Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фадичева Елена Евгеньевна

«Звук и буква «Ш»

Программное содержание: познакомить детей со звуком и буквой «Ш», продолжать учить определять место заданного звука в слове;  звукобуквенному анализу, учить подбирать нужные слоги для образования слов. Развивать мелкую моторику, работая с «Волшебными дощечками» и во время написания заданий в тетради. Упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.

Материал к занятию: картинки с изображением предметов со звуком «Ш», доска, фломастер, «Волшебные дощечки», тетради, карандаши на каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.z.fadichevoy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Звук и буква «Ш».

        Программное содержание: познакомить детей со звуком и буквой «Ш», продолжать учить определять место заданного звука в слове;  звукобуквенному анализу, учить подбирать нужные слоги для образования слов. Развивать мелкую моторику, работая с «Волшебными дощечками» и во время написания заданий в тетради. Упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.

        Материал к занятию: картинки с изображением предметов со звуком «Ш», доска, фломастер, «Волшебные дощечки», тетради, карандаши на каждого ребёнка.

Ход занятия.

        Дети стоят у доски и по просьбе педагога вспоминают, пройденный на предыдущем занятии звук и придумывают слова на звук «Б». Кто справился с заданием садится за стол. Воспитатель рассказывает небольшой текст, в котором встречаются слова со звуком «Ш».

        В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: «:ш-ш-ш» ...

        Затем педагог задаёт вопросы: Как шипит воздух в кране? Как звали девочку? Какой первый звук в слове «Шура»?

        Хвалит детей за правильные ответы и обращает внимание на картинки со звуком «Ш». Даёт задание на определение места звука в словах.

         Ребята называют предметы и определяют место звука «Ш» в слове.         Затем воспитатель обращает внимание детей на положение языка, губ, зубов во время произнесения звука «Ш». Когда мы произносим звук «Ш» кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит, какой это звук - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Есть ли у него мягкая пара? Звонкий или глухой? Почему? Какие ещё согласные звуки вы знаете? А какие знаете гласные звуки?

        Педагог предлагает поиграть детям с «Волшебной дощечкой».               В начале игры воспитатель показывает детям картинку, с изображённым предметом, а дети определяют первый звук в слове и заменяют его буквой на дощечках. В конце игры педагог показывает, как пишется буква «Ш», рисуя, её на доске и предлагает детям сделать её на дощечках с помощью резинок.

        Продолжая занятие, педагог говорит, что сейчас мы поиграем в слова. Игра называется: «Какой слог потерялся?». На доске написаны половинки слов (слоги), дети вместо точек должны подставить нужный слог.

        Задаёт вопрос: Для того чтобы превратить звук «Ш» в букву, что мне надо сделать? (Написать). Какого цвета мне надо взять фломастер? Почему синий?

        Затем педагог объясняет написание буквы «Ш» заглавной и маленькой. Задаёт вопросы: Почему это большая буква? Правильно, потому что она ростом в две клеточки, а маленькая в одну клеточку.

         Дети пишут в тетрадях, чередуя заглавную и маленькую. Когда это задание выполнено, ребята по очереди читают написанные в тетради слоги и прописывают их.

        Затем педагог приглашает ребёнка к доске для звукобуквенного анализа и письма слова «бабушка». Педагог напоминает, что все буквы в слове «дружат» поэтому пишутся рядышком, в каждой клеточке. Пока у доски выполняется задание, педагог определяет количество слогов в слове с помощью хлопков, а когда слово будет написано путём подсчёта гласных букв. Дети пишут это слово в тетрадях.

        Подводится итог занятия. педагог благодарит детей за хорошую работу.

КОНСПЕКТ

открытого занятия в образовательной области «Познание»

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе

Тема: «Юные математики»

Программное содержание:

- упражнять в прямом и обратном счёте в пределах первого десятка;

- уточнить знания использования знаков сравнения;

-уточнить знание понятий: «верное»,«неверное»,«равенство», «неравенство»;

- учить детей записывать арифметические выражения с помощью знаков;

- закреплять навык решения проблемы по алгоритму;

- упражнять в ориентировке на плоскости;

-учить решать простые задачи и простые примеры, примеры с одним неизвестным;

- упражнять в счёте по числовому ряду (линейке);

- закреплять умение моделировать геометрические фигуры, анализировать форму;

- развивать мыслительные операции, логическое мышление.

- совершенствовать умение слушать и слышать педагога и своего товарища, работать в заданном темпе;

Ход занятия.

