Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «Л, Л'», буква «Л»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Рябцева Анна Николаевна

Цель: Познакомить детей с согласной буквой «Л» и учить дифференцировать звуки «Л», «Л′» в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «Л, Л'», буква «Л»»

Цель: Познакомить детей с согласной буквой «Л» и учить дифференцировать звуки «Л», «Л′» в словах.

Задачи

Образовательные:

- Познакомить с буквой «Л»;

- Познакомить детей с согласными звуками «Л», «Л′»;

- Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука;

- Продолжать учить определять позицию звука в словах.

Развивающие:

- Развивать навыки звукобуквенного анализа, упражнять в проведении звукового анализа слов: «лиса», «луна»;

- Развивать зрительное внимание;

- Развивать артикуляцию и фонематический слух, память;

- Развивать общую моторику и тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

- Совершенствовать грамматический строй речи;

- Закреплять понятие «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий – твердый, звонкий»;

Воспитательные: 

- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки сотрудничества и взаимопомощи, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: звуковые карточки, предметные картинки буквы «Л», картинки со звуковыми схемами, слоги, таблица с картинками, картинки со звуковыми схемами, индивидуальные звуковые карточки, цветные карандаши, лабиринт по количеству детей.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Этап занятия

Структурные компоненты

деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время, мин.

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный

момент

- Доброе утро, ребята! Я очень рада сегодня видеть вас всех!

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
«Здравствуйте!» всем говорю,
И в ответ улыбку жду!
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!

- Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов путешествовать?

- Молодцы, все готовы отвечать.

Только хором не кричать

Кто ответ, ребята, знает,

Молча, руку поднимает!

Правило вам всем понятно?

- Это очень мне приятно!

Дети стоят на коврике

Ответы детей

Ответ детей

2 мин

Проблемная ситуация

- Итак, мы отправляемся в путешествие на волшебном транспорте, а каком, давайте выберем вместе! Закрываем глаза и отправляемся в путешествие в страну звуков…

- И что мы видим в стране звуков? (Буквы: А, О, У, Л, И, Ы, и звуковые домики:  красного, синего и зеленого цвета)

- Назовите, пожалуйста, звуки, которые обозначаются этими буквами. Чем отличается звук от буквы?

- Вот беда, ребята, одна из букв «заблудилась»!

-Почему именно эта буква заблудилась? (она согласная)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? (Согласные звуки не свободные)

- Звуковые «домики» какого цвета относятся к каждому из этих звуков?

Ответы детей

Ответы детей (протяжно поют гласные звуки);

- Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем;

- (буква Л)

3 мин

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Алфавит продолжит наш

Буква (Л) – лесной шалаш.

Клоун в цирке так хорош

Он на букву Л похож.

На что похожа буква Л?

-Из каких и скольких элементов состоит буква Л? (из двух)

 - Какие это элементы? (две наклонных палочки)

Предлагается ребенку «написать» букву «Л» в воздухе, а так же выложить букву из счетных палочек или карандашей.

- Звук «Л» согласный, звонкий (если закрыть уши ладонями и произнести звук еще раз, то можно услышать), он может быть твердым и мягким. Твердый звук «Л»  обозначаем, синим цветом, мягкий «Л’» – зеленым. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.

- Ребята, в волшебной стране знаний можно не только учиться, но и играть! Давайте поиграем!

Игра «Твердый - мягкий»

Определите, какой слышится звук в словах: твердый или мягкий. (На доске таблица с картинками)

Игра «Доскажи словечко» (с имитацией ответов)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую…(лису).

Летом на болоте все ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)

В чистом поле у березки на снегу видны полоски, подошла лиса поближе: здесь бежали чьи-то…(лыжи).

Хитрая плутовка, рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса).

Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе (лопатой).

На скамейке у ворот Лена горько слезы (льет).

Лейся, дождь, веселый, мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать босиком по…(лужам).

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…(лук).

