Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Практика моей работы (10 лет с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Практика моей работы (10 лет с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки,
которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Закреплению навыков и умений пользоваться в самостоятельной речи усвоенными предлогами способствуют сюжетные и предметные картинки.
Творческий подход предполагает использование разных приёмов:
*намеренно-допущенные ошибки логопеда в высказывании об изображённом;
*побуждение ребёнка к доказательству и мотивации своего ответа;
(составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»)
*сравнение картинок и того, что на них изображено между собой
Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»
При обучении детей употреблению предлогов в речи широко применяю игры (фото) и игровые упражнения:
№ 1 Игра «Кто на чём поедет?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «НА».
Оборудование: предметные картинки из лото «транспорт».
Описание игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопрос логопеда: «На чём ты поедешь?», выделяя голосом предлог «НА».
Образец ответа: Я поеду НА машине.
№ 2 Игра «Что где растёт?»
Цель: учить пользоваться в речи предлогом «НА».
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.
Ромашки растут НА… (лугу). Орехи растут НА… (дереве).
№ 3 Игра «Поможем Незнайке»
Цель: учить детей различать предлоги «НА» и «В» в предложении.
Оборудование: Незнайка (кукла)
Описание игры: Логопед обращается к детям: « Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой:
«Цветы стоят НА вазе». – «Неправильно! Цветы стоят В вазе».
«Какие слова перепутал Незнайка?» - «НА и В».
Аналогично проводится работа и с другими предложениями.
№ 4 Игра «Угадай, что изменилось?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «В», «НА», «ПОД».
Оборудование: игрушки.
Описание игры: Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь – под столом; домик стоял на столе, а теперь- в коробке. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.
Образец ответа: Кубик НА столе. Кубик В коробке.
Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.
№ 5 Игра «Исправь ошибку».
Цель: учить детей пониманию смысла предложения.
Оборудование: фишки.
Описание игры: Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно:
Коза принесла корм девочке.
Дорога идёт по машине.
Маша несёт сумку в капусте.
Побеждает тот, кто набрал больше фишек.
Таким образом, такие игровые упражнения формируют у детей умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию грамматически правильно.
На протяжении ни одного десятка лет многих педагогов волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Реалии современно жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте, только делать это следует правильно.
Во-первых. Важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику.
Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме.
В- третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.
В основе современного метода обучения грамоте лежит широко известный звуковой аналитико- синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.(фото) Чтобы научиться читать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слова на буквы, буквы на звуки, и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов- в слова, слова в предложения.
Слова- это набор букв, которые можно варьировать и комбинировать в зависимости от семантического значения слова. Целью данных упражнений являются развитие у детей логического и конструктивного мышления.
Рекомендуемые игровые упражнения позволяют сделать занятия по подготовке и обучению грамоте занимательными и по-настоящему развивающими (видео-сюжеты, игровые упражнения).
1.выкладывание фигур из счётных палочек (дети выкладывают разные фигуры из одинакового количества счётных палочек);
2.составление предложений из деформированной фразы (дети составляют предложения из заданного количества слов);
3. составление слов из определённого набора букв.
Игра «Волшебные цветы»
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов из определённого количества букв по заданной схеме.
Оборудование: цветы - на лепестках буквы с цифрами, в конвертах карточки-схемы и лепестки с буквами.
Ход игры: Сегодня мы поиграем в игру «волшебные цветы»
Жил-был садовник. Он очень любил цветы. Однажды добрая фея подарила ему семена цветов и сказала: «Цветы эти необычные. Посади их и ты увидишь чудо.» Он удивился. На лепестках были буквы и цифры. Давайте попробуем составить из них слова, что получится? Дети переворачивают цветы и составляют слова-перевёртыши. Буквы ставят по порядку в соответствии цифр на карточке-схеме (кот-ток, лиса-сила, лапка-палка, кабан-банка, весна-навес)
Итог: Молодцы! Вы составили верно разные слова из одинакового набора букв!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....
Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...
Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.
Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
"Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Нарушение предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи, является одним из видов нарушений граммматического строя. В татье описываются виды нарушений в предложно - падежных констру...