Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2.docx | 119.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по формированию предложно-падежных конструкций
в подготовительной к школе компенсирующей группе для детей с ОНР-3
Тема: Предлоги.
«В гостях у гномов»
Соболева Елена Дмитриевна,
учитель-логопед
МБДОУ № 5, г. Киржач
Тема: Предлоги.
Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательная:
- активизировать и обогащать словарь качественными прилагательными.
Воспитательная:
- воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с ориентировкой в пространстве.
Развивающие:
- упражнять детей в правильном употреблении пространственных наречий и предлогов; учить выделять предлоги в тексте и составлять предложения с предлогом;
- закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах;
- совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание, через двигательную паузу «Как живешь?» и пальчиковую гимнастику «Предлоги»;
- развивать слуховое, зрительное восприятие и оптико-пространственную деятельность, через дидактическую игру «Куда пойдешь и что найдешь?»;
- упражнять в снятии мышечного и эмоционального напряжения, через релаксацию.
В НОД доминируют следующие образовательные области: познание, коммуникация, социализация и физическое развитие, в соответствии с требованиями ФГТ.
Оборудование: колпачки разных цветов, браслетики, схемы, колокольчик, обруч, игрушки, полка, доска, коврик «солнышко», магнитофон.
Предварительная работа: игра «Полянки».
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: дидактическое упражнение и игра, беседа, загадка, диалог, работа со стихотворным текстом, работа с предложением, работа со схемой.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие
Логопед: Здравствуйте, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Возьмемся за руки
И встанем все по кругу,
Чтоб передать свое тепло
Друг другу.
И пусть частичка нашего тепла
Вас греет всюду и всегда.
Дети берутся за руки и произносят приветственные слова.
Дети: «Привет, привет! Живем без бед»!
Игровая мотивация
Логопед: Я очень рада вас сегодня видеть. Сегодня нас ждет сказочное приключение – мы отправимся в страну маленьких слов и маленьких человечков. Посмотрите вокруг и скажите мне, в гости, к каким сказочным героям мы попали? Я вам помогу узнать, слушайте загадку:
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот,
Ну, а в этой сказке – семеро
Разных гномиков живет!
Ответы детей.
Логопед: Правильно, мы попали к гномикам, а колпачки разного цвета потому, что у гномиков разные характеры. Возьмем первый колпачок, красный. Как звали этого гномика? Он любит веселиться, смеяться, дурачиться.
Дети: Весельчак.
Логопед: Какой он?
Дети: Он добрый, веселый, радостный, и т.п.
Логопед: Да, верно и мы тоже повеселимся:
Игра-разминка «Как живешь?»
- Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь? - Вот так! (руки в «бинокль»)
- Ждешь обед? - Вот так! (подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).
Игра «Путаница»
Логопед: Давайте поиграем в игру «Путаница». Я буду показывать на какую-нибудь часть тела и называть ее, а вы проверяйте, правильно ли я показала, если нет, то поправляйте.
Дети следят за действиями и словами логопеда, исправляют ошибки.
Логопед: Вас не обманешь, вы все знаете, молодцы! За это Весельчак вам дарит браслеты: наденьте на правую руку браслет с бусинкой, а на левую ногу браслет с бантиком.
Дети одевают браслеты - «маяки». Дети, по желанию, одевают колпачки.
II. Основная часть.
Игра «Куда пойдешь, что найдешь!»
Логопед: Интересно, кто ходит в таком красивом зеленом колпачке? Правильно ребята, этого гномика зовут Шалун. Какой он?
Ответы детей.
Логопед: Сегодня Шалуном у нас будет н-р, Ваня. Он оденет зеленый колпак и поиграет с нами в игру: «Куда пойдешь, что найдешь!».
Дети, поочередно, встают в обруч, закрывают глаза. (Вокруг обруча расставлены игрушки)
Ребенок в колпачке Шалуна: Вперед пойдешь и найдешь…
1-й ребенок в обруче: Я вперед пойду и машину найду.
Ребенок в колпачке Шалуна: Назад пойдешь и найдешь…
2-й ребенок в обруче: Я назад пойду и куклу найду.
Логопед: А в колпачке лежал колокольчик. В эту игру можно поиграть и другим способом. Направление можно «прозвонить».
Ребенок в обруче закрывает глаза, а логопед звонит колокольчиком сзади.
3-й ребенок: Я назад пойду и …найду.
Логопед звонит справа.
4-й ребенок: Я направо пойду и …найду.
Логопед: Ребята, а как еще мы можем указать направление? Правильно, мы можем дотронуться рукой.
Ребенок в обруче закрывает глаза. Логопед рукой дотрагивается до правого плеча, другому ребенку до левого.
5-й ребенок: Направо пойду и …найду.
6-й ребенок: Налево пойду и … найду.