- Ребята, представляете, а в волшебной стране звуков можно еще и петь! Споем песенки со звуками «Л» и « Л'»?

Мы споем разные песенки.  Одни похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:

Чтобы получилась песенка индюка нужно  надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро "бл- бл- бл». Попробуйте!

Ла- ла- ла – лодочка плыла (хором и индивидуально, громко и тихо).

-Ло- ло- ло – стало всем тепло.

- Лу- лу- лу – рады мы теплу.

- Ли- ли- ли - листочки выросли.

- Лю- лю- лю - рады они дождю.

- Ля- ля- ля - красивая земля.

- Какие вы молодцы!

Устал язычок, ему нужно отдохнуть немного, пусть погреется на солнышке!

(выполняется артикуляционное упражнение «Лопатка» - язычок спрятался за зубки)

А теперь попробуйте поиграть с язычком в «Ловишки». Будем его ловить зубами! (выполняется артикуляционное упражнение «Ал- ал- ал»)

Мы старались как всегда

Только чуть устали,

Отдохнуть пришла пора,

На разминку, детвора!

Физкультминутка "Буква Л":

Буквой «Л» расставим ноги, (расставить ноги на ширине плеч)

Словно в пляске - руки в боки (руки на пояс)

Наклонившись влево, вправо, (наклоны влево - вправо)

Получается на славу! (развести руками)

Буква Л для всех важна. (погрозить пальцем правой руки)

Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)

Самолету и лягушке, (полететь как самолет, попрыгать как лягушка)

Солнцу, листику, хлопушке. (руки вытянуть вверх, потрясти кистями рук,       хлопнуть в ладоши)

А  мы продолжаем наше путешествие, и на пути у нас появилось очень сложное задание! Ребята, поможете его выполнить?

Звуковой анализ слов: луна, лиса, составление их со звуковых схем. (Дети используют звуковые карточки)

-Сколько слогов в слове «луна»?

 -Назовите первый слог «Лу, ли».

-Назовите второй слог «На, са».

-С какого звука начинается слово? (со звука «Л»)

Тогда, получается, в какой части слова находится звук «Л, Л'»? (в начале)

 -Какой он согласный или гласный? Мягкий или твердый?  Почему?

-Какой второй звук?

 -Какой третий звук?

-Какой последний звук?

-Сколько всего звуков в слове?

-Сколько гласных звуков?

 -Сколько согласных звуков?

Игра «Назови слово со звуком «Л».

-Придумайте слова, в которых  звук «Л», «Л′» был бы в начале слова,  в середине и в конце. (Например: Лак, полка, стол)

Чтение слогов. Буква «Л» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с гласными буквами. Нужно прочитать слоги, находящиеся на доске или в руках у педагога: «Ла - ло - лу - ли – лы».

Ответы детей

Ответы детей

Дети повторяют за педагогом песенки на звукопроизношение

Ответы детей

17 мин

Самостоятельное

Ребята, вот и подходит к концу наше с вами волшебное путешествие, и чтобы вернуться обратно, нам с вами нужно превратиться в лисичку и пройти лабиринт!

Дети проходят лабиринт на листе бумаги.

3мин

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Добро пожаловать домой! Ребята, где вы сегодня были и с каким звуком сегодня познакомились?

-Что вам понравилось больше всего?

-Какая игра запомнилась?

«Что нового узнали?»

 «Помогали ли вы другим детям?».

 «Вы смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».

2 мин

3

Рефлексия

Какое у вас сейчас настроение? Предлагаю вам выразить свое настроение на ваших рисунках с лабиринтом. Если настроение хорошее, то можно нарисовать на полянке красивые весенние цветочки! На этом наше занятии окончено, всем большое спасибо за внимание, хорошую работу и отличное настроение!

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Букво-звукознайки»

Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте". Развивать внимание, память, воображение....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»

Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...

Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе по теме «Звук [Н] и буква «Н» (октябрь)

Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь]. Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характерис...