Конспект обучение грамоте "Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

- характеристика звука с использованием схем;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №2

«Миасский детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

 «Знакомство с согласными звуками [М] и [М']  и буквой « М»

в подготовительной к школе группе

Подготовила: учитель –логопед

Галяева Алена Геннадьевна

с. Миасское

декабрь 2024 г.

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М).

Образовательные задачи:

     - характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей,воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

виды детской деятельности

Методические приёмы

игровая

игровые ситуации, дидактическая игра «Хлопни - топни»; игра         « Весёлый язычок»,  д/и « Скажи наоборот», мотивация: «Приглашение в путешествие по волшебной стране звуков и букв » .

познавательно - речевая

решение проблемных ситуаций

продуктивная

буквенный конструктор ( буква М) , мастерская по изготовлению продуктов детского творчества –        « дорисуй букву по точкам».  

коммуникативная

ситуативная беседа, вопросы, отгадывание загадок; чтение стихов.

Материалы и оборудование:  

Демонстрационный материал:  карточка с изображением буквы и звука « М» ( шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М».

Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения  твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные),  предметные картинки, где присутствует звук «М»,  картинки – сюрпризы.  

Ход занятия:

Звенит колокольчик (логопедь даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.

- доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы?  - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент:

– Сядьте  правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру           « Весёлый язычок», возьмите зеркала  - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка»  (схемы – карточки для  показа упражнений).

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И, Э, Ы.

- Они какие?

- Гласные.

-  почему мы их так называем?

- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

II. Введение в тему:

- Послушайте ребята, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте  внимательно:

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка:  

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)  

Появляется соответствующая картинка.

Слушайте третью загадку:

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?  (Мышка.)

Появляется соответствующая картинка.  

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)

 - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

 - Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме

 - Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

-  Что происходит с нашими губами?

-  Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- Что происходит с нашими зубами?

- они смыкаются.

- Где находится язык? (за зубами)

-  Да, а воздух выходит свободно?

-  нет, воздух встречает преграду

-  Что ему мешает?

-  губы.

- Звук (М) какой?

- согласный, твёрдый.

- каким мы его обозначаем цветом?

 -Синим. (л-выставляет кружок синего цвета)

- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

- согласный , мягкий.

- каким цветом мы его обозначаем?

- зелёным. ( л- выставляет кружок синего цвета)

- А для того, чтобы это всё получше  запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»

( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.

Физкультурная минутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот»

( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)

Работа со схемами.

Определение места звука (м) в слове.

- посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)

(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан) 

Гимнастика для глаз.

- дети рисуем восьмерки глазами, закройте глазки ,откройте,поморгайте.

Знакомство с буквой М.

- Дети, что мы можем сказать про звуки?

- Мы их слышим и произносим.

- А буквы ?

- Пишем.

- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

- На что похожа буква М? (ответы детей)

-  А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

- Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Молодцы.

Звуко – буквенный  анализ слова « Мак»

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).

У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).

- Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

- Под маком нарисованы клеточки,

- Что это обозначает?

(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

- Какой звук первый?    - ( м) – согласный, твёрдый, синим цветом.

- Какой второй? - (а)- гласный, красный.

- Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.

 - Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

- Сколько согласных?- два,  какие?- (м), (к).

- Сколько гласных? – один, какой?-  (а)

- Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один ( обозначают полоской).

 - Оживите звуки , первый и второй. ( дети ставят вместо фишек буквы)

4)  Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

- Молодцы справились с заданием.

Составление предложений со словом «Мак»

 - Составьте  предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме. 

( звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.

Анализ предложения:

- С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.

- Что ставится в конце предложения? – точка.

- Сколько слов в предложении? – три

- Какое первое?

- Какое второе?

- Какое третье?

- Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.

- Молодцы, справились с заданием.

-  Давайте заселим  букву М  в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят , в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М). 

- (дети встают в круг)

Рефлексия:

 - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- С буквой М (м).

- Какой звук она обозначает?

- Звук [ м ].

- Какой это звук? (согласный)

- А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким)

- Правильно.

- А что вам больше понравилось?

- Что  интересного запомнилось?

- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями  я вам  хочу подарить волшебные  «картинки – невидимки» ( с изображением буквы М точками.)

- Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Знакомство с согласными звуками [М] и [М\'] и буквой « М»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема: Согласный звук [ш], буква Ш.

Задачи: познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».

Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х.  Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по подготовке к обучению грамоте Тема: "согласные звуки [Л], [Ль] и буква Л. "

Цель: Познакомить со звуками [Л], [Ль] и буквой Л.Программное содержание:Образовательная: уточнение артикуляции звуков [Л] и [Ль]; формирование умений различать звуки [Л] и [Ль]; сравнение звуков по т...