(Игрушки дети держат их в руках)
Логопед: Вы молодцы, теперь подойдем к другому колпачку, он синего цвета. Как вы думает, как зовут гнома, который носит этот колпак? Верно, его зовут Ворчун. Что мы с вами можем о нем сказать, какой он?
Дети: Он вредный, злой, ворчливый, грустный и т.п.
Логопед: Да он любит поворчать, поругаться. А за что он сердится на своих друзей гномиков? За то, что они никогда не убирают свои игрушки на место. Мы с вами поможем Ворчуну?
Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.
Логопед:Но для этого нужно постараться найти место для каждой игрушки на полке, а чтобы его найти, надо посмотреть на схему. Приложение 1. Каждый назовет его, используя «маленькое слово» - предлог и поставит игрушку.
Но сначала давайте вспомним, когда появляется «маленькое слово» - предлог.
В - когда предмет находится…;
НА – когда предмет находится…;
ПОД – когда предмет находится…;
ЗА – когда предмет находится...
Ответы детей:
-предмет внутри;
-предмет сверху;
-предмет внизу;
-предмет сзади.
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет.
Индивидуальная работа со схемами
Дети подходят к доске со схемами.
Логопед: Сашина схема в верхнем правом уголке листа; Настина схема в нижнем левом уголке, и т.п. Дети находят схему и называют место своей игрушки.
1-й ребенок: Машина стоит на коробке.
2-й ребенок: Петушок стоит за книжкой и т.д.
Затем располагают игрушку на полке.
Динамическая пауза
Логопед: Здесь оранжевый колпак, это колпак гнома Здоровяка. Какой он?
Дети: здоровый, подвижный, радостный и т.п.
Логопед: И мы сделаем зарядку, чтобы быть здоровыми.
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном, (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (попрыгали)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: (махи руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопали на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качание из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
Дети выполняют движения соответственно теста. Логопед голосом выделяет предлоги.
Дидактическое упражнение: «Составление предложения»
Логопед: А у Плясуна коричневый колпачок. Он очень подвижный, быстрый, можно сказать шустрый. Какой Плясун?
Ответы детей.
Логопед: В колпачок он положил нам муху. Мы поиграем в игру: «Шустрая муха». У вас на столах лежат схемы, которые помогут составить предложения.
Дети следят за передвижением мухи и составляют предложение, анализируют его.
Н-р, Муха села на коробку.
Логопед: Какой полоской обозначаем предложение?
Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»? Что поставим в конце предложения? Сколько слов в предложении? Назови первое слово в предложении (второе, четвертое).
Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 1,2, 3-ем месте?
Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку.
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.
Пальчиковое упражнение: «Предлоги»
Логопед: Соня ходит в фиолетовом колпачке. Какой он?
Дети: сонный, медлительный, тихий и т.п.
Логопед: Он любит перед сном поиграть с пальчиками. Мы с вами тоже поиграем:
Эти маленькие слова,
Мы запомним навсегда:
Из норки, к столу, по дивану,
За кустиком, с кровати, в яму,
От печки, через забор, у дороги
И называть мы их будем «предлоги».
Энергично сжимают и разжимают кулачки.
Сжимают и разжимают верхний фаланг пальцев другой руки (на предлог), растирают палец по всей длине (на существительное). Хлопают.
III. Заключительная часть.
Релаксация под музыку.
Логопед: Все колпачки закончились, а значит, и закончилась сказка. Какие же гномы оставили свои колпачки?
Они вам ничего не напоминают? Правильно, радугу. Но мне кажется, что здесь не хватает какого-то цвета?
Дети: Желтого.
Логопед: Да, желтый колпачок носит гном Малыш и он всегда забывает его снимать. Но, смотрите, вместо колпачка он оставил нам солнышко, которое поможет нам вернуться в детский сад. Какое оно?
Дети: теплое, ласковое, нежное, яркое.
Логопед: Теперь ложитесь головой на солнышко. Представьте, что вы - его лучики. По вашему телу разливается нежное, доброе, ласковое тепло весеннего солнышка.
Дети ложатся в форме солнца и отдыхают.
Рефлексия
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось?
Дети обмениваются мнениями, делятся впечатлениями.
Использованная литература:
- Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях / С. А. Миронова. - Москва: Изд-во Просвещение, 1991. - 206с. - Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. -
Екатеринбург: 1991. - 317 с - И.С.Лопухина. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997.
- Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с
нарушениями чтения и письма / И. Н. Садовникова. - Москва: Изд-во
Аркти, 2005. - 263 с.
Приложение1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В данной статье описываются основные приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи....
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Физические упражнения как средство формирования сознательности и активности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе физкультурных занятий в ДОУ
Здоровье детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования. Это основная задача всей системы образования. Как медиков, так и педагогов, волн...
Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.
Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства ...
Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»....