Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе по теме «Звук [Н] и буква «Н» (октябрь)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].
Задачи:
1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой эн, научить печатать букву «ЭН» с помощью графического диктанта.
2. Развивающие: развивать связную речь, память, внимание
3. Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_zvuk_i_bukva_n.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте»
в подготовительной группе
Тема «Звук [Н] и буква «Н»
Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь].
Задачи:
1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой эн, научить печатать букву «ЭН» с помощью графического диктанта.
2. Развивающие: развивать связную речь, память, внимание
3. Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность
Материал: нарисованное на стене дерево, на которых буквы, изученные детьми, кукла, буква Н на листе бумаги, счетные палочки, тетрадь на каждого ребенка, карандаш, указка, карточки зеленого и синего цветов на каждого ребенка, буквы для чтения слогов.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
- Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения
Артикуляционная гимнастика:
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок-
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)
- К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой букву. Но какую букву она принесла, узнаем, отгадав загадки от Насти.
Что вдевают в иголку, когда хотят что-то шить? (Нитку.)
Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог.)
Пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка. (Ноты.)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо.)
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
- Настя принесла с собой букву Н, она мне сказала, что она мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.
Вы видите ленту букв, обращаю внимание на неё.
- Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).
- А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).
- А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
- Произнесем вместе звук [н]… (дети произносят)
- Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук [н] Твердо или мягко? (твердо) А звук [н] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Правильно, звук [н] согласный, твердый и звонкий.
- Но у звука [н] есть пара, это звук [нь], давайте его тоже проверим.
- Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
- Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.
- Как произносится звук [нь], твердо или мягко? (мягко)
- А звук [нь] глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук [нь], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [нь] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Правильно, звук [нь] согласный, мягкий и звонкий.
- Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука [н] и [нь], значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).
Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.
- Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).
- Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
- Молодцы, всё правильно выложили.
2.2. Игровое упражнение «Твердо – мягко»
-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук [Н], вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук [НЬ], то поднимете карточку зеленого цвета
(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)
- Молодцы, все слушали внимательно и верно поднимали карточки нужного цвета.
2.3. «Составь и прочитай»
- Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Лада, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
- Лев, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).
2.4. Графический диктант / Работа на рабочем листе
- Ребята, я вам раздам листы и карандаши. Сегодня мы будем учиться писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
- У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
- 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
- Какая буква у нас получилась? (ЭН)
- Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.
III. Заключительная часть
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? ([н], [нь]).
- Звук [н] какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук [нь] какой? (согласный, звонкий, мягкий)
- Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, кукле Насте очень понравилось на вас смотреть, как вы старательно занимаетесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы
Цели:· Уточнить артикуляцию звука [ы];· Упражнять детей в образовании существительных мно...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [ Б], [Б’] и буквы [Б]...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Г]. Буква Г»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук [Г]. Буква Г»ЦЕЛЬ: Закрепить знание звука [Г] и буквы Г.Задачи: Образовательные: закр...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы
-Уточнить артикуляцию звука [ы];-Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;-Познакомить детей с образом буквы ы;-Упражнять в умении находить местоположение звука в слове....