Конспект по обучению грамоте «Звук [к] и буква К.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Звук [к] и буква К.
Доминирующая образовательная область: «Фонематическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Программное содержание: Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней; развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: упражнение «Слушай внимательно»; работа по букварю «К»; игра «Облака»; игра «Кто больше?».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрации к упражнениям. Наглядный: палочки, рабочая тетрадь, карандаши.
Планируемые результаты: научились находить новую букву среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Упражнение | «Слушай внимательно» | 4 мин |
2 | Работа по букварю | «К» | 7 мин |
3 | Игра | «Облака» | 6 мин |
4 | Игра | «Кто больше?» | 5 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Громко дудочка поёт
Ребятишек в круг зовёт.
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
II. Основная часть
1.Упражнение «Слушай внимательно»
Педагог. А вот с каким звуком мы познакомимся сегодня, вы скажете мне сами. Слушайте внимательно слова, которые я произнесу.
Сок, молоток, замок, платок.
- Каким звуком они заканчиваются? Дети. Звуком [к].
Педагог. Вот об этом звуке мы и будем говорить. Произнесите его и скажите, какой он, гласный или согласный.
Дети. [К] — это согласный звук. У нас во рту есть преграда, петь этот звук нельзя.
Педагог. Правильно. Почувствуйте, как язык прижимается к нёбу в глубине рта. Вот это и есть преграда из языка.
- Каким цветом мы будем обозначать этот звук? Дети. Синим.
Педагог. Обратите внимание: звук [к] произносится очень коротко, отрывисто, его нельзя не только петь, но и тянуть. Давайте научимся отличать этот звук от других известных вам звуков. Если вы услышите новый звук, то поднимите синий сигнал, если вы услышите любой другой звук, то поднимете желтый сигнал. Слушайте внимательно.
Для упражнения используется цепочка звуков: [у], [м], [к], [о], [к], [т], [п], [к]. Дети поднимают соответствующие сигналы.
Педагог. Теперь вы будете поднимать синие сигналы, если в слоге будет звук [к]. Если этого звука не будет в слоге, то вы поднимете желтые сигналы. Будьте внимательны! Для упражнения используется цепочка слогов: ом, ку, по, та, ни, ка, уп, ук, ко, оп. Дети поднимают соответствующие сигналы.
Педагог. Теперь вы станете поднимать синие сигналы, если в слове будет звук [к]. Если этого звука не будет в слове, то вы поднимите желтые сигналы. Я надеюсь, что вы будете внимательными!
Для упражнения используется цепочка слов: сок, колобок, слон, нос, совок, лама, папка, кукушка, лимон, диван.
Дети поднимают соответствующие сигналы.
Педагог. И наконец, вы будет поднимать синие сигналы, если в предложении будут слова со звуком [к]. Если этого звука не будет в словах, из которых состоит предложение, то вы поднимете желтые сигналы. Будьте внимательны! Для упражнения используются предложения: «Кукушка кукушонку купила капюшон. От топота копыт пыль по полю летит. Мама мыла рамы. У Ромы шары. Сорока кашу варила». Дети поднимают соответствующие сигналы. Педагог. Молодцы! Вы не допустили ни одной ошибки! Педагог убирает сигналы.
2. Работа по букварю
Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы и послушайте стихотворение.
Катя котенка катала в коляске.
Как погремушки, висели колбаски.
- В каких словах вы услышали звук [к]? Дети. Катя, котенка, катала, коляске, как, погремушки, колбаски.
Педагог. Правильно. Молодцы! Посмотрите на картинку в нижней части страницы. Кого вы видите на ней? Дети. Это клоун.
Педагог. Давайте поможем клоуну уложить в рюкзак те предметы, названия которых начинаются со звука [к]. Перечислите названия этих предметов. Дети. Книга, карандаши, краски, кружка.
Педагог. Рядом с клоуном лежат и предметы, в названиях которых звук [к] находится в конце или в середине. Какие это предметы? Дети. Молоток, наперсток, морковка.
Педагог. В верхнем левом углу страницы вы видите новую букву Кк. Из скольких элементов она состоит? Из каких элементов она состоит? Как расположены эти элементы? Дети. Буква К состоит из трех элементов, из одной длинной и двух коротких палочек. Две коротких палочки расположены уголком с правой стороны от длинной палочки. Педагог. «Напишите» букву К в воздухе. Дети выполняют задание.
Педагог. Пройдите к магнитной доске и сложите букву К из трех палочек. Дети выполняют задание.
Педагог. Все правильно сложили букву К. Молодцы! Дома вы слепите ее из пластилина, как это показано в букваре. Теперь пройдите за стол, сядьте правильно, не наклоняйте голову низко, будем читать все, что написано в зеленой рамке. Дети. Ак, ук, ок, ик, ка, ку, ко, ки, кок, ток, мак, ком, кот, кит, маки, мука, кати.
Педагог. Очень хорошо. Прочитайте подписи под картинками. Дети. Кок, кит. Аким, кати ком!
Педагог. Вы очень хорошо читали сегодня. А какое предложение вы прочитали? Дети. Аким, кати ком!
Педагог. Верно. Обратите внимание: в конце этого предложения стоит не точка, а восклицательный знак. Закройте буквари.
3. Подвижная игра «Облака».
Координация речи с движением. Обучение расслаблению.
Педагог приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.
Облака плывут куда-то...
Словно сахарная вата,
Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками.
Белые, кудрявые
В синем небе плавают. Меняют направление движения.
У них толстые бока. Останавливаются, разводят руки, показывают толстые бока.
Только тают облака, Опускают руки.
Постепенно исчезают, Тают, тают, улетают... Опускают голову и плечи. Расслабляются
4. Работа в рабочей тетради.
Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с простыми и цветными карандашами.
Педагог. Вы видите на страничке слева новую букву. Сначала возьмите простой карандаш и обведите маленькую букву к по точкам, потом возьмите цветной карандаш и раскрасьте обе буквы.
- Каким карандашом вы это сделаете? Дети. Синим.
Педагог. Какие картинки нарисовал художник рядом с буквами? Дети. Конфету, куклу и клоуна.
Педагог. С какого звука начинаются эти слова? Дети. Со звука [к].
Педагог. Вы раскрасите их так, как вам хочется, когда проснетесь, после полдника. А сейчас давайте напишем по точкам части слов. Прочитайте их. Дети. Ак, ук, ок, ик.
Педагог. Будьте внимательны. Писать буквы нужно по порядку, слева направо. Посмотрите, как я напишу к на доске. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им необходимую помощь, показывает на доске, как пишется каждый слог. Обязательно оценивается работа каждого из детей.
5. Игра «Кто больше?»
- Дети, поиграем в игру «Кто больше?». Назовите мне, по очереди, как можно больше слов на букву К. Победит соответственно тот ребенок, который больше всех назовет слов.
III. Заключительная часть
Воспитатель:- Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было
интересно делать, а потом оценивает их работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "
Данный конспект поможет вам познакомить детейс графическим образом буквы К, научить определять место звуков [к-кь] в слове, а так же прожолжать развивать внимание, память, мышл...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"
Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [т]-[т’]. Буква Т»
Рекомендовано воспитателям ДОУ....
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...
Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й
Тема: Звук[Й]. Буква ЙЦели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных ...
Конспект по обучению грамоте «Звук «Ш» и буква «Ш»
Согласный звук [ш], буква Ш. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Цель: автоматизация звука Ш в речи, знакомство с буквой Ш....