Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ерусланова Светлана Владимировна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

 

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»
   Цель: Познакомить детей с буквой «Б», звуком [Б, Б’].
   Задачи: Учить определять место звука [Б] в словах. Развивать у детей связную речь, мышление. Учить подбирать предметы к определению. Закрепить понятие об образовании слогов, слов. Упражнять детей в   штриховке.
   Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Составление предложений, работа с предложениями. Речевые игры и упражнения.
   Развивающая среда: Карточка с изображением буквы «Б», разрезанная на 8 частей. Предметные карточки, в названии которых есть звук [Б]. Цветы – макеты, у которых в середине – буква «Б», лепестки – гласные буквы. Заготовки цветов из бумаги для штриховки.. Цветик – семицветик, изготовленный из цветной бумаги и картона.
   Ход занятия:
   Воспитатель: -Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! А чтобы нам лучше познакомиться и подружиться давайте встанем в круг и возьмемся за руки, чтобы передать свою дружбу и тепло друг другу. Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди

 Меня зовут Светлана Владимировна. Я когда к вам собиралась приехать , ко мне постучался почтальон и отдал мне вот такую красивую  посылку.Хотите посмотреть что внутри?

 Посмотрите, дети, что за чудесный цветок  здесь лежал? Сколько на нём лепестков? (7).  И лепестки все разные! Как вы думаете, из какой сказки он к нам попал?(Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик».)

 -Ой! Ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! Здесь еще записка: « Помогите мне , пожалуйста! Женя». Кто такая Женя, как вы думаете? (Девочка Женя из сказки Цветик- семицветик)

И желания девочки  Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Это не простой цветок, а волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала?
/Дети перечисляют./
   - А давайте вместе скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по–моему вели!   - Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками!
   1 задание (жёлтый лепесток).
   Воспит-ль: - У Жени рассыпались части картинки. Помогите собрать её в одно целое и узнаем, что же там изображено.
/Дети выполняют задание, соединяют все части в одно целое, получилась буква «Б»./
   Воспит-ль: - Да это же буква! Кто из вас уже знаком с этой буквой?
/Ответы детей./
   Воспит-ль: -
Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
   /Дети проводят анализ звука [Б]: звук нельзя петь, произносим его с помощью губ, значит, это согласный звук. «Прописывают» букву в воздухе./
 ( на слайде  девочка с баранками)

 Воспит-ль: - Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание: разбитая вазочка сделалась целой.
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!

  2 задание (красный лепесток):
  - А на этом лепестке новое – второе задание. У вас на столах  картинки. Посмотрите внимательно, найдите и назовите только те предметы на картинках, в названии которых есть звук [Б]э
   /Дети находят нужные картинки и определяют место звука в словах: в начале, в середине, в конце./
   - Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. (слайд с целой вазой).  Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе.
/Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…»/
   3 задание (синий лепесток):
   Воспит-ль: - Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы вставляйте недостающее слово:

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый…(барабан)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли.
На веточках иголки.
Что же это?..(ёлки)

Просыпаюсь утром рано,

Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку)

На ветве не птичка –

Зверёк – невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?..(белка)

А водитель спозаранку

Крутит круглую…(баранку) (Женя на Северном полюсе)


   - Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь!
/Дети повторяют слова, срывают лепесток./
   4 задание (зелёный лепесток):
   Воспит-ль: - Мы попали с вами на волшебную поляну! Сколько цветов! Но не простых. Тут есть  цветок необычный! Середина у этого цветка – буква «Б», а лепестки разные. Давайте соединим середину цветка с лепестками.
/Дети читают: БА, БО, БУ, БЫ./Дети читают: БИ, БЕ, БЯ./
Воспит-ль: - Я вижу, вы немного устали, помогая Жене! Предлагаю отдохнуть!
   Физминутка: ( видео физминутка)
Дети выполняют  движения./
   Воспит-ль: - Отрываем теперь следующий лепесток. Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое желание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира!
/Дети повторяют слова, отрывают лепесток./
   5 задание (оранжевый лепесток):
   - Оранжевый лепесток предлагает поиграть в игру:
« Раздели слова на слоги с прихлопом» Дети выполняют задание.
   - Ребята! Пока мы с вами выполняли это задание, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать…
   /Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…», срывают ещё один лепесток./
   6 задание (фиолетовый лепесток):
   Воспит-ль: - С этим лепестком к нам опять пришла игра: «
Что Лишнее?».

