4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.  

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует геометрические фигуры или любые закорючки, как усложнение, и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать.

                                                       

                                

                               

                        «Съешь, вспомни, назови»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание.

Оборудование: продукты питания, картинки, платок.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог сначала показывает  продукты питания, затем, предварительно, завязав ребенку  глаза, предлагает съесть   2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

                                 

                  «Узнай буквы, вспомни, повтори»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

Оборудование: тактильные (объемные буквы). 

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку узнавать  на ощупь тактильные буквы, а затем повторить   последовательность, с которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.

                         «Запомни и назови»

Данная игра – упражнение подходит для детей 5 – 7 лет.

Задачи:  развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: картинки, предметы, платок.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол   игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине  и т.д.). После этого игрушки накрываются платком и педагог просит назвать или  разложить из картинок последовательность.

       

                      «Посмотри, запомни, повтори»

Данная игра – упражнение подходит для детей 4 – 7 лет.

Задачи:  развивать внимание, двигательную память.

Оборудование: картинки со схематическим  изображением поз человека.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно картинки с изображением различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем, через время педагог предлагает детям воспроизвести последовательность движений.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что эти игры – упражнения помогут Вам в нашем нелегком, но очень интересном труде. Главное, проводить игры весело, с огоньком, доставляя детям радость и вызывая у них только положительные эмоции.

УСПЕХОВ!

В данной статье были частично использованы материалы курсов Центра интеллектуального развития «ВЕДА» по теме «Когнитивное развитие и обучение (интеллектуальное развитие, мнемотехника) ». Директор НОУ «Веда» Карува Е.Г.

Рекомендуемая литература:

  1. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память: рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. Санкт – Петербург. «Светлячок» 2000 г.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления у дошкольников с помощью мнемотехники. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2001 г.
  3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении  рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем память

Консультация для родителей...

Статья: "РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ"

РАЗВИВАЕМ  ВНИМАНИЕ  И ПАМЯТЬ  У ДЕТЕЙ.Ребёнок дошкольного возраста и младший школьник обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познан...

Статья для родителей "Развивайте память ребенка"

Статья для родителей "Развивайте память ребенка"...

Развиваем память правильно. Мнемотехника в помощь воспитателю

Мнемотехника - совокупность приемов и средств, облегчащих быстрое запоминание. Применение данного материала позволит воспитателю организовать непосредственную образовательную деятельность с детьми со ...

Статья "Развиваем память дошкольника в игре"

  Всем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занимательных игр, пособий, техник. ...

Консультация-советы для родителей "Развивать память нужно правильно!"

Данный материал разработан в рамках внедрения эйдетики на уровне дошкольного образования и содержит в себе ряд рекомендаций по грамотному развитию у детей средней группы образной памяти....

Консультация для родителей воспитанников логопедической группы "Развиваем память и внимание - развиваем речь"

В ходе консультации учитель-логопед обращает внимание родителей воспитанников на необходимость развития психических процессов - памяти и внимания, следствием этой работы является эффективная коррекция...