Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов. Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_z_obuch_gr_6-7_let_8.docx | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных».
Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов. Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик, рабочие тетради.
Ход занятия:
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня всех успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И работать не ленитесь.
- Беседа.
Загадка
Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит? (звук)
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
- На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
- Какие звуки мы называем гласными?
- Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
-Как на схеме обозначаются гласные звуки? (Красным цветом)
- Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
- Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
-Какие звуки на схеме обозначаются синим цветом? (СОГЛАСНЫЕ)
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите картинки на доске. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
Буратино и Мальвина тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?
Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение педагога.
В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Сравните одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков. Язычок поднимается к верху, когда произносим твердый звук, а когда произносим мягкий звук-язычок опускается вниз. Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
Исправьте ошибку.
Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
3. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
Составим звуковую модель слова лук.
А теперь звуковую модель слова люк.
Сравните наши модели. Что заметили?
Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать зелёным цветом, а твердые синим.
4. Физкультминутка
«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Работа в рабочей тетради.
2. Игра «Поймай звук».
Я называю слова, вы их проговариваете и обратите внимание на первый звук в слове. Если он твёрдый, стукните кулачком по столу. Если мягкий, погладьте себя по голове.
Зуб, жук, лев, мяч, лук, дом, таз, кот, ток, кит, лак, люк…
Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
Дым, лес, рысь, лось, соль, сок гусь, цепь, мак…
5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Волшебники».
Я бросаю мяч и называю согласный звук.Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.
(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).
2. Игра «Ремонт слов».
Попробуйте починить слова:
Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг ,ракэта ,футболь …
3. Беседа.
- Что вы знаете о звуках?
-Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
6. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
- Чему научились?
Рефлексия.
- Молодцы! Вы все умеете распознавать согласные звуки и определять их место в словах. Расскажите родным, чему вы научились сегодня на занятии. Сыграйте с родителями в игры, в которые мы с вами играли.
Педагог: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
ЛЮК ЛУК
? | ? | ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки м и мь, буква М
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками м и мь, с буквой М, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)
Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове.Упражнять в звуковом анализе слов.Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.Закрепить понятие у детей дават...
декабрь 2023 г. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну знаний»
Цель: Закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте...