Консультация для родителей воспитанников логопедической группы "Развиваем память и внимание - развиваем речь"
консультация
В ходе консультации учитель-логопед обращает внимание родителей воспитанников на необходимость развития психических процессов - памяти и внимания, следствием этой работы является эффективная коррекция речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_psihicheskim_protsessam.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
учителя-логопеда Кружалиной Е.В.
«Развиваем память и внимание – развиваем речь."
Можно выделить наиболее типичные и часто встречаемые особенности у детей-дошкольников с нарушениями речи. Уже в ходе беседы с родителями выясняется, что ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает от занятий, его трудно надолго заинтересовать чем-либо. Он вял и равнодушен практически ко всему. При этом внешний контроль со стороны взрослого («Ты все нарисовал?», «Внимательно!», «Давай работать по команде), как правило, повышает эффективность работы. В целом, пока над ним «нависает» взрослый (мама, педагог), любое задание выполняется адекватно, хотя и не без дополнительных понуканий.
В жалобах ребенка часты ссылки на то, что взрослый говорит очень быстро, много непонятных слов, а в группе всегда очень шумно. Родители же отмечают, что иногда им приходится по нескольку раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется. Для такого ребенка близкие по звучанию слова могут звучать одинаково (например, хвост —гвоздь —кость —трость). В результате расстраивается контроль за собственной речью, появляется замкнутость, молчаливость.
В связи с психолого-педагогическими особенностями детей и высокой плотностью логопедических занятий часть упражнений переносим на индивидуальные занятия. Так в подгруппах проводим дыхательные, телесные упражнения, динамические упражнения (кинестетические, пространственные), игры на развитие внимания, памяти и других психических функций, релаксацию, а в индивидуальные занятия включаем глазодвигательные, кинезеологические упражнения.
В процессе коррекционной и логопедической работы в нашей группе мы ведем развитие познавательных процессов:
- Развитие внимания
- Развитие восприятия
- Развитие памяти
Рекомендации родителям для домашних занятий
Упражнения и игры на развитие внимания
«Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока педагог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри —отомри» и др.
Даются один условный сигнал и два действия (н-р, наклоны и повороты) или упражнения (н-р, выбор картинок на Ш и С и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем по следующему сигналу — со второго на первое и т.д.
«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок им надо присесть на корточки, на два — попрыгать, на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками. Также можно использовать игру с тремя хлопками на речевом материале на этапе автоматизации: один хлопок — произнести слово «шапка», два хлопка — слово «мишка», три хлопка — слово «подушка».
Упражнения и игры на развитие восприятия
«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
«Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.
«Громко —тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто —протяжно, низким голосом — высоким. Затем так же сочетания разных звуков.
Упражнения и игры на развитие памяти
«Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается» (усложненный вариант — предлагается последовательно 2 — 3 позы). Задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.
«Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»
Консультация для родителей, дети которых имеют задержку речевого развития....
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "В ИГРЫ ИГРАЕМ- ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ РАЗВИВАЕМ"
В данном буклете описываются игры, способствующие развитию зрительных функций, а также развитию внимания, памяти, восприятия. Играя со своим ...
консультация для родителей "играя дома с детьми, тренируем внимание и развиваем память"
варианты заданий для развития внимания и памяти у детей....
Консультация для родителей "В игры играем - память развиваем"
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (с...
Консультация для родителей (игротренинг) "Играем вместе с детьми и развиваем речь"
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком....
Консультация для родителей детей от двух до трёх лет "Развиваем речь играя"
Консультация для родителей детей от двух до трёх лет "Развиваем речь играя", с подборкой с пальчиковых и речевых игр ....
Консультация для родителей «В игры играем – память развиваем»
В консультации рассказывается в какие игры развивают память....