Статья "Развиваем память дошкольника в игре"
статья

Пушкина Марина Игоревна

    Всем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занимательных игр, пособий, техник. В силу своих психо-физических особенностей  дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Далее я привожу несколько занимательных игр для развития памяти детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivaem_pamyat_doshkolnikov_v_igre.docx93.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развиваем внимание дошкольников в игре»

Как развивать внимание дошкольников? Конечно же, в игре! Предложенные ниже игры помогут вам развивать внимание детей.

I. Развиваем зрительное внимание

1. «Сделай как у меня»

Взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. Можно использовать счётные палочки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок и т.д.

2. «Расставь как было»           

Перед ребёнком на столе взрослый расставляет несколько (от пяти штук) игрушек. После того, как ребёнок рассмотрел игрушки, взрослый просит  отвернуться от стола, и в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставь игрушки в той последовательности, которой они были».

3.«Что изменилось?»

Взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.

4.«Дорисуй»                                                                                                               

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

5. «Найди отличия»     

Взрослый предлагает ребёнку карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий.Нужно как можно быстрее найти эти отличия.

6. «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

7. «Срисовывание по клеточкам»   

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

II. Развиваем слуховое внимание

1. «Повтори за мной»

Дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

2. «Слова»

Взрослый чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.                                                                                                                               

3. «Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

4. «Какой инструмент звучит?»

Взрослый знакомит детей со звучанием музыкальных инструментов.

Ребёнок садится спиной. Звучит инструмент. Ребёнок называет инструмент.

5. «Скажи, что ты слышишь»

Взрослый просит ребёнка закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал. Правило: ребёнок  должен отвечать полным ответом.

6. «Узнай по звуку»

Играющие, садятся спиной к ведущему. Он производит различные

шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку, и не оборачиваясь, говорит ему об этом.

7. «Повтори»

Взрослый отхлопывает в ладоши несложный ритм, ребёнок должен его воспроизвести (в ладоши, на бубне или барабане).

8. «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала, её  можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

9. «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».


III. Развиваем моторно-двигательное внимание.

1. «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. «Повторяй за мной»

Взрослый называет части тела человека, а ребёнок должен выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

3. «Летает, прыгает, плавает»

Взрослый показывает картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а детям нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

4. «Овощи и фрукты»

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта». Чтобы разнообразить игру, нужно просто поменять тему (например, грибы – ягоды, дикие животные – домашние животные и т.д.)

5. «Запретное движение»

Взрослый показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

https://happyuniverse.co.uk/wp-content/uploads/2015/09/Razvivaem-vnimanie-5-6-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий развивающих память дошкольников

В материале представлен опыт работы по развитию памяти старших дошкольников с помощью мнемотехники....

Игры развивающие память дошкольников

В материале собраны игры, направленные на развитие различных видов памяти....

Копилка игр. Развиваем память дошкольников.

Здесь вы можете найти игры и упражнения по развитию памяти у дошкольников. Данный материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста....

Развиваем память дошкольников в игре

Развиваем память дошкольников в игреВсем известно,что память человека необходимо тренировать. А детскую память можно и нужно развивать.  Для развития детской памяти есть много интересных и занима...

"Развиваем в игре память дошкольников"

Игры для развития памяти, в которые будет полезно и интересно играть дома родителям со своими детьми....

Консультация для родителей "Играем и развиваем память дошкольника"

Консультация для родителей "Играем и развиваем память дошкольника"...