Конспект группового занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [к]-[к']. Буква К.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и упражнения со звуками [к], [к'], буквой К.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  группового занятия  по обучению грамоте на тему:

 «В гостях у Звуковичка. Звуки [к]-[к']. Буква К.»

       Цели:

  коррекционно-образовательные: 

  • уточнить  артикуляцию  звуков [к], [к'],
  • закрепить навыки четкого произношения и различения  этих звуков  в слогах, словах, фразах.  
  • учить выделять звуки [к], [к'] из ряда  слогов, слов,  из начала, середины, конца  слова;
  • обучать звуковому анализу и синтезу.
  • познакомить с графическим изображением звуков – буквой К;

   коррекционно-развивающие:  развитие  слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой,  артикуляционной и общей  моторики; общих речевых навыков;

  воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.

   Оборудование: индивидуальные зеркала;  картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [к], [к']; картинки – символы звуков [к], [к'];   демонстрационные буквы, кассы, звуко-буквенный  конструктор,  сигнальные флажки синего и зеленого цвета, изограф, игра «Весёлый поезд».

                                                 Ход занятия:

1.Организационный момент.

На доске помещён изограф    

Логопед: - Дети,  посмотрите на доску. Какие буквы здесь  спрятались? (О, Н, У, И, П, М, Г, А).

Буквы вы скорей найдите

И указкой обведите.

                                   (Дети обводят буквы  указкой).

       2. Артикуляционная гимнастика.

 «Заборчик»

 «Качели»

 «Часики»

 «Горка»

 «Чашечка»

 «Заборчик»

          3. Объявление темы.

Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Тогда слушайте внимательно:

Нам,  ребята, помогите!

Вы пропажу нам найдите!

Звукоед зашёл вчера,

Чтоб позавтракать с утра.

Звуки съесть он захотел

И два каких-то звука съел!

Были кит, корзина, кошка –

Стали …ит, …орзина, …ошка.

Была каша, были кеды,

Стали просто …аша, …еды!

Догадались или нет,

               Что отведал Звукоед?

Логопед: Какие звуки съел звукоед? ([к], [к']). Это письмо написали жители Страны звуков. Они зовут нас к себе на помощь. Если вы выполните все задания, звуки [к], [к'] снова к ним вернутся.

4. Знакомство со звуками.

Логопед:  

-Ребята давайте теперь все вместе произнесем  звук [к] и определим,    какой это звук. Когда мы произносим звук [к], то:

- губки свободны;

- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к   мягкому небу;

- горлышко «молчит».

Символ звука: идет сильный дождик: КККК.

-Ребята,  какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

-Каким  квадратиком  будем его обозначать? (синим).

Логопед:  

-Ребята давайте теперь все вместе произнесем мы произносим звук [к'].

Символ звука: идет мелкий дождик: кькькь...

Этот звук согласный, мягкий,  глухой, обозначается зеленым квадратиком.

5. Формирование фонематического восприятия.

  • Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Молоко даёт нам кто-то,

Детям пить его охота.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ….(Коровы)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки. (Кошка)

Сто одежек,

Все — без застежек. (Капуста)

Он живёт в Австралии,

Прыгает, как мячик,

И в сумку на животике

Своих детишек прячет. (Кенгуру)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — пищит,

Сядет — молчит. (Комар)

В воду любит окунаться,

В краски любит одеваться,

А потом в альбом мой – скок!

И раскрасила цветок!   (Кисточка)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю.  (Курица)

Логопед: Ребята, в  волшебной стране летает много разных звуков. Мы сейчас превратимся в регулировщиков  и будем ловить звуки [к], [к'].

  • Игра «Регулировщики»

Дети должны  поднять вверх синий флажок, если услышат  твёрдый звук [к] и зелёный флажок, если услышат мягкий звук [к']:  

    - ки,  ка, ик, кя, акь, , окь, ку,…;

    - кит,  мак, кирпич, кино,  макароны, кенгуру, парк, капуста, кегли, кошка,  корова; кеды, кисть, куст.

Логопед: В стране звуков ездит весёлый поезд. Нам нужно разместить картинки по вагончикам. В первом вагончике мы разместим картинки, в которых звук [к] или  [к'] находится в начале слова, во втором вагончике – в середине слова, в третьем – в конце слова.

  • Игра  «Весёлый поезд»

Дети определяют, где находится звук  [к] или [к']  в словах:

самокат, утка, кот, кружок, клубок, кино, молоток, рубашка, колосок, кошка, кепчуп, кенгуру, клумба, крыса, мак, рак, мак, каша, лук…

Логопед: Молодцы! Вы справились  с этим  заданием!  Но нам надо справиться с одним  заданием. Нехороший  Звукоед съел последний звук в словах. Я назову начало слова, а вы в конце  добавите  звук  [к] и назовёте целое слово.

  • Игра «Договори  звук  в слове»

  Вол...(к), пол..., пар..., рыба..., лото..., моря..., завтра..., молото…, кружо…, лу…,  жу…, пау…,  клубо…

  • Проговаривание чистоговорок:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Логопед: Ребята, Звукоед любит заниматься физкультурой. Нам нужно от него не отставать, чтобы быть тоже  ловкими и быстрыми.

6.  Динамическая пауза.

Любит   Звукоед зарядку,

Упражненья  по  порядку:

Руки в стороны и вверх,

Снова в стороны и вниз.

Наклонились, распрямились,

Наклонились, распрямились!

Одну ногу вверх подняли

И  немного помахали.

Машем мы  ногой другой,

А теперь и головой!

Звукоеду погрозим:

«Мы тебя ведь победим!»

7. Знакомство с буквой К.

Логопед:  Все звуки на письме обозначаются буквами.  Звуки   [к] и  [к'] обозначаются буквой  К.

- Ребята,  посмотрите на букву  К.

Вправо выставила ножку,

Руку кверху подняла,

С удивленьем посмотрела

На соседей буква К.

- На что еще похожа буква К?

Логопед:  Ребята,  Звукоед  испортил  нашу  букву К.

Нехороший Звукоед,

Он наделал много бед!

Звуки он  заколдовал,

Букву К  он разорвал.

Звукоеда обхитрим,

Букву К соединим.

  • Игра  «Буквенный конструктор»

(Выкладывание из различных элементов буквы К.)

-Сколько элементов в этой букве? Какие?  (одна прямая, длинная полоска, две коротких)

8. Работа в кассах.

- Найдите в кассах букву К.

Выкладывание из букв, преобразование,   звуковой анализ и синтез, чтение   слов:

                       КОТ – КИТ

9. Итог.

 Логопед: Ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли жителям Страны звуков. Выручили звуки  [к] и [к'], собрали букву К. Теперь в Стране звуков полный порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с

Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"

Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки Р и Рь. Буква Р»

Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР 6-7 лет....