Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Буянова Ольга Андреевна

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии  речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

    Практика моей работы (10 лет с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР  испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии  речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

    Практика моей работы (10 лет с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР  испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки,

которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.

 

   Закреплению навыков и умений пользоваться в самостоятельной речи усвоенными предлогами способствуют сюжетные и предметные картинки.

    Творческий подход предполагает использование разных приёмов:

*намеренно-допущенные ошибки логопеда в высказывании  об изображённом;

*побуждение ребёнка к доказательству и мотивации своего ответа;

(составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»)

*сравнение картинок и того, что на них изображено между собой

Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»

   

      При обучении детей употреблению предлогов в речи широко применяю игры (фото) и игровые упражнения:

 

    № 1 Игра «Кто на чём поедет?»

           Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «НА».

    Оборудование: предметные картинки из лото «транспорт».

   Описание игры:  Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки  и отвечают на вопрос логопеда: «На чём ты поедешь?», выделяя голосом предлог «НА».

   Образец ответа: Я поеду НА машине.

    № 2  Игра «Что где растёт?»  

             Цель: учить пользоваться в речи  предлогом «НА».

     Оборудование: предметные картинки.

  Описание игры: Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

          Ромашки растут НА… (лугу). Орехи растут НА… (дереве).

    № 3  Игра «Поможем Незнайке»

            Цель: учить детей различать предлоги «НА» и «В» в предложении.

          Оборудование: Незнайка (кукла)

        Описание игры: Логопед обращается к детям: « Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой:

   «Цветы стоят НА вазе». – «Неправильно! Цветы стоят В вазе».

      «Какие слова перепутал Незнайка?» - «НА и В».  

    Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

   № 4  Игра «Угадай, что изменилось?»  

          Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «В», «НА», «ПОД».

      Оборудование: игрушки.

   Описание игры: Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь – под столом;  домик стоял на столе, а теперь- в коробке. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

  Образец ответа: Кубик НА столе. Кубик В коробке.

   Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.

    № 5 Игра  «Исправь ошибку».

           Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

         Оборудование: фишки.

      Описание игры: Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно:  

       Коза принесла корм девочке.

      Дорога идёт по машине.

      Маша несёт сумку в капусте.

   Побеждает тот, кто набрал больше фишек.  

     

    Таким образом, такие игровые упражнения формируют у детей умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию грамматически правильно.

      На протяжении ни одного десятка лет многих педагогов волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте?  Реалии современно жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте, только делать это следует правильно.

    Во-первых. Важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику.

    Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме.

   В- третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.

    В основе современного метода обучения грамоте лежит широко известный звуковой аналитико- синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.(фото) Чтобы научиться читать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое  строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

    Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слова на буквы, буквы на звуки, и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов- в слова, слова в предложения.

      Слова- это набор букв, которые можно варьировать и комбинировать в зависимости от семантического значения слова. Целью данных упражнений являются развитие у детей логического и конструктивного мышления.

    Рекомендуемые игровые упражнения позволяют сделать занятия по подготовке и обучению грамоте занимательными и по-настоящему развивающими (видео-сюжеты, игровые упражнения).

  1.выкладывание фигур из счётных палочек (дети выкладывают разные фигуры из одинакового количества счётных палочек);

   2.составление предложений из деформированной фразы (дети составляют предложения из заданного количества слов);

   3. составление слов из определённого набора букв.

         Игра  «Волшебные цветы»

      Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов из определённого количества букв по заданной схеме.

  Оборудование: цветы - на лепестках буквы с цифрами, в конвертах карточки-схемы и лепестки с буквами.  

   Ход игры: Сегодня мы поиграем в игру «волшебные цветы»

Жил-был садовник. Он очень любил цветы. Однажды добрая фея подарила ему семена цветов и сказала: «Цветы эти необычные. Посади их и ты увидишь чудо.»  Он удивился. На лепестках были буквы и цифры. Давайте попробуем составить из них слова, что получится? Дети переворачивают цветы и составляют слова-перевёртыши. Буквы ставят по порядку в соответствии цифр на карточке-схеме (кот-ток, лиса-сила, лапка-палка, кабан-банка, весна-навес)

Итог:  Молодцы! Вы составили верно разные слова из одинакового набора букв! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

"Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи, является одним из видов нарушений граммматического строя. В татье описываются виды нарушений в предложно - падежных констру...