Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иванова Екатерина Александровна

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Р.П. СВЕРДЛОВСКИЙ

Г.О.ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тел: 8 (496) 563 – 08 – 77                                                                               E-mailmdou42solnychko@mail.ru.

Тел.:8 (496)250 -10 -29

141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. ЗАВОДСКАЯ,  ВЛАДЕНИЕ 2

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

                                                       

                                                                          Подготовила учитель-логопед:

                                                                          Иванова Е.А.

р.п. Свердловский

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Научить детей характеризовать звуки М, Мь с опорой на различные виды контроля;

  • Развивать у детей фонематический слух и восприятие

  • Учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова;

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Методы и приёмы: проблемная ситуация, словесный, наглядный, игровой, репродуктивный;

Оборудование: «Видео-письмо» из царства Грамоты, Буквы на экране вперемешку, карточки - дыхательная гимнастика, зеркала, схемы анализа – артикуляции звуков, картина «Корова на лугу», сигнальные фонарики, простой и 3 цв. карандашей, счетные палочки, ребусы – 3 шт., портреты принцессы Азбуки, карточки раздаточные: для звукового анализа и печатание букв, физминутка - танец, упражнения для глаз, стихотворения про буквы: У,А,О,И,П, Т, К; загадка, кисть или поролон, вода в непроливашке, мультимедиа, проектор, экран, презентация.

ТСО: Теней «Лягушачий джаз» - фонограмма;

Предварительная работа:

1.Работа по схемам анализа – артикуляции звука,; 2.Знакомство с артикуляционным аппаратам (модель); 3.Работа с карточками «Дыхательная гимнастика»; 4.Работа с Сигнальными фонариками;

5.Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Говорим правильно», О.С.Гомзяк;

  1. Знакомство с кассами букв и слогов;
  2. Отгадывание ребусов:
  1. П/игра «Мышеловка» /Дети играют в кругу, выбирают 3-4 детей – мышки/:

«Ах как мышки надоели, всё погрызли, всё поели, Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас!

Как поставим мышеловки, переловим всех зараз!»

  1. Организационный момент: (создание проблемной ситуации)
  • Ребята, проходите, посмотрите как много у нас гостей! Давайте поздороваемся!

Дети проходят в группу, здороваются с гостями.

(Экран на нем буквы вперемешку)

- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Дети подходят к экрану.

-  Ребята, вот видео- письмо, от кого же оно?

(На экране цветок, и он говорит):

Ребята смотрят и слушают видео-письмо от принцессы Азбуки.

- «Ребята, здравствуйте!!! В моём царстве Грамоты произошла беда. Злая колдунья Клякса заколдовала всех моих жителей и меня - принцессу Азбуку.

ПОМОГИТЕ, нам!

-  Поможем, ребята принцессе Азбуке и всем её жителям? Да, поможем!!!

-  Все готовы отправиться в долгий и нелёгкий путь?

-  Кто живёт в этом царстве? В этом царстве живут звуки, буквы.

- В этом царстве живут слоги и слова.

- Вы согласны, ребята? Да. (дети сигналят большим пальцем).

  1. - Чтобы нам попасть в царство Грамоты, превратимся в буквы! Для этого нужно вспомнить стихи про буквы.

- Заклинание: «Раз, два, три – дети в буквы превратились!»

Дети рассказывают стих-ие про буквы:

  1. Буква У совсем проста

Тянет рожки из… хвоста.

  1. Буква А, буква А –

Алфавиту голова Знает Вова, Знает Света,

А похожа на ракету.

  1. Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? три

А какая буква? – И.

  1. На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

  1. Два столбика стояли рядом, К                Вдруг один переломился,

И к другому прислонился.

  1. Буква «Т» наверняка,

Тень большого молотка,

Буква Т на стол похожа, На ноге стоит он тоже.

  1. В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

- Молодцы, ребята!

Итог: Чем отличаются буквы от звуков? Звуки мы слышим и произносим,

Буквы мы пишем и читаем.

-  Ребята, вы согласны?

-  Ребята, проходите, садитесь! Да, мы согласны! (сигналят)

Дети садятся за столы.

Дыхательная гимнастика с использованием карточек Цель: Развитие правильной воздушной струи.

-  Для чего необходима дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика нужна нам, чтобы правильно произносить звуки.

-  Ребята, приготовьте карточки для дыхательной гимнастики: все правила помнят (воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем) Дети берут карточки, повторяют правила:

Воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем.

-  Молодцы, ребята! (Дети убирают карточки.)

а)Игра «Отгадай загадку»

Задание: «Отгадай загадку» Дети слушают загадку и отгадывают:

- Голодная – мычит,

Сытая – жует,

Всем детям молоко дает.        Это корова.

-  Как мычит корова?

-  «Му…му…му»

-  Какой звук мы слышим?        

- Мы слышим звук «М..ммм»

-  Ребята, приготовьте зеркала и схемы.

Упражнения: Дети приготовили зеркала и схемы:

выполняют артикуляционную гимнастику (смотрят на экран, называют упражнение и показывают перед зеркалом)

  • «Лягушка»

  • «Бегемотик»
  • «Слоник»

  • «Месим тесто»

Это лягушка. (показывают лягушку)

Это бегемотик. (показывают бегемотика) Это слоник. (показывают слоника)

Это упражнение – месим тесто. (показывают месим тесто).

-  Молодцы, ребята!

