Конспект НОД по программе «Развитие речи»(Подготовка к обучению грамоте) в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Габдуллина Алина Рустамовна

Цель: Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.

 Тема: «Волшебный шар»

Источник:Л.Е.Журова,Н.С. Варенцова,Н.В.Дурова,Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте».

Задачи:

Образовательные:

Учить определять интонационно выделенный зук в слове.

Учить различать иназывать твердые и мягкие согласные звуки.

Развивающие:

Закреплять умение  детей сравнивать слова по протяженности.

Учить называть слова с заданным количеством слогов.

Развивать речевое внимание; фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к звучащему слову.

Воспитывать желание помочь другому.

Словарная работа:Обогащение словаря:   

Методы и приемы: Словесный: психогимнастика, объяснение, загадывание загадок, словесные игры,беседа, вопросы, . Наглядный: рассматривание  игрушек, предметных картинок. Игровой: артикуляционная гимнастика,  сюрпризный момент, малоподвижная игра « Ветер ветерок» . Практические выполнение заданий.

Материалы и оборудование: Карточки с артикуляционной гимнастикой «Маляр»,«Слоник»,«Вкусное варенье»,шляпа феи и накидка,письмо,3 ключа . замок,мяч. Книжная полка с игрушками:Мяч,кот,дом, лев. Два домика( синий и зеленый), 2 мальчика ( плоскостные),предметные картинки. Сундучок, волшебный шар.

Предварительная работа: Разучивание артикуляционной гимнастики, отгадывание загадок , Словесная игра «Найди первый звук», деление слов на слоги, называние слов с заданным звуком, знакомство с твердым и мягким звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gabdullina_a.r.obuchenie_gramote.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное административное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»

Конспект НОД

по программе «Развитие речи»(Подготовка к обучению грамоте)

в старшей группе

№9 «Крепыш»

на тему: «Волшебный шар»

                                                                     Подготовила и провела:

Воспитатель: Габдуллина А. Р. г. Когалым

2024 год

Цель: Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.

 Тема: «Волшебный шар»

Источник:Л.Е.Журова,Н.С. Варенцова,Н.В.Дурова,Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте».

Задачи:

Образовательные:

Учить определять интонационно выделенный зук в слове.

Учить различать иназывать твердые и мягкие согласные звуки.

Развивающие:

Закреплять умение  детей сравнивать слова по протяженности.

Учить называть слова с заданным количеством слогов.

Развивать речевое внимание; фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к звучащему слову.

Воспитывать желание помочь другому.

Словарная работа:Обогащение словаря:  

Методы и приемы: Словесный: психогимнастика, объяснение, загадывание загадок, словесные игры,беседа, вопросы, . Наглядный: рассматривание  игрушек, предметных картинок. Игровой: артикуляционная гимнастика,  сюрпризный момент, малоподвижная игра « Ветер ветерок» . Практические выполнение заданий.

Материалы и оборудование: Карточки с артикуляционной гимнастикой «Маляр»,«Слоник»,«Вкусное варенье»,шляпа феи и накидка,письмо,3 ключа . замок,мяч. Книжная полка с игрушками:Мяч,кот,дом, лев. Два домика( синий и зеленый), 2 мальчика ( плоскостные),предметные картинки. Сундучок, волшебный шар.

Предварительная работа: Разучивание артикуляционной гимнастики, отгадывание загадок , Словесная игра «Найди первый звук», деление слов на слоги, называние слов с заданным звуком, знакомство с твердым и мягким звуком.

Ход занятия:

Орг. момент: Воспитатель в кругу с детьми.

Психогимнастика:

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.

(Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики).

Воспитатель: Сейчас ребята мы подготовим ваши язычки к занятию. Для этого сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционая гимнастика:

«Маляр»

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

 Ремонту каждый будет рад.

«Слоник»

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

«Вкусное варенье»

Каждый раз по воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну.
Я попрошу вас закрыть глаза. Мы сейчас с вами произнесём заклинательные слова «Крибле-крабле-бумс» 3 раза. (
Воспитатель в это время надевает шляпу феи и накидку).
Вот, ребята, мы очутились в сказочной стране. Теперь я фея. У меня есть младшая сестра — фея Эвелина. Она прислала вам письмо.

(Воспитатель достает письмо из конверта, читает).
Дорогие ребята! Меня зовут фея Эвелина. Я обращаюсь к вам за помощью. Злой колдун лишил меня магической силы. Он украл у меня ключ от сундучка, в котором хранится мой волшебный шарик. Без этого шарика я не смогу совершать волшебства. Дело в том, что этот ключ находится в вашей группе. Отгадав загадки, и выполнив 3 задания, вы найдёте 3 ключа. Но лишь один из них подходит к замку от сундучка. Пожалуйста, помогите мне! Сундучок я посылаю со своей сестрой. Спасибо вам большое!

Воспитатель: Поможем, ребята, моей сестре! Будем искать ключики?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот это сундучок, который прислала моя сестра.

Воспитатель: Будем искать первый ключ. Он находится в том месте, где лежит отгадка.

Есть в комнате портрет

Во всём на нас похожий

Засмейтесь — и в ответ

Он засмеётся тоже.( Зеркало).

(Воспитатель подходит к зеркалу и находит ключ).

Воспитатель: А ключ-то непростой. К нему задание:

Игра «Назови звук».

Воспитатель:Я буду бросать вам мяч, а вы должны определить звук в слове, который я выделила.

Воспитатель произносит слова с интонационным выделением звука.(шарр, машшина,ддом,маК, Лук, саНи, массло, пороссёнок, самоллёт, киТ, лыжжи, магаззин, реКа, соБака, ррука, ррека, Волк.).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Воспитатель: Правильно ребята, идем к стеллажу с книгами.

Мы нашли второй ключ, к нему тоже идет задание.

 На стеллаже стоят предметы  в названии которых  один слог.( Мяч,кот,дом, лев)

Воспитатель: Посмотрите, здесь стоят предметы. Ангелина, назови предмет, и определи сколько в этом слове слогов. Сколько в этом слове слогов (1 слог). Послушай задание: тебе нужно изменить это слово так, чтобы в нем стало 2 или 3 слога. (Кот-котенок, котик).Как мы можем проверить сколько слогов в слове? ( Прохлопать)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со вторым заданием и получили второй ключ.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Ветер-Ветерок»

На слово «ветер» вы должны поднять руки, сильно ими раскачивать (как качаются деревья от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово ветерок вы должны присесть, тихонько петь песенку

ветерка — ш-ш-ш и слегка раскачивать руками (как качается травка от слабого ветерка).

Воспитатель: Отдохнули? Идем дальше. Следующая загадка:

Это чудо просто диво,

На ней ошибку допустил,

Тряпочкой легко, красиво,

Её быстро удалил!( доска).

Воспитатель: Вот и третий ключ. Нужно выполнить последнее задание.

На доске 2 домика, один домик синий, в котором будут жить предметы, начинающиеся на твердый звук, второй домик зеленый, в нем будут жить предметы, которые начинаются на мягкий звук.

 Например: батон, первый звук б твердый, значит это предмет мы заселим в синий домик.

Воспитатель: Мы отлично справились со всеми тремя заданиями, и у нас 3 ключика. Давайте попробуем открыть волшебный сундучок. Спасибо вам, ребята, за помощь. Я обязательно передам этот волшебный шар моей сестре.

Рефлексия:

 Скажите, вам понравилось выполнять задания?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Какое задание показалось вам самым сложным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.

Игры помогут активизировать словарный запас детей, будут способствовать развитию связной речи, закреплению знаний букв....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в старшей группе для детей с нарушенным слухом

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО «РСВ И ОП» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №5 ТЕМА: «ЗВУК [Л]. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА». ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...