Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА Р.П. СВЕРДЛОВСКИЙ
Г.О.ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Тел: 8 (496) 563 – 08 – 77 E-mailmdou42solnychko@mail.ru.
Тел.:8 (496)250 -10 -29
141140, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, ПОС. СВЕРДЛОВСКИЙ, УЛ. ЗАВОДСКАЯ, ВЛАДЕНИЕ 2
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Подготовила учитель-логопед:
Иванова Е.А.
р.п. Свердловский
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Научить детей характеризовать звуки М, Мь с опорой на различные виды контроля;
- Развивать у детей фонематический слух и восприятие
- Учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Методы и приёмы: проблемная ситуация, словесный, наглядный, игровой, репродуктивный;
Оборудование: «Видео-письмо» из царства Грамоты, Буквы на экране вперемешку, карточки - дыхательная гимнастика, зеркала, схемы анализа – артикуляции звуков, картина «Корова на лугу», сигнальные фонарики, простой и 3 цв. карандашей, счетные палочки, ребусы – 3 шт., портреты принцессы Азбуки, карточки раздаточные: для звукового анализа и печатание букв, физминутка - танец, упражнения для глаз, стихотворения про буквы: У,А,О,И,П, Т, К; загадка, кисть или поролон, вода в непроливашке, мультимедиа, проектор, экран, презентация.
ТСО: Теней «Лягушачий джаз» - фонограмма;
Предварительная работа:
1.Работа по схемам анализа – артикуляции звука,; 2.Знакомство с артикуляционным аппаратам (модель); 3.Работа с карточками «Дыхательная гимнастика»; 4.Работа с Сигнальными фонариками;
5.Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Говорим правильно», О.С.Гомзяк;
- Знакомство с кассами букв и слогов;
- Отгадывание ребусов:
- П/игра «Мышеловка» /Дети играют в кругу, выбирают 3-4 детей – мышки/:
«Ах как мышки надоели, всё погрызли, всё поели, Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас!
Как поставим мышеловки, переловим всех зараз!»
- Организационный момент: (создание проблемной ситуации)
- Ребята, проходите, посмотрите как много у нас гостей! Давайте поздороваемся!
Дети проходят в группу, здороваются с гостями.
(Экран на нем буквы вперемешку)
- Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Дети подходят к экрану.
- Ребята, вот видео- письмо, от кого же оно?
(На экране цветок, и он говорит):
Ребята смотрят и слушают видео-письмо от принцессы Азбуки.
- «Ребята, здравствуйте!!! В моём царстве Грамоты произошла беда. Злая колдунья Клякса заколдовала всех моих жителей и меня - принцессу Азбуку.
ПОМОГИТЕ, нам!
- Поможем, ребята принцессе Азбуке и всем её жителям? Да, поможем!!!
- Все готовы отправиться в долгий и нелёгкий путь?
- Кто живёт в этом царстве? В этом царстве живут звуки, буквы.
- В этом царстве живут слоги и слова.
- Вы согласны, ребята? Да. (дети сигналят большим пальцем).
- - Чтобы нам попасть в царство Грамоты, превратимся в буквы! Для этого нужно вспомнить стихи про буквы.
- Заклинание: «Раз, два, три – дети в буквы превратились!»
Дети рассказывают стих-ие про буквы:
Буква У совсем проста
Тянет рожки из… хвоста.
Буква А, буква А –
Алфавиту голова Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
- Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? три
А какая буква? – И.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Два столбика стояли рядом, К Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа, На ноге стоит он тоже.
- В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
- Молодцы, ребята!
Итог: Чем отличаются буквы от звуков? Звуки мы слышим и произносим,
Буквы мы пишем и читаем.
- Ребята, вы согласны?
- Ребята, проходите, садитесь! Да, мы согласны! (сигналят)
Дети садятся за столы.
Дыхательная гимнастика с использованием карточек Цель: Развитие правильной воздушной струи.
- Для чего необходима дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика нужна нам, чтобы правильно произносить звуки.
- Ребята, приготовьте карточки для дыхательной гимнастики: все правила помнят (воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем) Дети берут карточки, повторяют правила:
Воздух носом набираем, ртом выдыхаем, а щёки не надуваем.
- Молодцы, ребята! (Дети убирают карточки.)
а)Игра «Отгадай загадку»
Задание: «Отгадай загадку» Дети слушают загадку и отгадывают:
- Голодная – мычит,
Сытая – жует,
Всем детям молоко дает. Это корова.
- Как мычит корова?
- «Му…му…му»
- Какой звук мы слышим?
- Мы слышим звук «М..ммм»
- Ребята, приготовьте зеркала и схемы.
Упражнения: Дети приготовили зеркала и схемы:
выполняют артикуляционную гимнастику (смотрят на экран, называют упражнение и показывают перед зеркалом)
«Лягушка»
- «Бегемотик»
«Слоник»
- «Месим тесто»
Это лягушка. (показывают лягушку)
Это бегемотик. (показывают бегемотика) Это слоник. (показывают слоника)
Это упражнение – месим тесто. (показывают месим тесто).
- Молодцы, ребята!
- Работаем по схеме:
Что помогает нам при произнесении звука М? Дети работают со схемой:
- Нам помогают губы;
- Вы согласны, ребята? Все: Да, согласны!
