Конспект НОД по программе «Развитие речи»(Подготовка к обучению грамоте) в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
Тема: «Волшебный шар»
Источник:Л.Е.Журова,Н.С. Варенцова,Н.В.Дурова,Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте».
Задачи:
Образовательные:
Учить определять интонационно выделенный зук в слове.
Учить различать иназывать твердые и мягкие согласные звуки.
Развивающие:
Закреплять умение детей сравнивать слова по протяженности.
Учить называть слова с заданным количеством слогов.
Развивать речевое внимание; фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к звучащему слову.
Воспитывать желание помочь другому.
Словарная работа:Обогащение словаря:
Методы и приемы: Словесный: психогимнастика, объяснение, загадывание загадок, словесные игры,беседа, вопросы, . Наглядный: рассматривание игрушек, предметных картинок. Игровой: артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент, малоподвижная игра « Ветер ветерок» . Практические выполнение заданий.
Материалы и оборудование: Карточки с артикуляционной гимнастикой «Маляр»,«Слоник»,«Вкусное варенье»,шляпа феи и накидка,письмо,3 ключа . замок,мяч. Книжная полка с игрушками:Мяч,кот,дом, лев. Два домика( синий и зеленый), 2 мальчика ( плоскостные),предметные картинки. Сундучок, волшебный шар.
Предварительная работа: Разучивание артикуляционной гимнастики, отгадывание загадок , Словесная игра «Найди первый звук», деление слов на слоги, называние слов с заданным звуком, знакомство с твердым и мягким звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gabdullina_a.r.obuchenie_gramote.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное административное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма «Берёзка»
Конспект НОД
по программе «Развитие речи»(Подготовка к обучению грамоте)
в старшей группе
№9 «Крепыш»
на тему: «Волшебный шар»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Габдуллина А. Р. г. Когалым
2024 год
Цель: Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка.
Тема: «Волшебный шар»
Источник:Л.Е.Журова,Н.С. Варенцова,Н.В.Дурова,Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте».
Задачи:
Образовательные:
Учить определять интонационно выделенный зук в слове.
Учить различать иназывать твердые и мягкие согласные звуки.
Развивающие:
Закреплять умение детей сравнивать слова по протяженности.
Учить называть слова с заданным количеством слогов.
Развивать речевое внимание; фонематический слух.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к звучащему слову.
Воспитывать желание помочь другому.
Словарная работа:Обогащение словаря:
Методы и приемы: Словесный: психогимнастика, объяснение, загадывание загадок, словесные игры,беседа, вопросы, . Наглядный: рассматривание игрушек, предметных картинок. Игровой: артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент, малоподвижная игра « Ветер ветерок» . Практические выполнение заданий.
Материалы и оборудование: Карточки с артикуляционной гимнастикой «Маляр»,«Слоник»,«Вкусное варенье»,шляпа феи и накидка,письмо,3 ключа . замок,мяч. Книжная полка с игрушками:Мяч,кот,дом, лев. Два домика( синий и зеленый), 2 мальчика ( плоскостные),предметные картинки. Сундучок, волшебный шар.
Предварительная работа: Разучивание артикуляционной гимнастики, отгадывание загадок , Словесная игра «Найди первый звук», деление слов на слоги, называние слов с заданным звуком, знакомство с твердым и мягким звуком.
Ход занятия:
Орг. момент: Воспитатель в кругу с детьми.
Психогимнастика:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
(Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики).
Воспитатель: Сейчас ребята мы подготовим ваши язычки к занятию. Для этого сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционая гимнастика:
«Маляр»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
«Слоник»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
«Вкусное варенье»
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну.
Я попрошу вас закрыть глаза. Мы сейчас с вами произнесём заклинательные слова «Крибле-крабле-бумс» 3 раза. (Воспитатель в это время надевает шляпу феи и накидку).
Вот, ребята, мы очутились в сказочной стране. Теперь я фея. У меня есть младшая сестра — фея Эвелина. Она прислала вам письмо.
(Воспитатель достает письмо из конверта, читает).
Дорогие ребята! Меня зовут фея Эвелина. Я обращаюсь к вам за помощью. Злой колдун лишил меня магической силы. Он украл у меня ключ от сундучка, в котором хранится мой волшебный шарик. Без этого шарика я не смогу совершать волшебства. Дело в том, что этот ключ находится в вашей группе. Отгадав загадки, и выполнив 3 задания, вы найдёте 3 ключа. Но лишь один из них подходит к замку от сундучка. Пожалуйста, помогите мне! Сундучок я посылаю со своей сестрой. Спасибо вам большое!
Воспитатель: Поможем, ребята, моей сестре! Будем искать ключики?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот это сундучок, который прислала моя сестра.
Воспитатель: Будем искать первый ключ. Он находится в том месте, где лежит отгадка.
Есть в комнате портрет
Во всём на нас похожий
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже.( Зеркало).
(Воспитатель подходит к зеркалу и находит ключ).
Воспитатель: А ключ-то непростой. К нему задание:
Игра «Назови звук».
Воспитатель:Я буду бросать вам мяч, а вы должны определить звук в слове, который я выделила.
Воспитатель произносит слова с интонационным выделением звука.(шарр, машшина,ддом,маК, Лук, саНи, массло, пороссёнок, самоллёт, киТ, лыжжи, магаззин, реКа, соБака, ррука, ррека, Волк.).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Воспитатель: Правильно ребята, идем к стеллажу с книгами.
Мы нашли второй ключ, к нему тоже идет задание.
На стеллаже стоят предметы в названии которых один слог.( Мяч,кот,дом, лев)
Воспитатель: Посмотрите, здесь стоят предметы. Ангелина, назови предмет, и определи сколько в этом слове слогов. Сколько в этом слове слогов (1 слог). Послушай задание: тебе нужно изменить это слово так, чтобы в нем стало 2 или 3 слога. (Кот-котенок, котик).Как мы можем проверить сколько слогов в слове? ( Прохлопать)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились со вторым заданием и получили второй ключ.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Ветер-Ветерок»
На слово «ветер» вы должны поднять руки, сильно ими раскачивать (как качаются деревья от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово ветерок вы должны присесть, тихонько петь песенку
ветерка — ш-ш-ш и слегка раскачивать руками (как качается травка от слабого ветерка).
Воспитатель: Отдохнули? Идем дальше. Следующая загадка:
Это чудо просто диво,
На ней ошибку допустил,
Тряпочкой легко, красиво,
Её быстро удалил!( доска).
Воспитатель: Вот и третий ключ. Нужно выполнить последнее задание.
На доске 2 домика, один домик синий, в котором будут жить предметы, начинающиеся на твердый звук, второй домик зеленый, в нем будут жить предметы, которые начинаются на мягкий звук.
Например: батон, первый звук б твердый, значит это предмет мы заселим в синий домик.
Воспитатель: Мы отлично справились со всеми тремя заданиями, и у нас 3 ключика. Давайте попробуем открыть волшебный сундучок. Спасибо вам, ребята, за помощь. Я обязательно передам этот волшебный шар моей сестре.
Рефлексия:
Скажите, вам понравилось выполнять задания?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание показалось вам самым сложным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию речи, подготовке детей к обучению грамоте.
Игры помогут активизировать словарный запас детей, будут способствовать развитию связной речи, закреплению знаний букв....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»
продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения в старшей группе для детей с нарушенным слухом
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО «РСВ И ОП» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №5 ТЕМА: «ЗВУК [Л]. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА». ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...
Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"
Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...