Конспект занятия по обучению грамоте "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Закрепить и обобщить знания детей по звукам речи

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_obuchenie_gramote.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Цветик-семицветик»

Цель: закрепить и обобщить знания детей по звукам речи

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный)

- закрепить умения детей давать полную характеристику звукам речи.

- совершенствовать навыки звукового анализа.

- закрепить умения выделять первый и последний звук в слове.

- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги.

- закрепить умения определять место звука в слове.

  1. Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, активизировать мыслительную деятельность.

  • развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза.
  • развивать мелкую и общую моторику.
  1. Воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: цветик-семицветик, предметные картинки, коробочка фокусника, письмо с загадками, красные, зеленые, синие кружки, схема слова, сюрприз (медальки).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами весь год знакомились со звуками, учились их различать, и сегодня я приглашаю вас немного попутешествовать и отправиться в Страну Знаний. Во время путешествия придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? (да)

2. Основная часть.

- Глазки закрываются, сказка начинается. 1-2-3 в Страну Знаний попади. (выставляется цветик-семицветик)

- Вот и попали мы в Страну Знаний. А что это? Это цветик-семицветик.

Этот цветик-семицветик
Вдруг волшебным стал у нас.
Лепестки его цветные, красные и голубые,
Мы тихонько отрываем и заданья выполняем.
Минуточку внимания: если выполнишь заданья
Вам цветок подарит приз – удивительный сюрприз.

- А сюрприз будет в этой волшебной коробочке.

  • Эта Волшебная коробочка — непростая, она сейчас пустая. Но если мы правильно выполним все задания, то в конце нашего путешествия мы увидим волшебство от цветика - семицветика.

Логопед: -- Лепесточек первый необыкновенный. Лепесточек отрываем и заданье получаем. (оторвать лепесток с заданием)

- Лепесток нам предлагает сделать 1 Разминку для ума.

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук попробуй догони!

Даже если подойдешь очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно...

  • На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
  • Чем гласные отличаются от согласных? (гл.з. - можно петь, воздуху не мешает преграда, согл.зв. петь нельзя, воздух встречает преграду)
  • Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
  • Назовите гласные звуки (А, О,У, И, Ы, Э)
  • Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем? (твердые и мягкие, твердые — синим цветом, мягкие — зеленым цветом)
  • Назовите согласные звуки (П, М, К, С,...)

- Правильно мы выполнили первое задание. Но пора идти дальше и цветок предлагает нам второе задание.

Логопед: - Лепесток второй, тоже непростой (отрывается второй лепесток)

2Игра «Придумай слово на заданный звук»

3. Игра «Назови первый звук» (КАРТИНКИ)

Если звуки назовете,

Быстро дальше вы пойдете.

Первый звук определяйте

Кружк И с толком выбирайте

- Нужно назвать 1-ый звук в слове и сказать, правильно ли выбран цвет кружочка для этого звука?

(определение 1-го звука в слове. На доске выставляются картинки, под ними кружки. Дети определяют первый звук в слове, дают ему характеристику, и соотносят с цветом кружков.

Картинки: машина, ива, утка, веник, зонт, лебеди, фонтан)

- Нам в пути не страшны никакие задания. Молодцы.

Мы правильно справились с заданием. Но у нас третий лепесток

Логопед: -- Третий отрываю, задание читаю

В нашей Стране Знаний «Звуки заблудились» и просят помощи

Заблудиться может каждый,

Даже очень- очень важный.

Взрослый или же ребенок,

Белка, мышка и котенок,

Вот и звуки заблудились,

Испугались и закрылись,

Ты найди их поскорей,

Успокой и пожалей...

4. Игра «Звуки заблудились» (СХЕМА СЛОВА, КРУЖОЧКИ НУЖНЫХ ЦВЕТОВ)

(на доске схема слова: начало, середина, конец. Ребенок говорит, где спрятался звук, логопед выставляет кружок соответственно месту звука в слове)

  • Где спрятался звук Т в слове КОТ?
  • Где спрятался звук М в слове МАК?
  • Где спрятался звук C в слове МАСКА?
  • Где спрятался звук О в слове ОСЛИК?
  • Где спрятался звук Н в слове НОС?
  • Где спрятался звук Ф в слове КОФТА?

Молодцы, мы со всем справляемся.

Логопед: -- И четвертый лепесток нам задает задание, попрошу внимания.

А четвертый лепесток нам передал письмо. В нем загадки и картинки-отгадки. Нужно постараться, чтобы идти дальше.

5 «Загадки»

Этот фрукт похож на шишку,

В радость он всем ребятишкам.

Кисло-сладкий и большой,

Очень кстати он весной.

Витамины про запас

Накопил нам … (Ананас)

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый … (Кит)

Мы просты и мы нарядны,

Бесподобно хороши!

В нас удобно и приятно

Наплясаться от души!

Можно нас обуть на праздник,

И тогда, любезный друг,

Словно Золушки, прекрасны

Станут все девчонки вдруг! (туфли)

У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул)

Деревянная посуда

По реке плывет,

Рассекая волны носом

Веслами гребет.

(лодка)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова

Лыко дерет,

А лаптей не имеет (коза)

Комок перьев ходит важно,
Задирается отважно,
Красный нос висит как крюк,
Ходит по двору…(индюк)


- Как и в любом путешествии, где есть препятствия, трудности мы можем устать и я вам предлагаю отдохнуть...

Физминутка «пожалуйста».

Логопед: -- Вот и 6 лепесток, он чудесный и с вопросом интересным .

6 «Игра раздели слова на слоги» (деление слов на слоги)

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать.

Названия предметов на слоги поделите

И сколько в слове том частей

Скорее вы скажите..

- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным)

(дети делят слова отгадок на слоги)

Логопед: -- У седьмого лепестка есть вопрос наверняка

7 «Звуковой анализ»

Слово «ДОМ»

Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Сколько всего звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

3. Итог занятия.

  • Вот и все задания цветика-семицветика вы выполнили. Наше путешествие в Страну Знаний закончилось. Мы преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями. И конечно, цветик-семицветик дарит вам обещанный сюрприз! (детям раздаются медальки)

4. Рефлексия.

- Поравилось ли вам путешествие? Чем оно вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...