1.Овощи, снеговик, грибы, разноцветные листья.

2.Ягоды, цветы, бабочки, лыжи.

3. Снегирь, снег, мороз, ромашка.

4.Проталинки, подснежники, ручейки, скворцы, малина .

   - И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова…
/Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…»/
   7 задание (голубой лепесток):
   Воспит-ль: - Женя очень хотела поиграть с мальчиком в мяч. Мы тоже поиграем в мяч, чтобы помочь этому желанию исполниться. Игра называется «Отвечай быстро». Я называю любое слово (прилагательное) и кидаю любому из вас мяч, тот ловит и добавляет к моему слову подходящее (существительное) по смыслу слово, возвращает мяч обратно мне. Но здесь есть сложность: в слове, которое вы добавляете, должен быть звук [Б]:
Рыжая………….белка
Звонкий……….барабан. бубен
Красивая------- бабочка, улыбка

Вкусный………банан, бутерброд
Добрая………..бабушка и др.
   Воспит-ль: - Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. А у вас есть желания? /Ответы детей./ Для вас Женя приготовила сюрприз! Вот вам цветики, пока одноцветики. Надо раскрасить лепестки, чтобы наш цветок стал цветиком – семицветиком. А в середине напишите букву, с которой мы сегодня познакомились. Какая это буква? /»Б»/.
/Дети раскрашивают цветы, пишут букву./
   Воспит-ль: - Вот сколько у нас много цветиков – семицветиков! Лепестков хватит на все наши желания!
   - Давайте ещё раз вспомним, какую букву и какой звук мы сегодня узнали? Что мы учились с ними делать? /Находить предметы с этим звуком, с буквой учились составлять слоги и слова./
     - С чем вы легко справились сегодня? Что было для вас интересно?/Ответы детей./
   - А что было для вас трудно? /Ответы детей./
   - Молодцы все! Вы очень постарались сегодня! У таких ребят все желания обязательно исполнятся! Если вам понравилось занятие, возьмите смайлики и прикрепите себе на память.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Еруслановой Светланы Владимировны

МБДОУ « Анцирский детский сад». Подготовительная группа.
Тема занятия по развитию речи: « Цветик- семицветик » Цель: Познакомить детей с буквой « Б», звуком( Б, Б
*).  Программные задачи: . Учить определять место звука ( Б) в словах. Развивать у детей связную речь, мышление. Учить подбирать предметы к определению. Закрепить понятие об образовании слогов, слов. Упражнять детей в написании буквы «Б» и штриховке лепестков.   Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Составление предложений, работа с предложениями. Речевые игры и упражнения.
   Оснащение занятия:  Карточка с изображением буквы « Б» , разрезанная на4- 8 частей. Предметные картинки ,в названии которых есть звук «Б». Цветы – макеты, у которых в середине- буква «Б», лепестки -  гласные буквы Заготовки цветов из бумаги для штриховки. Цветик – семицветик, изготовленный из цветной бумаги и картона, цветок разрезной с буквами, магниты доска, проектор, мяч. Словарная работа: проговаривание слов с буквой «Б»,слогов, а также работа со словом Цветик- семицветик, повторение волшебных слов.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы руководства, коррекционно-развивающая работа

Мотивационно -  

Проблемный  3мин

  Воспитатель: -Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! А чтобы нам лучше познакомиться и подружиться давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

 Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди

 Меня зовут Светлана Владимировна. Я когда к вам собиралась приехать , ко мне постучался почтальон и отдал мне вот такую красивую посылку. Хотите посмотреть что внутри?         (      достаю цветок)- Слайд 1.

 Посмотрите, дети, что за чудесный цветок  здесь лежал? Сколько на нём лепестков? (7).  И лепестки все разные! Как вы думаете, из какой сказки он к нам попал -Ой! Ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! Здесь еще записка: « Помогите мне , пожалуйста! Женя». Кто такая Женя, как вы думаете? И желания девочки  Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Это не простой цветок, а волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала?

   - А давайте вместе скажем волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по–моему вели!   

Дети здороваются.

Внимательно слушают воспитателя, берутся за руки.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Отвечают.

Рассматривают цветок,

рассуждают

ответ детей.

?(Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик».)

Ответ детей.

(Девочка Женя из сказки Цветик- семицветик)

Перечисляют желания Жени.

Проговаривают слова

В групповой комнате

В кругу около воспитателя.

Около воспитателя рассматривают цветок.

Словесные вопросы к детям.

Воображаемая ситуация

Художественное слово

Деятельностный 






5мин
























3-4 мин



2 – 3 мин

3-4мин

3мин

4-5 мин

Ой, ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! И желания Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Поможем Жене?(Слайд 6)

- Вот первый лепесток сорвем и поможем Жене вернуться домой с баранками!1 задание ( желтый лепесток). « Собери картинку». – У Жени рассыпались части картинки. Помогите собрать их в одно целое и узнаем , что же там изображено.Да это же буква! Кто из вас знаком с этой буквой?

Буква Б проснется рано

Буква Б – бочонок с краном.

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

Почему эта буква синего цвета? (На экране Женя с баранками.) Слайд 7.

- Ну вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвем второй лепесток и поможем Жене чтобы у неё исполнилось второе желание: разбитая вазочка стала целой. Слайды (8 – 10)

 -  Лети, лети  лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему  вели!

2 задание (Красный лепесток). «Найди предметы на картинке, в названиях которых есть звук (Б) Слайд с целой  вазой 11.

Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. Слайд 12.- 13.

 -  Лети, лети  лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся , сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по- моему  вели!

3 задание (синий лепесток) Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко» Я буду читать стихи, а вы вставляйте недостающее слово: Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый…(барабан)

За рекой они росли, Их на праздник привезли.
На веточках иголки.
Что же это?.. (ёлки)

Просыпаюсь утром рано, Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…(зарядку)

На ветке не птичка – Зверёк – невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?..(белка)

А водитель спозаранку

Крутит круглую…(баранку)
 
( слайды на северном полюсе 13 - 14)

 - Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь! 4 задание Зеленый лепесток.   Слайды 15.-16.

 Воспит-ль: - Мы попали с вами на волшебную поляну! Сколько цветов!  Тут есть необычный цветок!  Середина у этого цветка – буква «Б», а лепестки разные. Давайте соединим середину цветка с лепестками.  (Слайд Женя очутилась дома)Слайды 17- 18.

  Воспитатель: - Я вижу, вы немного устали, помогая Жене! Предлагаю отдохнуть.

Видео физминутка -1,5мин
   
Слайды19- 21.

 Воспит-ль: - Отрываем теперь следующий лепесток. Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое же лание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира!   5 задание (оранжевый лепесток):
   - Оранжевый лепесток предлагает поиграть в игру «Раздели слово на слоги».  (называю слова любые, где есть буква «Б» ) - Ребята! Пока мы с вами выполняли это задание, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать…   6 задание (фиолетовый лепесток)

:Слайды 22-24.
   Воспит-ль: - С этим лепестком к нам пришла опять игра  «Что Лишнее?».

1.Овощи, снеговик, грибы, разноцветные листья.

2.Ягоды, цветы, бабочки, лыжи.

3. Снегирь, снег, мороз, ромашка.

4.Проталинки, подснежники, ручейки, скворцы, малина.

Слайды 26 -27.

