Конспект НОД по обучению грамоте "Цветик -семицветик"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кравцова Наталья Леонидовна

Цель:

 

Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты, развитие звуковой стороны речи, стремление сделать педагогический процесс более эмоциональным.

 

Задачи:

 

Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа слова, различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, составлять предложения по схеме, закреплять умение в составлении слов из слогов, называть слова с заданными буквами  и интонационно выделяя их звуками.

Развивать мышление, речь, внимание, память детей.

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитывать интерес к родному языку.

 

Демонстрационный материал:

 

Лепестки с цифрами, стебелек от  цветика - семицветика, связка (бубликов), звуковые фишки, слоговой поезд.

 

Раздаточный материал:

 

Предметные картинки, звуковая картинка-схема слов, прищепки трех цветов   (красные, синие, зеленые), схемы-предложения, карточки слогов, «воздушные шары с буквами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

Проводится коммуникативная игра «Доброе утро».

(Дети стоят парами лицом друг к другу)

 

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

(правые ладошки прислоняют друг к другу)

Доброе утро!

(левые ладошки прислоняют)

Солнцу и птицам

(тянут руки вверх)

Доброе утро!

(машут правой рукой)

Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро,

Длится до вечера.

 

 

Входит девочка, в руках связка бубликов и стебелек от цветка.

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуй! Ты кто?

- Я - Женя, девочка из сказки «Цветик-семицветик».

Помогите мне, пожалуйста, вернуть лепестки цветка и собрать его. Ведь я помогла только одному мальчику – Вите, а сколько еще таких детей, которым нужна помощь.

-Как мы можем тебе помочь? Ведь лепестки разлетелись с твоими желаниями!

-Смотрите, у меня есть баранки, на них цифры, такие цифры я знаю есть у вас в группе, за каждой цифрой – задание закреплено. Выполнив его, прилетит лепесток. Так мне сказала старушка, у которой рос цветок. Но у меня не все получается. Поможете мне?

-Ну что, ребята, поможем Жене?

-Да!

-Можно мне твои баранки взять?

-Да. (отдает)

-Ну что, начинаем помогать Жене! (берем из связки по одной баранки и выполняем задание)

 

 

1

 

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышит стук,

Значит к нам добрался…(звук)

 

-Ребята, какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)

-А какие согласные звуки есть? (твердые и мягкие)

-Еще какие звуки есть? (речевые и неречевые). Речевые – это звуки, которые произносит человек. А неречевые – остальные – это шум дождя, ветра, пение птиц, стрекот кузнечика и т.д.

-Каким символом обозначают гласные звуки(красным), согласные(твердые – синим, мягкие – зеленым)

-Молодцы!

-А вот сейчас и проверим, какие вы внимательные. Я буду называть звуки, а вы – показывать фишки соответствующего цвета.

Игра «Будь внимательным»

 

(После каждого выполненного задания прилетает лепесток, который прикрепляем к серединке цветка.)

-Молодцы!

 

(звук летящего лепестка)

Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся на цветок.

 

-Ребята, вот и первый наш лепесток.

 

2

Игра: «Найди место в вагончике»

 

-Ребята, посмотрите, какой интересный поезд. В каждом вагоне определенное количество окошек.  И пассажиры у него не простые. Вагончик с одним окошком сажает к себе тех, у кого в названии один слог, с двумя – два слога, с тремя – три слога.

-Как мы узнаем, сколько в слове слогов? (Проговариваем и прохлопываем слова. Раздаю картинки. Дети рассматривают их, определяют количество слогов своей картинки – пассажира);

-Посчитали, сколько слогов в вашем слове – « пассажире»? Сажаем их в свои вагончики. (Потом проверяется, правильно ли пассажиры заняли свои вагоны.);

(музыка лепестка)

-Вот и еще один лепесток прилетел.

 

3

Игра: «Составь звуковую схему слова»

 

-Следующая баранка с цифрой (3)

-Нашли!

-Тогда, присядем за столы. Возьмите карточку и составьте звуковую схему своего слова. (на каждого ребенка карточка и звуки – прищепки)

-Все выполнили задание? А сейчас каждый покажет и расскажет схему какого слова он выполнил. Вспомним , что сначала

- надо назвать слово;

-сколько звуков в слове;

-назвать звуки по порядку;

-сколько согласных и где они находятся;

-гласных.

А теперь звуки замените буквами. Предлагаю прочитать, у кого какое слово.

-Еще один лепесток прилетел к нам на цветок.

 

4

Физкультурная пауза

 

(Предлагаю Саше взять баранку и найти цифру с заданием)

-Ну что, ребята, отдохнем!

 

(движения выполняются согласно тексту)

Как живешь? – Вот так! (палец большой кверху)

Как плывешь? – Вот так! (пловец)

Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)

Вдаль глядишь? – Вот так! (ладонь ко лбу)

Ждешь обед? – Вот так! (поглаживание живота)

Машешь вслед? – Вот так! (машем)

Утром спишь? – Вот так! (присесть и руки под щеку)

Как шалишь? – Вот так! (бег на месте).

 

5

 

Отдохнули! Какая следующая цифра? (5)

-Ребята, если букву соединить с буквой, получится (слог), а слог со слогом (слово). Прочитайте слоги и составьте слово. У кого какое слово получилось? (дети читают слова).

 

6

Игра «Составь предложение»

 

- Вот баранка с цифрой(6).

- Кто нашел ее в группе? (ребенок приносит конверт с заданием).

 

- Ребята, а если слова соединить, что получается? (предложение).

Нам предлагают составить предложения по схемам. (раздаю схему предложения).

Дети составляют предложение, проговаривают его и говорят сколько в нем слов.

 

- Ребята, сколько стало лепестков на цветке? (6)

- Последняя баранка осталась с цифрой семь.

- Можно мне ее найти? (да)

 

7

Игра «Воздушные шары»

 

Я вам шарики даю,

Поиграть с ними зову.

Их за ниточки возьмите,

Тихо, тихо покрутите

На ладошку положите

А теперь переверните,

Букву громко говорите,

А потом с этой буквой придумать слово надо.

 

(Дети называют букву, потом слово, четко выделяя звук)

 

-Ребята, вот и последний лепесток.

-Цветок готов! Держи  Женя свой цветок и продолжай делать добрые дела.

-Спасибо! (берет и уходит) До свидания!

 

-Дети, вам понравилось помогать другим? Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились на отлично или где то надо постараться?

-Если считаете, что справились на отлично – возьмите красное сердечко, а если кому- то надо было постараться – зеленое (дети оценивают свое участие на занятии).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»

Занятие по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС. Знакомство с буквой «Б», звуком [Б, Б’]....

Конспект занятия по обучению детей грамоте " Цветик - семицветик"

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе " Цветик - семицветик "...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»...

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик»

Закрепить знания, навыки и умения, сформированные на занятиях по обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

В статье представлен конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий на тему: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Цветик-семицветик"

Закрепить и обобщить знания детей по звукам речи...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР "Цветик-семицветик"...