Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук [ы] и буква «ы»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Фоос Мария Михайловна

Представляю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук [ы] и буква «ы»»

Цели:

Ознакомление с артикуляцией звука [ы],  образом буквы  «ы»

Задачи:

упражнять в умении находить местоположение звука в слове; формировать умения узнавать звук [ы] в ряду гласных звуков

 Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

-Доброе утро!

-Доброе утро

Солнцу и птицам!

-Доброе утро!

Приветливым лицам!

Каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, какой сегодня день недели? (четверг)

Каждый четверг мы с вами учимся красиво говорить, согласовывать слова, составлять предложения и правильно произносить звуки.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Вспомни слово». Давайте встанем в круг. Правила игры очень просты, я называю букву, вы по очереди называете слово, которое начинается на эту букву. Тот кто назвал слово, присаживается на стул.

2. Основная часть

Воспитатель:  Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.

-Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:

Звук – невидимка спрятался в часы,

А его братишка – дедушке в усы.

(ответы детей)

Воспитатель:

Ребята, давайте вместе произнесем звук[ы]. Губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,

голосовые связки вибрируют.  

-Как вы думаете, звук [ы]гласный или согласный? Объясните свой ответ. (ответы детей)

Правильно, звук[ы] – гласный, поется, живет в красном домике. Почему?

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

3. Игра «Поймаем звук»

Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!

 (стоя)

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И]  [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • сыр, мыло,  куст, дым, лук, индюк, пыль, утка

Воспитатель: Я расскажу вам один секрет.  Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой,  становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

Воспитатель: А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего вместе с воспитателем делают вывод).

- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

4. Физкультминутка.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

  – А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

5.Образование существительных множественного числа

Воспитатель: Звук [ы] – очень зажиточный звук.

- Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

- У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

- Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

6.Знакомство с буквой

       - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

       - Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        - Эта буква всегда маленького роста.

7. Анализ образа буквы

        Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим букву и заселим ее в «домик»

-Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).

- А палочки одинаковые или разные?

-  Напишите букву в воздухе пальчиком.

Практическая часть . Работа в тетради. Педагог оказывает помощь.        

Итог занятия

       - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

       - Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

       - Какой это звук?

Вы большие молодцы! Спасибо вам за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»

Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звуковой анализ слова "нос".

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: " Звуковой анализ слова "нос". На занятии используется игровые технологии В. Воскобовича -кораблики " Плюх-Плюх". Конспект состоит из сюрприз...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «Л, Л\'», буква «Л»»

Цель: Познакомить детей с согласной буквой «Л» и учить дифференцировать звуки «Л», «Л′» в словах....

Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе по теме «Звук [Н] и буква «Н» (октябрь)

Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь]. Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характерис...