. - И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, а он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова…   

7 задание (голубой лепесток):
   Воспит-ль: - Женя очень хотела поиграть с мальчиком в мяч. Мы тоже поиграем в мяч, чтобы помочь этому желанию исполниться. Игра называется «Отвечай быстро». Я называю любое слово (прилагательное) и кидаю любому из вас мяч, тот ловит и добавляет к моему слову подходящее (существительное) по смыслу слово, возвращает мяч обратно мне. Но здесь есть сложность: в слове, которое вы добавляете, должен быть звук [Б]:
Рыжая………….белка,
Звонкий……….барабан ,бубен
Горячая……….труба, булка
Вкусный………банан, бублик, батон ,абрикос
Добрая………..бабушка и др.

Красивая------------------ бабочка, банка ,бумага.

Слайды 28 -29.

Ответы детей.

Отрывают лепесток.

Ответы детей.

Проводят анализ звука ( нельзя петь, произносим с помощью губ – это согласный звук, «прописывают» букву в воздухе.

Дети находят нужные картинки и определяют  место звука в словах: в начале, в середине, в конце.

Дети повторяют слова.

Находят  подходящие по смыслу слова.

Дети повторяют слова, срывают лепесток.

Собирают слоги.

/Дети читают: БА, БО, БУ, БЫ.

Собирают слоги

Дети читают: БИ, БЕ, БЯ.  

  

Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.

Дети делят каждое слово, сказанное воспитателем на слоги, делая хлопок на каждый слог. Отвечают сколько в слове слогов.

/Дети повторяют слова, отрывают лепесток.
 

 Дети называют лишнее слово, объясняя почему так считают.

 

 

  /Дети повторяют слова: «Лети, лети лепесток……..»


/Дети ловят мяч и называют подходящее по смыслу слово, соблюдая правила игры.




Работают за столом. Выполняют задание- собирают картинку.

Работают сидя на стульчиках

На стульчиках

Работа за столами

Возле рабочих мест, около стульчиков.

За столами

За столами

За столами

В кругу с мячом

Словесный рассказ педагога.

Практический

Словесный- упражнение.

Словесный, практический

Чтение стихов

Словесный, практический.

Художественное слово, практический.

Словесный , практический

Практический

словесный

3.Рефлексивный

4-5 мин

Слайды 30 -31.

Воспит-ль: - Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. А у вас есть желания? // Для вас Женя приготовила сюрприз! Вот вам цветики, пока одноцветики. Надо раскрасить лепестки, чтобы наш цветок стал цветиком – семицветиком. А в середине напишите букву, с которой мы сегодня познакомились. Какая это буква? /»Б»/.

   Воспит-ль: - Вот сколько у нас много цветиков – семицветиков! Лепестков хватит на все наши желания!
   - Давайте ещё раз вспомним, какую букву и какой звук мы сегодня узнали? Что мы учились с ними делать? /Находить предметы с этим звуком, с буквой учились составлять слоги и слова./ Если вам понравилось занятие, возьмите
  смайлики и прикрепите у себя. 

 

 /Ответы детей./

/Дети раскрашивают цветы, пишут букву./

Дети отвечают :  выби рают смайлики и прикрепляют на свей груди.

За столами

Практический

Во время работы детей звучит музыка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»

Занятие по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС. Знакомство с буквой «Б», звуком [Б, Б’]....

Обучение грамоте в подготовительной группе "Цветик-семицветик"

Данное занятие помогает совершенствовать у детей навык звукобуквенного анализа слов,деление слова на слоги,составлять предложение по заданным схемам. Воспитывает взаимопомощь....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Цветик семицветик"

Открытое занятие по обучению граммоте в подготовительной группе "Цветик -семицветик"...

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Цветик семицветик"

Открытое НОД в подготовительной группе по обучению грамоте "Цветик семицветик"....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Цветик - семицветик"

Познакомить детей с понятием » корысть», «бескорыстие», сформировать представление о том, что в жизни главная ценность –отношения между людьми, построенные  на взаим...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...