  1. Разминка.  Игра  «Кто знает, тот руку поднимает».  Вопросы:  «Сколько

всего месяцев в году? Сколько тебе будет лет в следующем году и почему? С какого месяца начинается год? Кто третий тянул репку? Сколько концов у двух палок? На какой свет светофора переходят дорогу? Сколько букв в слове «книга»? Какой день недели был вчера? Красный домик выше зелёного, но ниже жёлтого. Какой домик самый высокий? Какой домик самый низкий? (Жёлтый самый высокий, зелёный самый низкий). В ходе проверки на доске появляется рисунок. Домики обозначаются линиями. Сколько дней в неделе? Какое число идёт первым при счёте? Сколько шей у пяти журавлей? Как называют время приема пищи в середине дня? (Обед). Назови первый месяц года. Кто от дедушки ушел, кто от бабушки ушел? Назови одним словом: квадрат, пятиугольник, семиугольник, параллелограмм. Как называется улица, на которой находится наш детский сад? Назови город, в котором ты живёшь

        - Игра «Молчанка» с использованием математических пеналов. Задания: Покажи цифру, которая предшествует числу 4. Покажи цифру, которая на 1 больше, чем 8. Цифру, которая на 1 меньше, чем 7. Обозначьте цифрами соседей числа 6.. Покажите цифру, которая получится в ответе, если от 4 отнять 1. Если к 2 добавить 3. Если из 3 вычесть 1. Если 5 уменьшить на 1. Если 3 увеличить на 2. Если сложить 4 да 1. Если решить такой пример: 4 плюс 2. Если решить такой пример: 5 минус 3.  Сколько будет 2 и 2, 3 и 3. Внимание! 5 – это 4 и сколько? 4 – это 2 и сколько? 1 – это 1 и сколько? Обозначьте цифрой любое чётное число.

        - На доске записываются примеры:     5   =6,      7   =6,     6   =7, 6  =5. Разбирается первый пример. Сколько было? (5). Сколько стало? (6). Стало больше или меньше? Какой знак увеличивает, прибавляет? Значит, какой знак надо поставить в первый квадрат? Насколько стало больше? Какую цифру надо поставить во второй квадрат? При решении второго и последующих примеров детям предлагаем цифрами и знаками показать педагогу, что надо записать в пустых квадратах. Если дети затрудняются в выполнении задания, примеры разбираются по аналогии.

        - Игра: «Линейку доставай, считай, не отставай». Предложить детям посчитать по линейке в прямом и обратном порядке. (Можно при сложении выйти на второй десяток, но ответ должен быть в пределах первого десятка. Действий производится 6-7, ответ спрашивается в самом конце).

- Индивидуальная работа у доски. Детям предлагается расставить знаки сравнения, предварительно уточнив их. На доске: записаны цифры для сравнения: 1 и 3,     8 и 3,     5 и 4,     4 и 4,     4 и 9,     5 и 3,     3 и 3,     0 и 4, -Разбирается правильность выполнения заданий детьми у доски. Задаётся вопрос: На какие две группы можно разделить все эти примеры. Со всеми детьми уточняется, где равенство, где неравенство. Уточняется новое понятие «верное равенство», «верное неравенство». На примере неправильно решённого примера уточняется понятия «неверное равенство», «неверное неравенство». Предлагается детям на верхней полоске счётной карточки выложить любое верное неравенство, а на нижней любое верное равенство. После проверки (зачитывания), предложить с помощью изменения знаков, превратить верные равенства и неравенства в неверные равенства и неравенства. (Всё проверить, прочитать). Всё убрать на место, навести порядок.

- Предложить поиграть в волшебников, превратить 2 красных треугольника: в квадрат, в один большой треугольник, в ромб, в параллелограмм. Добавить ещё один красный треугольник и, превратить три красных треугольника в трапецию. Добавить ещё один красный треугольник и превратить все фигуры в один большущий треугольник.

- Игра: «Сосчитай-ка». Зачитывается стихотворение:

Сколько маленьких утят            Три утёнка далеко,                Сколько их всего в пруду?

Плавать и нырять хотят?            Два нырнули глубоко.         Сосчитать я не могу.

- После ответа детей, выяснить, является ли это стихотворение задачей. Вопросы: Из каких частей состоит любая задача? Есть ли условие в данном стихотворении-задаче, как оно звучит в стихотворении? Есть ли вопрос, как он звучит? Предложить детям выложить действие задачи с помощью цифр и знаков  на верхней полоске счётной карточки. Детально разобрать его, выяснить, какой будет ответ.

Внимание! Внимание! Вдруг, совершилось волшебство и я превратилась в диктора телевидения, а он говорит такие слова: «Московское время 10 часов ровно!» Установите это время на своих макетах часов. (Проверить у всех правильность выполнения задания. Где стоит короткая часовая стрелка? Где остановилась длинная минутная стрелка? На какую цифру на циферблате указывает минутная стрелка?) А теперь диктор объявляет другое время «Московское время 9 часов и 5 минут!»  (Проверить у всех правильность выполнения задания. Где стоит короткая часовая стрелка? Где остановилась длинная минутная стрелка? На какую цифру на циферблате указывает минутная стрелка? На цифру 1, но минут она показывает 5, потому что минутки это маленькие чёрточки, а их от цифры 12 до цифры 1 ровно пять. Итак: Сколько времени показывают макеты часов?)  А теперь, поставьте такое время: 5 часов и пять минут. Задать аналогичные вопросы по расположению стрелок. Задание повторить 3-4 раза, чтобы дети запомнили расположение минутной стрелки. (5 минут).

  1. Игра: «Расставь фигуры правильно». Задание: Расставить 6 фигур:

круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал в таблице 6х6 так, чтобы фигуры не встретились ни в столбике, ни в строчке. Повторно объяснить алгоритм решения задачи и проверить выполнение задания детьми на индивидуальных карточках.

        По окончании занятия поблагодарить всех детей и предложить им подарить свои работы гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ  в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш...