Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городском Методическом Объединении. Тема занятия: "Звук и буква И". В данном конспекте подробно описывается программное содержание, организация и ход занятия. Так же в конспекте есть приложение с подробным описанием игр и упражнений, использующихся на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте | 22.8 КБ |
Приложение к конспекту занятия по ОГ | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
«Звук и буква И»
Под мышлением понимается высшая форма человеческого познания, отражающая обобщенно и опосредованно окружающую действительность, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями.
Многократное увеличение информационного потока, поступающее извне, вынуждают дошкольные учреждения специализироваться и использовать при этом, в качестве основного, способ работы, сводящийся к углублению знаний и умений определенным образом, чтобы человек умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.
Эти проблемы приводят к тому, что настал момент поиска иных средств работы с дошкольниками. В нашем дошкольном учреждении этими средствами стала система игр, основанных на методах ТРИЗ и РТВ.
Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением грамотой, мы приобретаем возможность, сделать осмысленным и интересным выполнение основных учебных заданий.
Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и ее оценку; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата. В нашем арсенале имеется достаточно большое количество разнообразных игр, которые способствуют развитию мышления при обучении грамоте.
Игра - это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра- это способ познания окружающего мира. В игре мы растем и взрослеем. Особенно, это касается тех игр, которые специально предназначены для развития умственных способностей, тренировки памяти, внимания, воображения, то есть игр интеллектуальных. Наша главная цель - подтолкнуть детей к творчеству, сделать интереснее и содержательнее занятие грамотой.
В занятии, предложенном ниже, использованы следующие игры ТРИЗ – технологии: «теремок» и «планшеты».
Программное содержание: Способствовать развитию звукобуквенного анализа, фонематического слуха; познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением – красным кругом, учить определять место звука в словах; учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения; учить писать печатную букву И; читать слоги; продолжить знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением; учить проводить фонетический разбор слова; учить составлять предложения с определенными предлогами; развитие памяти, внимания, мышления; учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Организация занятия | Ход занятия |
Игра «Теремок» Технология ОТСМ - ТРИЗ | (Выставляются стулья в круг) «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, а в теремке живут слова, которые начинаются на гласный звук». (Дети ходят вокруг стульев, тот, кто назовет слово правильно, заходит в «теремок» и садится на стульчик) |
Мотивационный момент (см. Приложение №1, №5) | «Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри» (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо, в котором написано что для того чтобы открыть сундук необходимо найти ключи, но где они, можно узнать отгадав загадку). |
Загадка №1 | Есть в комнате портрет, Во всем на вас похожий, Засмейтесь и в ответ Он засмеется тоже. (Зеркало) (дети достают ключ из- за зеркала и находят там первое задание) |
Игра «Веселая рыбалка» (первое задание) (см. Приложение№6) | «Дед Грамотей решил поиграть с нами в веселую рыбалку. У каждой рыбки на обратной стороне есть картинка, вам надо определить на какой звук начинается слово и положить рыбку в одно из ведерок. .Но сначала давайте вспомним, правила: какие звуки мы считаем гласными, согласными твердыми и согласными мягкими.» (Дети раскладывают рыб в красное, синее и зеленое ведерки). В конце задания воспитатель подкладывает рыбу с картинкой «индюк» и разбирает звук «И» вместе с детьми). «Ой, ребята, а мы с вами еще не учили этот звук, что же делать? Как определить в какое ведерко нам положить эту рыбку? Надо попробовать его пропеть». |
Загадка №2 | «Не куст, а с листочками, Не человек, а разговаривает, Не рубашка, а сшита» (книга) (дети находят второй ключ и задание). |
Упражнение «найди звук в слове» (второе задание) (См. Приложение №2) | «Приклейте красный круг в каждом прямоугольнике там, где слышится звук «И» в названии каждого предмета (санки, очки, пила, лимон, малина, грабли, индюк) (По окончании выполнения задания дети получают второй ключ). |
Загадка №3 | «Стоит в саду кудряшка - (Дети идут к доске, возле которой стоит ромашка, и находят третий ключ). |
Упражнение «зашифруй слово» (третье задание) (см. приложение №3) | «Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Игла. Нам с вами надо зашифровать это слово. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки – красным; твердые согласные – синим; мягкие согласные – зеленым». (Один ребенок работает у доски, остальные самостоятельно. После чего производится проверка). «Ребята, сколько гласных звуков в слове? Согласных твердых? А согласные мягкие звуки есть в нем?» |
Физкультминутка | «У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик». Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик так и не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. (Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения) |
Загадка №4 | «Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, - А сегодня вечерком Он раскрасит наш альбом». (Карандаш) (Дети находят в стаканчике с карандашами третий ключ и задание). |
Написание буквы (четвертое задание) (см. Приложение №4) | «Следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью. Мы с вами сегодня узнали новый звук, и Дед Грамотей хочет, чтобы мы научились писать букву И. Очень простая буква И, Ты на рисунок посмотри – она похожа на зигзаг, Вот так! (Дети записывают букву И в слоговых шариках сначала на доске, потом в тетрадях и вместе с воспитателем читают полученные слоги). |
Загадка №5 | «До чего сияет ярко, Миллионы долгих лет. (Дети подходят к солнышку, которое висит на стене и достают пятый ключ с заданием). |
Игра «Планшеты» (пятое задание) Технология ОТСМ-ТРИЗ (см. Приложение №7) | «Дед Грамотей хочет поиграть с нами в игру планшеты. Для каждого из вас он приготовил свой планшет. (Воспитатель раздает планшеты детям). Давайте вспомним правила игры: назвать признак, объект, перевернуть планшет, посмотреть задание и составить предложение. (дети выполняют задание самостоятельно, затем они проверяются). |
Итог занятия | «Ребята, мы нашли все пять ключей. Давайте, скорее, приложим их к замкам и откроем сундук. (Воспитатель открывает сундук, заглядывает в него и задает детям загадку.) Там лежит, что-то вкусное, сладкое и начинается на звук И. (Ириски). Правильно, ребята, Дед Грамотей прислал для нас ириски. |
Рефлексия | «Скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? А какую букву и звук вы сегодня изучили? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебными ирисками!» |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...
"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.
Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель: знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:- уточнить...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в средней группе детского сада «Прогулка по городу»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в средней группе детского сада «Прогулка по городу»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)
Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...