Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:
« Маленькие грамотеи »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_malenkie_gramotei.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:
« Маленькие грамотеи »
Цели: Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
- Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Коррекционные:
Тренировать глазодвигательные функции (прослеживание – локализация).
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки).
Игровой (Д/и: «Едим, летим, плывем», «Где спрятался звук», «Кто внимательный?», «Закончи слово» ).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Материал:
- Картинки с изображением различных предметов, для индивидуальной работы;
- Звуковая линейка;
- Карточки: зеленого, красного, синего цвета для звукового анализа;
мяч, фишки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят около парт, идет беседа с воспитателем.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям).
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
1 часть
Воспитатель: Сейчас на стульчики сядут те дети, имя которых начинается на гласный звук, на твердый согласный, на мягкий согласный.
- Давайте вспомним, какими фишками обозначаются звуки? (ответы детей). Гласные звуки – красным цветом, согласные твердые – синим, а согласные мягкие – зеленым.
Сейчас мы с вами немножко поиграем. Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висят картинки с изображением транспорта.
Проводится игра « Едем, летим, плывем »
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок, изображающих: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
Задает вопросы детям:
- Назовите все предметы одним словом? (Транспорт)
- Скажите, сколько слогов в слове вертолет, самолет …? (Ответы детей)
- Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Т)
- В каких словах звук т встречается в начале? (троллейбус, теплоход, трамвай)
- В каких – в середине? (вертолет, автобус)
- В каких – в конце? (вертолет, самолет)
- Скажите, что летает? (самолет, вертолет)
Что едет? (автобус, троллейбус, трамвай)
Что плывет? (теплоход)
Игра «Кто внимательный?»
Методика: детям раздаются фишки: красные, зелёные, синие. Воспитатель называет любой звук, дети определяют, какой звук, если звук твёрдый согласный, то ребёнок показывает синюю фишку, если мягкий согласный, то зелёную фишку, гласный звук – красную фишку.
Предложенные игры помогают в усвоении программных задач, делают педагогический процесс эмоциональным, помогают добиваться большой активности детей на всех занятиях обучения грамоте.
Упражнение для глаз: «Мигалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый (2 раза)
Открывай теперь их смело
Проводится игра «Где спрятался звук?».
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Пособия: карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная, синяя или зеленая).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место заданного звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова.
2 часть
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер.
Проводится д/и «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла –за и т.д.)
Дети делятся на две команды ( 1 - девочки, 2 – мальчики).
Игра «Где наш дом?».
Цель: развивать умение определять количество слогов в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (1,2, 3).
Описание: Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество слогов в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу слогов в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, машина, тарелка и т.д..
Д/игра «Найди домик »
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий домик, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Д/ игра «Третий лишний»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).
Для каждой команды своя карточка.
В конце занятия вызывается ребенок из каждой команды и считает фишки. Сравнивают, кто больше получил фишек и если можно посчитать, то находят разницу.
Д/ игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула) .
Я сегодня утром рано
Умывалась из под (крана) .
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра) .
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой) .
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу) .
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили) .
Как у нашей дочки
Розовые (щечки) .
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко) .
А рядом бегемотики
Схватились за (животики) .
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по обучению ПДД в старшей группе:« Обучаем дорожной грамоте»
Цель занятия продолжать знакомить с правилами дорожного движения учить практически применять их в различный ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»
Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект НОД по обучению грамотев старшей группе«Маленькие грамотеи»...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию В старшей группе «Обучение грамоте» Тема «Гласные звуки»
путешествие в страну гласных звуков....