Статья для родителей "Развивайте память ребенка"
статья (средняя группа) на тему
Статья для родителей "Развивайте память ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_roditeley.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей «Развивайте память ребенка»
Что такое память?
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память – это способность запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить материал. Человек без памяти не был бы человеком. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, т. к. не успев дочитать до конца, забыли бы его начало.
Память многолика. Многое мы храним в памяти всю жизнь – собственное имя, образы отца, матери, родной язык, черты и особенности того места, где родились и т. д. Это все – долговременная память. Но существует и кратковременная память. Но кратковременная память может превращаться и в долговременную. Бывают случаи, когда едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать его лицо на фотографии или снимке.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию. Соответственно выделяют зрительную, вкусовую, осязательную и слуховую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить:
• Память слова (словесная или вербальная память) ;
• Память на образы (образная память) ;
• Память на движения (двигательная память) ;
• Память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, лица и т. д.
Наша цель – научиться развивать свою память и память своих детей. Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, «зазубривает» его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. А что такое запоминание без средств? Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д. речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном, т. е. с помощью средств) .
Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания, человек становится способным управлять процессом запоминания. Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы … Это происходит потому, что данную информацию осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце. Когда человек запоминает материал, многократно повторяя его, в этих случаях память не развивается используется только её природные резервы. Такие люди долго запоминают, мучительно вспоминают, многое забывают.
Особенности развития памяти детей от 3-х до 7 лет.
Остановлюсь об особенностях памяти детей от 3x до 7 лет.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, не желая того. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Ребенку надо помогать запоминать, тренировать его память, учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Дошкольник младшего возраста запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. Дети 3-4 лет в среднем, из 15 названных им слов, запоминают лишь 2-3 слова. Дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства.
Дети 5-7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводят 4-5 слов. Кроме того, большинство детей этого возраста уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в 2 раза и составляет в среднем 8-9 слов.
Понимание – вот основа как произвольной так и непроизвольной памяти. Научить детей думать – это значит научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определенные свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходство и различие. У детей 6-7 лет появляются предпосылки развития логической памяти – мыслительной памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.
Важным приемом запоминания, которым овладевают дошкольники, является повторение материала. Повторение имеет двоякое значение: оно необходимо, чтобы материал был запечатлен, выучен, и для того, чтобы он сохранился в памяти. В целях, как запоминания, так и сохранения материала в памяти, большое значение имеет разнообразие повторений. Например, добиваясь усвоения детьми названия геометрических фигур, мы проводим с детьми разнообразные дидактические игры («Чудесный мешочек», «Что спрятано», «Что изменилось» «Покажи такую же фигуру» и т. д.) . где дети упражняются в названии предметов различной геометрической формы. При разнообразии повторений поддерживается и повышается интерес детей к работе.
Более сложными и более продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала, классификации.
Представим себе, что ребенку нужно запомнить определенное количество лежащих перед ним картинок. При взгляде на них он обнаружит, что среди них есть группы однородных картинок с изображением предметов, имеющих общие признаки (например, мебель, посуда, цветы, транспорт и т. д.) . определив в материале одну группу, например, мебель, ребенок ищет все картинки, относящиеся к ней. Затем отыскивает картинки, входящие в группу посуды и т. д. Важно то, что с самого начала происходит объединение однородных предметов и называние групп. Комплектуя группу, он постоянно имеет в виду это обобщенное название. Удержать в памяти названия 4-5 групп значительно легче, чем запомнить 20 не связанных между собой картинок.
Итак, классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, распределять предметы по группам.
Замечу, что прежде чем осуществлять группировку, ребенок должен уметь выделить, воспринять каждый элемент материала и обозначить его словом в форме речи. Задания усложняются постепенно. Вначале полезно упражнять детей в действии с игрушками, реальными предметами. («Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Наведи порядок», «Убери лишнее», подобные игры проводятся и с картинками.
Опыт показывает, что наиболее трудными оказываются для детей обобщающие слова, особенно такие, как «Насекомые», «Обувь», «Фрукты», «Инструменты», «Транспорт», «Деревья», «Профессии». Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря. Ребенок может понимать слова – обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи.
Необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению родовых названий, для чего можно проводить разнообразные игры: «Что это и к чему относится» (картинки) – назвать предмет и группу, к которой он относится: «Кому что нужно» - («Кому нужен лук? – «Мне, у меня овощи»). «Назови одним словом» (взрослый перечисляет несколько названий, например, корова, лошадь, собака, свинья – ребенок должен сказать родовое название – «Домашние животные». Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно.
Вот почему так важно развивать смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
Игры, задания и упражнения для развития памяти детей
1. Можно использовать любые картинки из детских журналов (Весёлые картинки. Колобок и др.) – Перечисли всё, что было нарисовано на картинке.
2. (С демонстрацией материала). Осенние листья.
Посмотри на этот лист, запомни его.) Далее этот лист надо закрыть и попросить ребёнка отыскать точно такой же среди остальных) .
Когда задача будет решена, постарайтесь обсудить с ребёнком то, как он запоминал. Проанализируйте особенности контура листа, стебля, количество жилок и т. д.
3. Игра в слова.
Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Назови слова, которые ты запомнил.
Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова? (все начинаются на звук С)
Не надо требовать от ребёнка правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть подумает, сравнивает слова, почувствует слово.
4. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти
«Каскад слов»
Заранее подготовьте список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте 2 слова, затем 3 слова и т. д. То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти. Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
1. Огонь
2. Дом, молоко
3. Конь, грибы, игла
4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. Крыша, пень, вода, свеча, школа
6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд
9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки
10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник
5. Упражнение на развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.) Попросите ребёнка посмотреть внимательно на фигуру в течение 2 сек. затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить также.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
6. Упражнение на развитие памяти на цифры 6, буквы, слова.
Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры. Затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.
Далее, предложите ребёнку выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В 1 случае вы тренируете зрительную память, а во 22 – слуховую.)
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.
7. Игра на развитие памяти я положил в мешок.
В эту можно играть с детьми, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: Я положил в мешок яблоки. Следующий повторяет сказанное и добавляет ещё что нибудь: Я положил в мешок яблоки и бананы. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и т. д.
Вариант игры: В саду у бабушки растут…
В этих играх не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Память и искусственные приёмы запоминания"
Данная статья поможет педагогам детских садов, правильно использовать приёмы мнемотехники для развития мамяти, внимания, воображения и речи детей. К статье прилагаются примеры кодирования стихот...
Статья на тему: «Память и грамотность»
Статья на тему: «Память и грамотность»Итак, память должна работать быстро и четко. А что ещё вам необходимо знать о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо? Прежде всего, то, что память бы...
«Как развить память ребенка» Как улучшить память?
«Как развить память ребенка»Как улучшить память?...
Статья на тему " Память у детей старшего дошкольного возраста и ее развитие" Рекомендации для родителей
В этой статье вы можете прочитать и взять себе на заметку какая память у старших дошкольников, какие трудности могут возникнуть у детей. Как преодолеть эти трудности....
Статья "Что такое память"
Понятие "память"- является центральным в психологии. Что запоминает мозг? Виды памяти. Чем мы запоминаем - виды памяти. Виды памяти - как мы запоминаем. Что в себя включает навык...
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...
Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста...