формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
статья по логопедии на тему
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование предложно-падежных конструкций
у дошкольников с ОНР в игровой деятельности.
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения в формировании предложно-падежных конструкций , скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие развития лексики и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В.Богданова - Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и других.
Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости.
Через речь осуществляется взаимодействие людей. В результате такого взаимодействия мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.
Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением.
Учителям-логопедам в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра –основное занятие детей, их работа.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро автоматизируются, расширяется словарный запас, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.
В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.)
Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций:
- родительного падежа в обозначении места ( предлоги из, около, возле, из-за, из-под),
- винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через ),
- дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и место движения (предлоги к, по),
- предложного падежа для обозначения места ( предлоги в, на).
Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог- хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы в своей логопедической работе я использую различные игры.
Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
1.Игра «Веселое путешествие»
Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают все предложение.
Мама садится …. (в) машину.
Коля бежит ….(по) дороге.
Автобус едет….(по) улице.
Петя любит ездить ….(на) велосипеде.
2.Игра с мячом «Добавь слова»
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стол стоит….
Полочка с книгами висит….
Мишка сидит….
Пирамидка стоит….
Кукла лежит….
Дверь находится….
3.Игра «Исправь ошибки»
Логопед: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи»
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
4.Игра «Солнечный зайчик»
Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался».
Зайчик на скамейке.
Зайчик под скамейкой и т.п.
5.Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет (с папой).
Девочка играет (с котом).
Девочка идет (с мамой).
Мальчик играет (с машиной).
Предложенные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания – развитию речи детей, а именно: пополнению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, формированию предложно-падежных конструкций, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, умению логично выражать свои мысли.
Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса детей к овладению бесценным даром слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...
«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»
опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»
В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...
Комментарии
Статья по логопедии на тему: формирование предложно-падежных ко
Вы правы Ирина Александровна! Игры очень нужные, даже в обычных группах детского сада.