НОД "Путешествие в сказочную страну"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Павлова Надежда Васильевна

Интересное занятие по развитию речи с применением технологии синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Путешествие в сказочную страну»

(с применением технологии синквейн)

Цель: познакомить детей с методом составления синквейна с опорой на схему-алгоритм.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить понятия слова-предметы, слова – признаки предмета, слова – действия предмета;

- формировать навыки составления предложений;

- учить применять данную модель при составлении текста синквейна.

2. Развивающие:

- развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна;

- развивать речь, внимание, смекалку, логическое мышление;

- обогащать и активизировать словарь детей;

3. Воспитывающие:

- развивать внимание, смекалку, логическое мышление;

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.

Оборудование и материалы для занятия: обруч-портал, книга, следы, конверт с заданиями, алгоритм-модель синквейна, доска, бумага, карандаши по кол-ву детей, разноцветные кружки.

Приёмы и методы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение.

Наглядные: презентация, схема синквейна.

Игровые: сюрпризные моменты, физкультминутка «Буратино».

Словарная работа: синквейн

Предварительная работа: Чтение сказки «Буратино»

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы и поручения в ходе занятия.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель: 

Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя. Приветствие «Назови ласково своё имя».

Воспитатель: ребята, а вы любите читать сказки?

Дети: да, любим.

Воспитатель: много сказок вы знаете? Какие?

Ответы детей.

2. Основная часть

(На полу лежит книга)

Воспитатель: посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

Воспитатель: правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: бережно, аккуратно, не рвать книги, не рисовать на страничках.

Воспитатель: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку.

(Поднимаю книгу и раскрываю её)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки?

Дети: ушли, потерялись, обиделись.

Воспитатель: наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Нечитайка заколдовал ветер, который все мои странички унёс в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.

Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Дети: да!

Воспитатель: чтобы помочь книге, нам нужно попасть в сказочную страну. Как вы думаете, как мы можем в неё перенестись?

Дети: на ковре – самолёте, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.

Воспитатель: а ещё можно попасть в сказочную страну через волшебный портал! Давайте мы с вами пройдём через этот портал и попадём в волшебную страну.

(Проходим сквозь обруч).

Воспитатель: вот мы и в сказочной стране. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдём по ним?

Дети: да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрим, что за задание здесь находится? Но что бы открыть конверт надо отгадать загадку, присаживайтесь и слушайте внимательно (дети присаживаются на стульчики) 

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино

Воспитатель: правильно!

1. Задание - «Повтори и расшифруй схему»

Открываем конверт в нём находится изображение Буратино, схема 

Воспитатель: показывает изображение схемы синквейна.

Воспитатель: какая интересная схема похожа на ёлочку, и нам её нужно будет повторить и расшифровать, чтобы выполнить это задание

(маленькая схема вешается на доску)

Воспитатель: ребята вы знаете, что есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы - Кто? Что? Слова, отвечающие на вопрос, Кто? - они живые. В схеме мы будем обозначать их зелёным треугольником с красным сердечком. Слова, отвечающие на вопрос, Что? - не живые, они обозначаются зелёным треугольником.

Воспитатель: Давайте вспомним про кого мы отгадали загадку. Показываю изображение Буратино.

Дети: Буратино!

Воспитатель: Какой треугольник нужно положить на первую строчку нашей схемы?

- Катя, размести нужный треугольник на доске. На какой вопрос отвечают живые слова-предметы? А не живые слова - предметы?

(ответ ребёнка, помощь если потребуется)

Воспитатель: на второй строке, мы должны поместить картинки – признаки. Это жёлтые треугольники с точками. Слова признаки отвечают на вопрос - Какой? Какая? Из чего сделан Буратино?

Дети: из дерева.

Воспитатель: значит он какой?

Дети: деревянный.

Воспитатель: какой Буратино по характеру: грустный или весёлый? Ещё какой Буратино?

Дети: весёлый, озорной и т. д

Воспитатель: на какие вопросы отвечают слова признаки? Ответ ребёнка (Какой? Какая?) 

- Миша, размести картинки- признаки на мольберте. И назови слова признаки, которые подходят Буратино (весёлый, деревянный, озорной и т. д.)

Воспитатель: на третьей строке мы выложим картинки – действия. Это синие треугольники с ножками. Они отвечают на вопрос - Что делает?

Что делает Буратино?

Дети: учится, помогает, любит Папу Карло и т. д.

Воспитатель: молодцы. Кто хочет выйти и выложить слова действия на доске?

Дети: предположительные ответы. Ребёнок вывешивает картинки слов действий на доске. Проговаривает слова действия.

Воспитатель: на какой вопрос отвечают слова действия ребята?

Дети: что делает?

Воспитатель: правильно! Ниже, на четвёртой строке, нужно составить предложение про Буратино. Используя уже знакомые символы-схемы.

Какие предложения про Буратино можно составить? Кто хочет выйти и составить предложение?

Ребёнок выходит к доске, составляет предложение, опираясь на символы схемы, проговаривает предложение целиком.

(например: Буратино проткнул нарисованный очаг. Буратино открыл золотым ключиком дверь. Буратино нашёл золотой ключик и т. д.) Если дети затрудняются педагог показывает несколько картинок по сказке.

Воспитатель: на пятой строке надо разместить картинку – вывод красный треугольник. Кто же такой Буратино?

Дети: мальчик, человечек, сказочный герой и т. д.

Воспитатель: Арсений, повесь картинку на нужной строке в нашей схеме.

Давайте сейчас попробуем прочитать, что же за интересный рассказ о Буратино у нас получился.

Сначала читает воспитатель и показывает на схеме:

1. Буратино

2. Деревянный, веселый

3. Учится, помогает, любит Папу Карло

4. Буратино открыл золотым ключиком дверь

5. Сказочный герой

Кто хочет попробовать прочитать?

(ребенок читает по схеме синквейна,

при затруднении воспитатель помогает)

Воспитатель: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Эта схема называется -синквейн. Давайте повторим вместе это необычное слово.

Дети: синквейн.

синквейн, это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

С первым заданием мы справились. А сейчас все вместе наберёмся сил и немного отдохнём перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: вот мы немного отдохнули и набрались сил.

Последнее испытание осталось.

Идём дальше по следам. Вот полянка, и новый конверт с заданием

(дети присаживаются на стульчики)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей! Здесь не простые загадки. А синквейн-загадки!

2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (ответы на картинках)

1.

1.?

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

Воспитатель: Кто это может быть?

Ответы детей.

2.

1.?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живёт в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

Воспитатель: Кто это может быть?

Ответы детей.

3.

1.?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всём.

5. Девочка с голубыми волосами.

Воспитатель: Кто это может быть?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали.

Идём дальше по следам.

- Ребята, почему мы вернулись обратно к порталу?

Дети: Мы расколдовали сказочную книгу, путешествие закончилось, мы справились со всеми заданиями.

Воспитатель: возвращаемся в детский сад.

(проходим сквозь портал)

3. Заключительная часть

Воспитатель: вот и завершилось наше путешествие, теперь с книгой всё в порядке. Посмотрите на экран.

Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой.

Давайте вместе повторим, кто написал эту сказку?

Дети: Алексей Николаевич Толстой.

Воспитатель: кто запомнил, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме?

Дети: синквейн.

Воспитатель: какие ещё задания мы с вами выполняли в нашем сказочном путешествии?

Дети: отгадывали синквейн загадки.

Воспитатель: ребята, продолжайте любить сказки. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам нарисовать любимого героя из сказки «Буратино», на столе лежат карандаши, листочки и разноцветные кружочки. Возьмите кружочек и приклейте его на свой рисунок: зелёный, если вам было легко и все понравилось, жёлтый, если были затруднения и что-то было непонятно, красный, если было очень трудно и ничего не понятно.

Занятие окончено, вы все молодцы, отдыхайте!

Время          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке из соленого теста "Путешествие в сказочную страну"

Конспект занятия по лепке из соленого теста в средней группе...

Конспект факультативного занятия по лепке на тему "В сказочной стране"

На этом занятии мы лепили из соленого теста. Скажу честно - за образец для работы взяла одну из поделок размещенных в интернете, но у моих деток получилось еще лучше! Постараюсь загрузить фото, чтобы ...

Путешествие в сказочную страну

В своём занятии по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста мы отправляемся в путешествие ,где встречаемся с разными сказочными персонажами ,тем самым закрепляя изученнные ране...

Путешествие в сказочную страну. №2. Рисование сказочной страны.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Путешествие в сказочную страну. №3. Сказка в нарисованной стране.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...