Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «Л, Л'», буква «Л»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: Познакомить детей с согласной буквой «Л» и учить дифференцировать звуки «Л», «Л′» в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «Л, Л'», буква «Л»»
Цель: Познакомить детей с согласной буквой «Л» и учить дифференцировать звуки «Л», «Л′» в словах.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить с буквой «Л»;
- Познакомить детей с согласными звуками «Л», «Л′»;
- Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука;
- Продолжать учить определять позицию звука в словах.
Развивающие:
- Развивать навыки звукобуквенного анализа, упражнять в проведении звукового анализа слов: «лиса», «луна»;
- Развивать зрительное внимание;
- Развивать артикуляцию и фонематический слух, память;
- Развивать общую моторику и тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Закреплять понятие «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий – твердый, звонкий»;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки сотрудничества и взаимопомощи, самостоятельности, активности и инициативности.
Оборудование: звуковые карточки, предметные картинки буквы «Л», картинки со звуковыми схемами, слоги, таблица с картинками, картинки со звуковыми схемами, индивидуальные звуковые карточки, цветные карандаши, лабиринт по количеству детей.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Этап занятия | Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время, мин. | ||
1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | - Доброе утро, ребята! Я очень рада сегодня видеть вас всех! Встанем мы в кружочек дружно, - Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов путешествовать? - Молодцы, все готовы отвечать. Только хором не кричать Кто ответ, ребята, знает, Молча, руку поднимает! Правило вам всем понятно? - Это очень мне приятно! | Дети стоят на коврике Ответы детей Ответ детей | 2 мин |
Проблемная ситуация | - Итак, мы отправляемся в путешествие на волшебном транспорте, а каком, давайте выберем вместе! Закрываем глаза и отправляемся в путешествие в страну звуков… - И что мы видим в стране звуков? (Буквы: А, О, У, Л, И, Ы, и звуковые домики: красного, синего и зеленого цвета) - Назовите, пожалуйста, звуки, которые обозначаются этими буквами. Чем отличается звук от буквы? - Вот беда, ребята, одна из букв «заблудилась»! -Почему именно эта буква заблудилась? (она согласная) - Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? (Согласные звуки не свободные) - Звуковые «домики» какого цвета относятся к каждому из этих звуков? | Ответы детей Ответы детей (протяжно поют гласные звуки); - Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем; - (буква Л) | 3 мин | |
2 | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | Алфавит продолжит наш Буква (Л) – лесной шалаш. Клоун в цирке так хорош Он на букву Л похож. На что похожа буква Л? -Из каких и скольких элементов состоит буква Л? (из двух) - Какие это элементы? (две наклонных палочки) Предлагается ребенку «написать» букву «Л» в воздухе, а так же выложить букву из счетных палочек или карандашей. - Звук «Л» согласный, звонкий (если закрыть уши ладонями и произнести звук еще раз, то можно услышать), он может быть твердым и мягким. Твердый звук «Л» обозначаем, синим цветом, мягкий «Л’» – зеленым. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны. - Ребята, в волшебной стране знаний можно не только учиться, но и играть! Давайте поиграем! Игра «Твердый - мягкий» Определите, какой слышится звук в словах: твердый или мягкий. (На доске таблица с картинками) Игра «Доскажи словечко» (с имитацией ответов) Серый волк в густом лесу встретил рыжую…(лису). Летом на болоте все ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка) В чистом поле у березки на снегу видны полоски, подошла лиса поближе: здесь бежали чьи-то…(лыжи). Хитрая плутовка, рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса). Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе (лопатой). На скамейке у ворот Лена горько слезы (льет). Лейся, дождь, веселый, мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать босиком по…(лужам). Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…(лук). - Ребята, представляете, а в волшебной стране звуков можно еще и петь! Споем песенки со звуками «Л» и « Л'»? Мы споем разные песенки. Одни похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика: Чтобы получилась песенка индюка нужно надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро "бл- бл- бл». Попробуйте! Ла- ла- ла – лодочка плыла (хором и индивидуально, громко и тихо). -Ло- ло- ло – стало всем тепло. - Лу- лу- лу – рады мы теплу. - Ли- ли- ли - листочки выросли. - Лю- лю- лю - рады они дождю. - Ля- ля- ля - красивая земля. - Какие вы молодцы! Устал язычок, ему нужно отдохнуть немного, пусть погреется на солнышке! (выполняется артикуляционное упражнение «Лопатка» - язычок спрятался за зубки) А теперь попробуйте поиграть с язычком в «Ловишки». Будем его ловить зубами! (выполняется артикуляционное упражнение «Ал- ал- ал») Мы старались как всегда Только чуть устали, Отдохнуть пришла пора, На разминку, детвора! Физкультминутка "Буква Л": Буквой «Л» расставим ноги, (расставить ноги на ширине плеч) Словно в пляске - руки в боки (руки на пояс) Наклонившись влево, вправо, (наклоны влево - вправо) Получается на славу! (развести руками) Буква Л для всех важна. (погрозить пальцем правой руки) Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки) Самолету и лягушке, (полететь как самолет, попрыгать как лягушка) Солнцу, листику, хлопушке. (руки вытянуть вверх, потрясти кистями рук, хлопнуть в ладоши) А мы продолжаем наше путешествие, и на пути у нас появилось очень сложное задание! Ребята, поможете его выполнить? Звуковой анализ слов: луна, лиса, составление их со звуковых схем. (Дети используют звуковые карточки) -Сколько слогов в слове «луна»? -Назовите первый слог «Лу, ли». -Назовите второй слог «На, са». -С какого звука начинается слово? (со звука «Л») Тогда, получается, в какой части слова находится звук «Л, Л'»? (в начале) -Какой он согласный или гласный? Мягкий или твердый? Почему? -Какой второй звук? -Какой третий звук? -Какой последний звук? -Сколько всего звуков в слове? -Сколько гласных звуков? -Сколько согласных звуков? Игра «Назови слово со звуком «Л». -Придумайте слова, в которых звук «Л», «Л′» был бы в начале слова, в середине и в конце. (Например: Лак, полка, стол) Чтение слогов. Буква «Л» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с гласными буквами. Нужно прочитать слоги, находящиеся на доске или в руках у педагога: «Ла - ло - лу - ли – лы». | Ответы детей Ответы детей Дети повторяют за педагогом песенки на звукопроизношение Ответы детей | 17 мин |
Самостоятельное | Ребята, вот и подходит к концу наше с вами волшебное путешествие, и чтобы вернуться обратно, нам с вами нужно превратиться в лисичку и пройти лабиринт! | Дети проходят лабиринт на листе бумаги. | 3мин | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Добро пожаловать домой! Ребята, где вы сегодня были и с каким звуком сегодня познакомились? -Что вам понравилось больше всего? -Какая игра запомнилась? «Что нового узнали?» «Помогали ли вы другим детям?». «Вы смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...». | 2 мин | ||
3 | Рефлексия | Какое у вас сейчас настроение? Предлагаю вам выразить свое настроение на ваших рисунках с лабиринтом. Если настроение хорошее, то можно нарисовать на полянке красивые весенние цветочки! На этом наше занятии окончено, всем большое спасибо за внимание, хорошую работу и отличное настроение! | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-615036-1427566130.jpg)
Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б». ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/04/picture-1003012-1559666336.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»
Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/03/picture-981524-1709481208.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/05/picture-1186244-1609822517.jpg)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Букво-звукознайки»
Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте". Развивать внимание, память, воображение....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/12/picture-1328668-1618243329.jpg)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»
Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-1117715-1552991713.jpg)
Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе по теме «Звук [Н] и буква «Н» (октябрь)
Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь]. Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характерис...