Конспект НОД по обучению грамоте "Цветик -семицветик"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель:
Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты, развитие звуковой стороны речи, стремление сделать педагогический процесс более эмоциональным.
Задачи:
Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа слова, различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, составлять предложения по схеме, закреплять умение в составлении слов из слогов, называть слова с заданными буквами и интонационно выделяя их звуками.
Развивать мышление, речь, внимание, память детей.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитывать интерес к родному языку.
Демонстрационный материал:
Лепестки с цифрами, стебелек от цветика - семицветика, связка (бубликов), звуковые фишки, слоговой поезд.
Раздаточный материал:
Предметные картинки, звуковая картинка-схема слов, прищепки трех цветов (красные, синие, зеленые), схемы-предложения, карточки слогов, «воздушные шары с буквами».
Ход занятия.
Проводится коммуникативная игра «Доброе утро».
(Дети стоят парами лицом друг к другу)
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
(правые ладошки прислоняют друг к другу)
Доброе утро!
(левые ладошки прислоняют)
Солнцу и птицам
(тянут руки вверх)
Доброе утро!
(машут правой рукой)
Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро,
Длится до вечера.
Входит девочка, в руках связка бубликов и стебелек от цветка.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй! Ты кто?
- Я - Женя, девочка из сказки «Цветик-семицветик».
Помогите мне, пожалуйста, вернуть лепестки цветка и собрать его. Ведь я помогла только одному мальчику – Вите, а сколько еще таких детей, которым нужна помощь.
-Как мы можем тебе помочь? Ведь лепестки разлетелись с твоими желаниями!
-Смотрите, у меня есть баранки, на них цифры, такие цифры я знаю есть у вас в группе, за каждой цифрой – задание закреплено. Выполнив его, прилетит лепесток. Так мне сказала старушка, у которой рос цветок. Но у меня не все получается. Поможете мне?
-Ну что, ребята, поможем Жене?
-Да!
-Можно мне твои баранки взять?
-Да. (отдает)
-Ну что, начинаем помогать Жене! (берем из связки по одной баранки и выполняем задание)
1
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышит стук,
Значит к нам добрался…(звук)
-Ребята, какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)
-А какие согласные звуки есть? (твердые и мягкие)
-Еще какие звуки есть? (речевые и неречевые). Речевые – это звуки, которые произносит человек. А неречевые – остальные – это шум дождя, ветра, пение птиц, стрекот кузнечика и т.д.
-Каким символом обозначают гласные звуки(красным), согласные(твердые – синим, мягкие – зеленым)
-Молодцы!
-А вот сейчас и проверим, какие вы внимательные. Я буду называть звуки, а вы – показывать фишки соответствующего цвета.
Игра «Будь внимательным»
(После каждого выполненного задания прилетает лепесток, который прикрепляем к серединке цветка.)
-Молодцы!
(звук летящего лепестка)
Ты лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся на цветок.
-Ребята, вот и первый наш лепесток.
2
Игра: «Найди место в вагончике»
-Ребята, посмотрите, какой интересный поезд. В каждом вагоне определенное количество окошек. И пассажиры у него не простые. Вагончик с одним окошком сажает к себе тех, у кого в названии один слог, с двумя – два слога, с тремя – три слога.
-Как мы узнаем, сколько в слове слогов? (Проговариваем и прохлопываем слова. Раздаю картинки. Дети рассматривают их, определяют количество слогов своей картинки – пассажира);
-Посчитали, сколько слогов в вашем слове – « пассажире»? Сажаем их в свои вагончики. (Потом проверяется, правильно ли пассажиры заняли свои вагоны.);
(музыка лепестка)
-Вот и еще один лепесток прилетел.
3
Игра: «Составь звуковую схему слова»
-Следующая баранка с цифрой (3)
-Нашли!
-Тогда, присядем за столы. Возьмите карточку и составьте звуковую схему своего слова. (на каждого ребенка карточка и звуки – прищепки)
-Все выполнили задание? А сейчас каждый покажет и расскажет схему какого слова он выполнил. Вспомним , что сначала
- надо назвать слово;
-сколько звуков в слове;
-назвать звуки по порядку;
-сколько согласных и где они находятся;
-гласных.
А теперь звуки замените буквами. Предлагаю прочитать, у кого какое слово.
-Еще один лепесток прилетел к нам на цветок.
4
Физкультурная пауза
(Предлагаю Саше взять баранку и найти цифру с заданием)
-Ну что, ребята, отдохнем!
(движения выполняются согласно тексту)
Как живешь? – Вот так! (палец большой кверху)
Как плывешь? – Вот так! (пловец)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Вдаль глядишь? – Вот так! (ладонь ко лбу)
Ждешь обед? – Вот так! (поглаживание живота)
Машешь вслед? – Вот так! (машем)
Утром спишь? – Вот так! (присесть и руки под щеку)
Как шалишь? – Вот так! (бег на месте).
5
Отдохнули! Какая следующая цифра? (5)
-Ребята, если букву соединить с буквой, получится (слог), а слог со слогом (слово). Прочитайте слоги и составьте слово. У кого какое слово получилось? (дети читают слова).
6
Игра «Составь предложение»
- Вот баранка с цифрой(6).
- Кто нашел ее в группе? (ребенок приносит конверт с заданием).
- Ребята, а если слова соединить, что получается? (предложение).
Нам предлагают составить предложения по схемам. (раздаю схему предложения).
Дети составляют предложение, проговаривают его и говорят сколько в нем слов.
- Ребята, сколько стало лепестков на цветке? (6)
- Последняя баранка осталась с цифрой семь.
- Можно мне ее найти? (да)
7
Игра «Воздушные шары»
Я вам шарики даю,
Поиграть с ними зову.
Их за ниточки возьмите,
Тихо, тихо покрутите
На ладошку положите
А теперь переверните,
Букву громко говорите,
А потом с этой буквой придумать слово надо.
(Дети называют букву, потом слово, четко выделяя звук)
-Ребята, вот и последний лепесток.
-Цветок готов! Держи Женя свой цветок и продолжай делать добрые дела.
-Спасибо! (берет и уходит) До свидания!
-Дети, вам понравилось помогать другим? Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились на отлично или где то надо постараться?
-Если считаете, что справились на отлично – возьмите красное сердечко, а если кому- то надо было постараться – зеленое (дети оценивают свое участие на занятии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»
Занятие по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС. Знакомство с буквой «Б», звуком [Б, Б’]....
Конспект занятия по обучению детей грамоте " Цветик - семицветик"
Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе " Цветик - семицветик "...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»...
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик»
Закрепить знания, навыки и умения, сформированные на занятиях по обучению грамоте....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
В статье представлен конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий на тему: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Цветик-семицветик"
Закрепить и обобщить знания детей по звукам речи...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР "Цветик-семицветик"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР "Цветик-семицветик"...