Формирование предложно падежных конструкций в онтогенезе
статья по обучению грамоте (старшая группа)
За последнее время число детей с общими нарушениями речи многократно возросло. Связано это с многими факторами современной жизни. Родители не всегда могут вовремя обнаружить речевые нарушения и связано это либо с незнанием особенностями речи определенного возраста и это объяснимо, так как далеко не все родители имеют педагогические знания в данной области. Либо зачастую родители не готовы признать, что у ребенка есть какие-либо проблемы с речью. Такие дети могут испытывать значительные трудности во многих сферах и во взрослой жизни. Ведь сложность ОНР это нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, и фонетики и, как следствие всей связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predlozhno_padezhnyh_konstruktsiy_v_ontogeneze.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предложно падежных конструкций в онтогенезе.
В логопедии термин онтогенез речи обозначается период формирования речи человека от первых его речевых актов до полного совершенного состояния, в котором родной язык становится полноценным инструментом. С помощью него происходит коммуникация, а так же мышление.
К. Д. Ушинский всегда говорил, что грамматика — это логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка (46).
Формирование навыка использования предложно- падежных конструкций у дошкольников с общим недорозвитием речи – деятельностный и не быстрый процесс, где без грамотного специалиста, его организации, не обойтись.
Согласно исследованиям А.Н. Гвоздева и С.Н. Цейтлин, процесс усвоения предложно-падежных конструкций у детей без патологий начинается в младшем дошкольном возрасте. Усвоение падежей в онтогенезе происходит довольно рано, в период от 1 года 9 месяцев до 2 лет 3 месяцев.
У детей с ОНР познание предложно-падежных конструкций может происходить с замедлением. У них часто искажаются падежные формы и неправильно подбираются падежные окончания.
Рассматривая с точки зрения обучения русскому языку морфология изучает, лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.
Словообразование это раздел языкознания, изучающий состав слов и способы и способы их образования. На основе однокоренных слов или на основе словосочетаний новых слов: словообразование морфологическое, морфологосинтаксическое, лексико-семантическое и лексо-синтаксическое. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру.
С точки зрения грамматики, речь у маленького ребенка бесформенна (аморфна). Морфологическая и синтаксическая бесформенность (аморфность) речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира, способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Изведанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.
Грамматическая категория - это объединения, группы, совокупности явлений и прежде всего совокупности однородных грамматических слов при различии их форм. Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения , а общим грамматическим значением. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д. (2).
Грамматические категории делятся на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа.
Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти – косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании 8 с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них. Предлоги выражают разнообразнейшие отношения и связи, существующие в реальной действительности (6).
А.Н. Гвоздев в соих работах выделяет несколько этапов формирования грамматического строя речи: Первый этап– этап предложений, состоящих из аморфных слов-корней у детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. На этот период ребѐнок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В его речи небольшое количество слов, в основном существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова. В следующий период у ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребѐнок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. Второй этап - этап усвоения грамматической структуры предложения характерен для детей от 1 год 10 месяцев до 3 лет. В этот период формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении, ребѐнок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончаниями -ы, -и, формы винительного падежа с окончанием -у, иногда появляются формы родительного падежа с окончанием -ы, окончание -е для обозначения места, при этом предлог не употребляется. Однако в речи ребѐнка имеется большое число аграмматизмов. У детей с нормальным речевым развитием предлоги, по наблюдению А.Н. Гвоздева, появляются позднее всех остальных видов знаменательных слов, около 9 2 лет 3 месяцев. На начальных этапах становления детской речи в течение короткого времени наблюдается пропуск предлогов во всех случаях употребления предложных конструкций. В то же время падежные окончания в этих конструкциях оформляются ребенком правильно (11). Усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений происходит у детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Научившись выделять и использовать флексию, ребѐнок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии (15). Третий этап - этап дальнейшего усвоения морфологической системы, характерен для детей от 3 до 7 лет. На этом этапе ребѐнок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, склонения. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление (11). К трем с половиной годам, по данным ряда исследователей онтогенеза детской речи, в частности Н.И. Лепской, ребенок использует флексии и предлоги при построении высказывания с пространственным значением в полном соответствии с нормами языка (25). В устной речи детей появляются семантически простые предлоги: в, на, у, с, к, от. В речи ребенка имеются не только указанные выше предлоги, но и предлоги над, под, за, перед, из-за, из-под, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы(1). На протяжении всего периода от 3 до 4 лет предлоги составляют 5,2% от общего числа употребляемых слов, а возрасте 4-8 лет – 9%. Процент использования косвенных падежей с возрастом увеличивается, а частота употребления именительного падежа – уменьшается (11). Развитие многозначности предлога происходит за счет усвоения ребенком разного числа категорий и разновидностей отношений, т.к. одни предлоги в русском языке более многозначны, другие менее многозначны. Так предлог «на» 10 используется с 44 разными значениями, а предлоги «из-за», «из-под» только с 4-5 значениями каждый (2). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, (окончаний, которые присоединяются к корню слова, изменяющиеся при спряжении и склонении)которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имѐн и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребѐнок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий (11). Важную роль в усвоении многозначного употребления предлогов играет уровень развития мыслительных аналитико-синтетических операций. По мере роста практического языкового опыта ребенка многозначность использования им одного и того же предлога постепенно увеличивается. Ребенок начинает осознавать сходство языковых элементов и по-разному осмысливать значение сочетания слов с тем или иным предлогом в составе различных по смыслу предложений. Данные операции переосмысливания, ребенок осуществляет путем обобщения (28). Таким образом, на начальном этапе формирования грамматического строя речи ребѐнок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка. У ребенка формируется чувство языка. Благодаря этому чувству ребенок в состоянии отличить предложение от неграмматизированной цепочки слов, производить трансформации, определять смысловые взаимоотношения слов в предложении. Только овладев определѐнными языковыми закономерностями, ребѐнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Не усвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи
Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...
Формирование предложно-падежных конструкций.
В статье рассказывается об актуальности формирвания предложно-падежных конструкций у детей....
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР (III УРОВЕНЬ)
В статье описаны основные проявления нарушений предложно-падежных конструкций у детей с ОНР (III уровень), этапы коррекционной работы по формированию предложно-падежны...
Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
Данный материал представляет собой проектную работу по теме: "Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"...
Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...