Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Майорова Наталья Юрьевна

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР "Цветик-семицветик" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_st.gr_.tsvetik-semitsvetik_-_kopiya.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового фронтального занятия

по обучению грамоте для детей 5-6 лет

«Цветик-семицветик»

Цель: закрепить и обобщить знания детей по звукам речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласный, согласный)

- закрепить умения детей давать полную характеристику звукам речи.

- совершенствовать навыки звукового анализа.

- закрепить умения выделять первый и последний звук в слове.

- совершенствовать умения детей в делении слов на слоги.

- закрепить умения определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, активизировать мыслительную деятельность.

  • развивать логическое мышление, операции анализа и синтеза.
  • развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, выполнять поставленную задачу;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: цветик-семицветик, предметные картинки, коробочка фокусника, письмо с загадками, красные, зеленые, синие кружки, схема слова, сюрприз (медальки).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами весь год знакомились со звуками, учились их различать, и сегодня я приглашаю вас немного попутешествовать и отправиться в Страну Знаний. Во время путешествия придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? (да)

2. Основная часть.

- Глазки закрываются, сказка начинается. 1-2-3 в Страну Знаний попади. (выставляется цветик-семицветик)

- Вот и попали мы в Страну Знаний. А что это? Это цветик-семицветик.

Этот цветик-семицветик вдруг волшебным стал у нас.
Лепестки его цветные, красные и голубые,
Мы тихонько отрываем и заданья выполняем.


Минуточку внимания: если выполнишь заданья
Вам цветок подарит приз – удивительный сюрприз.                                                                                                  А сюрприз будет в этой волшебной коробочке.

  • Эта Волшебная коробочка — непростая, она сейчас пустая. Но если мы правильно выполним все задания, то в конце нашего путешествия мы увидим волшебство от цветика - семицветика.

Логопед: -- Лепесточек первый необыкновенный. Лепесточек отрываем и заданье получаем. (оторвать лепесток с заданием)

- Лепесток нам предлагает сделать Разминку для ума.

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук попробуй догони!

Даже если подойдешь очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно...

  • На какие 2 группы деляться звуки? (гласные и согласные)
  • Чем гласные отличаются от согласных? (гл.з. - можно петь, воздуху не мешает преграда, согл.зв. петь нельзя, воздух встречает преграду)
  • Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
  • Назовите гласные звуки (А, О,У, И, Ы, Э)
  • Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем? (твердые и мягкие, твердые — синим цветом, мягкие — зеленым цветом)
  • Назовите согласные звуки (П, М, К, С,...)

- Правильно мы выполнили первое задание. Но пора идти дальше и цветок предлагает нам второе задание.                                                                                                                                                              Логопед: - Лепесток второй, тоже непростой (отрывается второй лепесток)

Игра «Назови первый звук»

Если звуки назовете,

Быстро дальше вы пойдете.

Первый звук определяйте

КружкИ с толком выбирайте

- Нужно назвать 1-ый звук в слове и сказать, правильно ли выбран цвет кружочка для этого звука? (определение 1-го звука в слове. На доске выставляются картинки, под ними кружки. Дети определяют первый звук в слове, дают ему характеристику, и соотносят с цветом кружков. Картинки: машина, ива, утка, веник, зонт, лебеди, фонтан)

- Нам в пути не страшны никакие задания. Молодцы.

Мы правильно справились с заданием. Но у нас третий лепесток

Логопед: -- Третий отрываю, задание читаю

В нашей Стране Знаний «Звуки заблудились» и просят помощи:

Заблудиться может каждый,

Даже очень - очень важный.

Бизнесмен или ребенок,

Белка, мышка и котенок,

Вот и звуки заблудились,

Испугались и закрылись,

Ты найди их поскорей,

Успокой и пожалей...

Игра «Звуки заблудились» (Определение места звука в слове)

(на доске схема слова: начало, середина, конец. Ребенок говорит, где спрятался звук, логопед выставляет кружок соответственно месту звука в слове)

  • Где спрятался звук Т в слове КОТ?
  • Где спрятался звук М в слове МАК?
  • Где спрятался звук C в слове МАСКА?
  • Где спрятался звук О в слове ОСЛИК?
  • Где спрятался звук Н в слове НОС?
  • Где спрятался звук Ф в слове КОФТА?

Молодцы, мы со всем справляемся.

Логопед: -- И четвертый лепесток нам задает задание, попрошу внимания.

А четвертый лепесток нам передал письмо. В нем загадки и картинки-отгадки. Нужно постараться, чтобы идти дальше.                                      «Загадки»

Этот фрукт похож на шишку,

В радость он всем ребятишкам.

Кисло-сладкий и большой,

Очень кстати он весной.

Витамины про запас

Накопил нам … (Ананас)

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый … (Кит)

Мы просты и мы нарядны,

Бесподобно хороши!

В нас удобно и приятно

Наплясаться от души!

Можно нас обуть на праздник,

И тогда, любезный друг,

Словно Золушки, прекрасны

Станут все девчонки вдруг! (туфли)

Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки…(Стул)

У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул)

Деревянная посуда

По реке плывет,

Рассекая волны носом

Веслами гребет.

(лодка)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова

Лыко дерет,

А лаптей не имеет (коза)

Комок перьев ходит важно,
Задирается отважно,
Красный нос висит как крюк,
Ходит по двору…(индюк)


- Как и в любом путешествии, где есть препятствия, трудности мы можем устать и я вам предлагаю отдохнуть...

Физминутка «Индюк».

Ходит по двору индюк среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача - рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал, крыльями захлопал,
Весь раздулся, словно шар
Или медный самовар
Затряс бородою, понесся стрелою.

Логопед: -- Вот и пятый, он чудесный и с вопросом интересным .

«Игра раздели слова на слоги» (деление слов на слоги)

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого!

Сколько слогов в нем надо узнать.

Хлопать в ладоши пора начинать.

Названия предметов на слоги поделите

И сколько в слове том частей

Скорее вы скажите..

- Сначала давайте вспомним, что такое слог? (часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (по гласным)

(дети делят слова отгадок на слоги)

Логопед: -- У шестого лепестка есть вопрос наверняка

Лепесток предлагаем нам следующую игру «Цепочка слов».

Все слова надо выстроить цепочкой. Каждое следующее слово будет начинаться на последний звук предыдущего слова. (на доске картинки: кит, туфли, индюк, коза, ананас, стул, лодка)

Логопед: -- И, конечно же, седьмой нам задаст вопрос он свой.

В последнем задании цветок приготовил еще одно задание.

«Звуковой анализ»

Слово «ДОМ»

Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?

Сколько всего звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

3. Итог занятия.

  • Вот и все задания цветика-семицветика вы выполнили. Наше путешествие в Страну Знаний закончилось. Мы преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями. И конечно, цветик-семицветик дарит вам обещанный сюрприз! (детям раздаются медальки)

4. Рефлексия.

- Поравилось ли вам путешествие? Чем оно вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...