Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Сецко Альбина Нуршатовна

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ  в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городском Методическом Объединении. Тема занятия: "Звук и буква И". В данном конспекте подробно описывается программное содержание, организация и ход занятия. Так же в конспекте есть приложение с подробным описанием игр и упражнений, использующихся на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению грамоте в старшей  группе.

«Звук и буква И»

     Под  мышлением  понимается  высшая  форма  человеческого  познания,  отражающая  обобщенно  и  опосредованно  окружающую  действительность,  устанавливающая  связи  и  отношения  между  предметами  и  явлениями.

     Многократное увеличение  информационного  потока, поступающее извне,  вынуждают  дошкольные  учреждения  специализироваться  и  использовать  при  этом,  в  качестве  основного,  способ  работы,  сводящийся  к  углублению  знаний  и  умений определенным образом, чтобы человек умел работать  с  любыми информационными полями, обладал способами мышления,  позволяющими строить  свои  классификационные  структуры,  систематизировать объекты  материального  и духовного  мира,  решать задачи  творческого  характера.

     Эти  проблемы  приводят к тому, что  настал момент  поиска  иных  средств  работы  с  дошкольниками. В нашем  дошкольном  учреждении  этими  средствами  стала  система  игр, основанных на методах ТРИЗ и РТВ.

    Объединяя  богатый  и  разнообразный  мир  игры  с  обучением  грамотой,  мы  приобретаем  возможность,  сделать  осмысленным  и  интересным  выполнение основных  учебных   заданий.

     Введение  в  процесс  обучения  игры  позволяет  вызывать  у  детей  желание  овладеть  предлагаемым  учебным  содержанием;  создавать  мотивацию  учебной  деятельности;  осуществлять  в  игровой  форме  руководство  их  работой  и  ее  оценку;  доставлять  ребенку  удовольствие  от  полученного  результата.  В  нашем  арсенале  имеется  достаточно  большое  количество  разнообразных  игр,  которые  способствуют  развитию мышления при обучении грамоте.

     Игра -  это  всегда   интерес,  азарт,  поиск,  неожиданные  находки  и  открытия.  Игра- это  способ  познания  окружающего  мира.  В  игре  мы  растем  и взрослеем.  Особенно,  это  касается  тех  игр,  которые  специально  предназначены  для  развития  умственных  способностей, тренировки  памяти,  внимания,  воображения,  то  есть  игр интеллектуальных.  Наша  главная  цель -  подтолкнуть  детей  к  творчеству,  сделать  интереснее  и  содержательнее  занятие  грамотой.

    В занятии, предложенном ниже, использованы следующие игры ТРИЗ – технологии: «теремок» и  «планшеты».

      Программное  содержание: Способствовать развитию звукобуквенного анализа, фонематического слуха; познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением – красным кругом, учить определять место звука в словах; учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения; учить писать печатную  букву И; читать слоги;  продолжить знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением;  учить проводить  фонетический разбор слова; учить составлять предложения с определенными предлогами; развитие памяти, внимания, мышления; учить понимать учебную задачу и  выполнять её самостоятельно.

Организация занятия

Ход занятия

Игра «Теремок»

Технология ОТСМ - ТРИЗ

(Выставляются стулья в круг) «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, а в теремке живут слова, которые начинаются на  гласный звук». (Дети ходят вокруг стульев, тот, кто назовет слово правильно, заходит в «теремок» и садится на стульчик)

Мотивационный момент

(см. Приложение №1, №5)

«Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри»

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо, в котором написано что для того чтобы открыть сундук необходимо найти ключи, но где они, можно узнать отгадав загадку).

Загадка №1

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий,

Засмейтесь и в ответ

Он засмеется тоже. (Зеркало) (дети достают ключ из- за зеркала и находят там первое задание)

Игра «Веселая рыбалка»

(первое задание)

(см. Приложение№6)

«Дед Грамотей решил поиграть с нами в веселую рыбалку. У каждой рыбки на обратной стороне есть картинка, вам надо определить на какой звук начинается слово и положить рыбку в одно из ведерок. .Но сначала давайте вспомним, правила: какие звуки мы считаем гласными, согласными твердыми и согласными мягкими.»  (Дети раскладывают рыб в красное, синее и зеленое ведерки). В конце задания воспитатель подкладывает рыбу с картинкой «индюк» и разбирает звук «И» вместе с детьми). «Ой, ребята, а мы с вами еще не учили этот звук, что же делать? Как определить в какое ведерко нам положить эту рыбку?  Надо попробовать его пропеть».

Загадка №2

«Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита»  (книга) (дети находят второй ключ и задание).

Упражнение «найди звук в слове» (второе задание)

(См. Приложение №2)

«Приклейте красный круг в каждом прямоугольнике там, где слышится звук «И» в названии каждого предмета (санки, очки, пила, лимон, малина, грабли, индюк)

(По окончании выполнения задания дети получают второй  ключ).

Загадка №3

«Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?» (ромашка).

(Дети идут к доске, возле которой стоит ромашка, и находят третий ключ).

Упражнение «зашифруй слово» (третье задание)

(см. приложение №3)

«Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Игла. Нам с вами надо зашифровать это слово.  Каким цветом мы обозначаем гласные звуки – красным; твердые согласные – синим; мягкие согласные – зеленым». (Один ребенок работает у доски, остальные самостоятельно. После чего производится проверка). «Ребята, сколько гласных звуков в слове?  Согласных твердых? А согласные мягкие звуки есть в нем?»

Физкультминутка

«У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Буратино потянулся,          

Раз – нагнулся,                    

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.                  

Руки  в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Загадка №4

«Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом». (Карандаш)

(Дети находят в стаканчике с карандашами третий ключ и задание).

Написание буквы (четвертое задание)

(см. Приложение №4)

«Следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью. Мы с вами сегодня узнали новый звук, и Дед Грамотей хочет, чтобы мы научились писать букву И.

        Очень простая буква И,

        Ты на рисунок посмотри –

        она похожа на зигзаг,

         Вот так!

(Дети записывают букву И в слоговых шариках сначала на доске, потом в тетрадях и вместе с воспитателем читают полученные слоги).

Загадка №5

«До чего сияет ярко,
Щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет.

Миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце,
В небе радостное…»
(солнце)

(Дети подходят к солнышку, которое висит на стене и достают пятый ключ с заданием).

Игра «Планшеты» (пятое задание)

Технология ОТСМ-ТРИЗ

(см. Приложение №7)

«Дед Грамотей хочет поиграть с нами в игру планшеты. Для каждого из вас он приготовил свой планшет. (Воспитатель раздает планшеты детям). Давайте вспомним правила игры: назвать признак, объект, перевернуть планшет, посмотреть задание и составить предложение.  

(дети выполняют задание самостоятельно, затем они проверяются).

Итог занятия

«Ребята, мы нашли все пять ключей. Давайте, скорее, приложим их к замкам и откроем сундук. (Воспитатель открывает сундук, заглядывает в него и задает детям загадку.)  Там лежит, что-то вкусное, сладкое и начинается на звук И. (Ириски). Правильно, ребята, Дед Грамотей прислал для нас ириски.

Рефлексия

«Скажите, пожалуйста,  вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? А какую букву и звук вы сегодня изучили?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебными ирисками!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...

"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.

Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....

Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель:  знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:-        уточнить...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в средней группе детского сада «Прогулка по городу»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в средней группе детского сада «Прогулка по городу»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...