-  Работаем по схеме:

Что помогает нам при произнесении звука М? Дети работают со схемой:

-  Нам помогают губы;

- Вы согласны, ребята? Все: Да, согласны!

-  Зубы вместе с губами смыкаются и размыкаются;

-   Вы согласны?

Все сигналят.(да)

- Язык лежит спокойно, за нижними зубами;

Все сигналят. (да)

- Воздушная струя теплая, имеет преграду;

-  Правильно? Все: Да, имеет преграду.

- Голосовые связки работают, звук согласный, звонкий.

-  Вы  согласны?

Все: Да, согласны.

Итог: Какой же это звук?

 -  Звук М – согласный, звонкий.

Рассматривание картины на экране «Корова на лугу» Цель: Называть слова со звуком [м], выделяя звук голосом.

Дети рассматривают картину и называют слова со звуком [м], выделяя голосом

- Ребята, посмотрите на картину «Корова на лугу». По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

- Маки.

- Дом.

- Камыш

- Малина.

-  Ромашка.

-  Муравей.

- Дым.

- Мухи.

- Мы выделяли согласный, твердый звук [м].

Итог: Какой звук в этих словах вы выделяли? Игра «Сигнальщики»

Цель: Слушать внимательно и определять в слогах звук м или мь – твердый или мягкий согласный.

Дети слушают задание и приготавливают сигналки.

Задание: Ребята, внимательно послушайте слоги, покажите сигнальными фонариками их.

Ма, ми, му, мю, ме, мэ, мо, мё.

Дети показывают сигналками слоги.

Итог: Какие звуки в слогах вы определяли?

-  Мы определяли сигналками согласный твердый звук м и согласный мягкий звук мь.

Физминутка – танец «Лягушачий джаз»

Цель: Развитие у детей общей моторики, координации движений, речи;

Дети выполняют танец с текстом Дети садятся за столы.

Игра «Выложи букву» (из счетных палочек)

Цель: Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-  Ребята, посмотрите, какая буква появиться на мольберте? Дети смотрят, выкладывают из палочек букву М.

Сколько элементов у этой буквы?

(смоченной губкой или кисточкой рисую букву М на мольберте, дети выкладывают из палочек на столе эту букву, считают элементы у буквы)

- У этой буквы четыре элемента.

Итог:

-  Молодцы, ребята! Повторите за мной – стихотворение про букву М:

«Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали.»

Все вместе повторяют стих-ие про букву М.

  1. Задание: Печатание букв М, м на карточке – простым карандашом. Цель: Развитие зрительного гнозиса, глазомера, внимания, мелкой мускулатуры пальцев рук; следить за правильной осанкой

Задание:

-  Ребята, это задание необходимо выполнять простым карандашом – печатание букв М, м

Дети печатают на карточках буквы М, м.

  1. Задание: Определить место звука М или мь. Цель: развивать фонематический слух.

-  У вас три картинки на карточке. Что надо делать с ними?

-  Нужно найти место звука М или мь в словах: мост, гном, лимон. Необходимо назвать картинку, определить где звук М – вначале, в конце или в середине, раскрашиваем цветным карандашом.

Дифференцированный подход

Индивидуальная работа  (звуковой анализ слов).

Итог: Ребята, что вы сейчас делали?

-  Мы определяли место звука М в словах цветными карандашами.

  1. Упражнение для глаз - презентация

- Ребята, необходимо выполнить ещё одно задание!

Задание: «Разгадывание ребусов»

Цель: Развивать внимательность и логическое мышление.

Дети слушают и отгадывают ребусы.

-  Тум и ещё плюс бочка, получилось слово – тумбочка.

  1. Тумбочка

-  Майка нарисована, слог «ка» зачеркнут, получилось Май – это весенний месяц.

  1. Май

Влад П: Слог Па на черте сверху, слог Ма – под чертой, получилось слово Панама.

  1. Панама

Итог: Ребята, все задания вы выполнили правильно! Какие задания вы выполняли?

-  Мы вспомнили стихи про буквы, повторили правила о звуках и буквах.

-  Выполняли дыхательную, артикуляционную гимнастики.

-  Познакомились со звуком М и мь, по схеме определяли, что нам помогает при произнесение этого звука М.

-  Рассматривали картину и называли слова со звуком М, выделяли голосом.

-  Сигнальными фонариками показывали слоги.

Вероника: выкладывали из счетных палочек букву М, и считали элементы буквы М, печатали букву М.

-  Определяли место звука по карточке.

-т                                    Отгадывали ребусы.

-  Молодцы, ребята! Посмотрите на экран! Голос и портрет- Принцессы Азбуки:

Принцесса: Ребята, спасибо! Вы все хорошо и правильно выполнили задания! Меня и всех жителей Моего царства Грамоты расколдовали! За это я вам отправляю своё сердце на память!

На экране появляется - Принцесса Азбуки, и она говорит. ( дети смотрят и слушают)

Дети все вместе говорят: Спасибо!

Принимают подарки - сердца от принцессы Азбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »

Данная   игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте  и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ре...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

Работа с детьми по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Занятие легкое к восприятию детей!...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».

Занятие на закрепление навыков различения звуков [с] -[ш] на слух и в свободной речи. Использую здоровьесберегающие технологии, такие как: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, Упражнения д...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе на тему: «День защитника отечества»

Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества.Задачи:- закреплять рода войск- закреплять названия военной техники- закреплять знания военных профессий- воспитывать уважен...

Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе Тема: «Путешествие в царство Грамоты»

Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе                   Тема: «Путешествие в царство Грамоты»Программн...