- Зубы вместе с губами смыкаются и размыкаются;
- Вы согласны?
Все сигналят.(да)
- Язык лежит спокойно, за нижними зубами;
Все сигналят. (да)
- Воздушная струя теплая, имеет преграду;
- Правильно? Все: Да, имеет преграду.
- Голосовые связки работают, звук согласный, звонкий.
- Вы согласны?
Все: Да, согласны.
Итог: Какой же это звук?
- Звук М – согласный, звонкий.
Рассматривание картины на экране «Корова на лугу» Цель: Называть слова со звуком [м], выделяя звук голосом.
Дети рассматривают картину и называют слова со звуком [м], выделяя голосом
- Ребята, посмотрите на картину «Корова на лугу». По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)
- Маки.
- Дом.
- Камыш
- Малина.
- Ромашка.
- Муравей.
- Дым.
- Мухи.
- Мы выделяли согласный, твердый звук [м].
Итог: Какой звук в этих словах вы выделяли? Игра «Сигнальщики»
Цель: Слушать внимательно и определять в слогах звук м или мь – твердый или мягкий согласный.
Дети слушают задание и приготавливают сигналки.
Задание: Ребята, внимательно послушайте слоги, покажите сигнальными фонариками их.
Ма, ми, му, мю, ме, мэ, мо, мё.
Дети показывают сигналками слоги.
Итог: Какие звуки в слогах вы определяли?
- Мы определяли сигналками согласный твердый звук м и согласный мягкий звук мь.
Физминутка – танец «Лягушачий джаз»
Цель: Развитие у детей общей моторики, координации движений, речи;
Дети выполняют танец с текстом Дети садятся за столы.
Игра «Выложи букву» (из счетных палочек)
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
- Ребята, посмотрите, какая буква появиться на мольберте? Дети смотрят, выкладывают из палочек букву М.
Сколько элементов у этой буквы?
(смоченной губкой или кисточкой рисую букву М на мольберте, дети выкладывают из палочек на столе эту букву, считают элементы у буквы)
- У этой буквы четыре элемента.
Итог:
- Молодцы, ребята! Повторите за мной – стихотворение про букву М:
«Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали.»
Все вместе повторяют стих-ие про букву М.
Задание: Печатание букв М, м на карточке – простым карандашом. Цель: Развитие зрительного гнозиса, глазомера, внимания, мелкой мускулатуры пальцев рук; следить за правильной осанкой
Задание:
- Ребята, это задание необходимо выполнять простым карандашом – печатание букв М, м
Дети печатают на карточках буквы М, м.
Задание: Определить место звука М или мь. Цель: развивать фонематический слух.
- У вас три картинки на карточке. Что надо делать с ними?
- Нужно найти место звука М или мь в словах: мост, гном, лимон. Необходимо назвать картинку, определить где звук М – вначале, в конце или в середине, раскрашиваем цветным карандашом.
Дифференцированный подход
Индивидуальная работа (звуковой анализ слов).
Итог: Ребята, что вы сейчас делали?
- Мы определяли место звука М в словах цветными карандашами.
Упражнение для глаз - презентация
- Ребята, необходимо выполнить ещё одно задание!
Задание: «Разгадывание ребусов»
Цель: Развивать внимательность и логическое мышление.
Дети слушают и отгадывают ребусы.
- Тум и ещё плюс бочка, получилось слово – тумбочка.
- Тумбочка
- Майка нарисована, слог «ка» зачеркнут, получилось Май – это весенний месяц.
- Май
Влад П: Слог Па на черте сверху, слог Ма – под чертой, получилось слово Панама.
- Панама
Итог: Ребята, все задания вы выполнили правильно! Какие задания вы выполняли?
- Мы вспомнили стихи про буквы, повторили правила о звуках и буквах.
- Выполняли дыхательную, артикуляционную гимнастики.
- Познакомились со звуком М и мь, по схеме определяли, что нам помогает при произнесение этого звука М.
- Рассматривали картину и называли слова со звуком М, выделяли голосом.
- Сигнальными фонариками показывали слоги.
Вероника: выкладывали из счетных палочек букву М, и считали элементы буквы М, печатали букву М.
- Определяли место звука по карточке.
-т Отгадывали ребусы.
- Молодцы, ребята! Посмотрите на экран! Голос и портрет- Принцессы Азбуки:
Принцесса: Ребята, спасибо! Вы все хорошо и правильно выполнили задания! Меня и всех жителей Моего царства Грамоты расколдовали! За это я вам отправляю своё сердце на память!
На экране появляется - Принцесса Азбуки, и она говорит. ( дети смотрят и слушают)
Дети все вместе говорят: Спасибо!
Принимают подарки - сердца от принцессы Азбуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...
Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »
Данная игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ре...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»
Работа с детьми по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Занятие легкое к восприятию детей!...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]».
Занятие на закрепление навыков различения звуков [с] -[ш] на слух и в свободной речи. Использую здоровьесберегающие технологии, такие как: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, Упражнения д...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе на тему: «День защитника отечества»
Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества.Задачи:- закреплять рода войск- закреплять названия военной техники- закреплять знания военных профессий- воспитывать уважен...
Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе Тема: «Путешествие в царство Грамоты»
Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе Тема: «Путешествие в царство Грамоты»Программн...