Тема: «Звук и буква У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Усольцева Ольга Валентиновна

Цель: познакомить детей со звуком У и графическим обозначением буквы У.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Звук и буква У»18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква У»

Цель: познакомить детей со звуком У и графическим обозначением буквы У.

Задачи:

Коррекционно – образовательные

- сформировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях,

- учить различать и четко произносить звук У в слогах, словах и предложениях,

- учить выделять начальный ударный гласный звук У в словах,

- учить детей запоминать короткие тексты.

Коррекционно – развивающие

- развивать речевое дыхание,

- развивать артикуляционную и мелкую моторику,

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие,

- развивать связную речь (закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением).

Коррекционно – воспитательные

- воспитывать положительные чувства от полученных знаний на занятиях.

Материал:

Демонстрационный:

- иллюстрации с изображением парохода,

- картина «Утка с утятами».

Раздаточный:

- палочки,

- кубики с изображением букв.

Ход НОД:

1. Организационный момент

Дети встают в круг. Один из них встает в середину круга, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.

2. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко» - удерживать рот открытым под счет от 1до 5,

«Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта,

«Улыбка» - «Хоботок»

«Блинчик» - удерживать широкий язык на нижней губе под счет от 1 до 5,

«Накажем непослушный язычок» - шлепать губами по языку с произнесением пя – пя – пя.

3. Повторение пройденного материала.

- Вспомните, о каком звуке мы говорили на прошлом занятии?

(Ответы детей).

- Какой это звук? (ответы детей) (Гласный).

- А почему звуки называются гласными?  (ответы детей)

- Правильно, потому что они тянутся, поются, когда мы их произносим.

4. Сообщение темы. Развитие речевого дыхания и силы голоса.

- Посмотрите на картинку. Что вы там видите?

(ответы детей)

 Пароход большой и поэтому он очень громко гудит У- У- У.

Сегодня мы познакомимся со звуком У.

Когда мы произносим этот звук, то вытягиваем губы хоботочком. Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. А если мы можем звук петь, то как он называется?  (ответы детей)   (Гласный).

Давайте так же громко погудим У- У- У (на одном дыхании).

А если пароход находится вдалеке, до нас доходит тихий гудок парохода У- У- У (тихо). А теперь пароход приближается к пристани и мы слышим уже более громкий гудок У- У- У. И вот пароход уже у самой пристани и мы слышим очень громкий гудок У- У- У.

(дети вместе с педагогом произносят звук У)

5. Закрепление звука У в словах.

ЗАГАДКИ

Пестрая крякушка, ловит лягушек,

Ходит в развалочку, в спотыкалочку.  (Утка)

Вот тростинка с длинной леской,

А на ней крючок-подвеска.

За уловом я пойду

С этой тросточкой к пруду. (Удочка)

- На какой звук начинаются эти слова – отгадки?

(ответы детей)

- Правильно, на звук У. Я вам буду называть слова, которые начинаются на звук У, а вы пропойте это слово так, чтобы ушки услышали звук У. Вздохните и на одном выдохе произнесите слово, протяжно проговаривая звук У:

У-У-УТКА,    У-У-УЛИЦА,   У-У-УТРО,   У-У-УЖИН.

6. Знакомство с буквой У.

- Звук У живет в своем домике – букве У (Показ буквы У).

На что похожа буква У?

 (ответы детей)

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Буква У похожа на рожки улитки, на рогатку, уши зайчика.

Из скольких элементов состоит буква У?

(ответы детей)

(Из двух элементов. Одна палочка длинная, одна короткая).

Буква У кричит «Ура»!

Руки тянет вверх она.

Сложите букву У из своих палочек.

(дети выкладывают У из палочек)

Эту букву можно построить их пальчиков (Указательный и средний пальцы поднимаются вверх).

7. Игра «Кто самый внимательный».

- Сейчас мы поиграем. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук У, быстро постройте ее из пальчиков.

О,  Ы,  У,  А,  У,  Э,  А,  У,  У,  О,  Ы,  Э,  У.

- А теперь я произнесу слоги. Если услышите звук У, постройте ее из пальчиков.

МА, МУ, ПО, ДЫ, КУ, КО, ВА, БУ, ДУ, ТЫ.

8. Игра «Кто больше придумает слов».

- Теперь придумайте слова, которые начинаются на звук У

(ответы детей)

(утюг, уши, улитка, улица, улыбка, утка).

9. Развитие мелкой моторики.

- Найдите букву «У» на своем листочке. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).

Нарисуйте в воздухе букву «У».

А теперь на своем кубике найдите букву У и покажите ее мне.

10. Закрепление звука У в слогах.

 Игра «Запомни и повтори»

УМ – УМ – АМ                НУ – НА – НУ            ТУ – ТУ – ТО

АМ – АМ – УМ                ОТ – УТ – УТ              КУ – КА - КУ

11. Показ иллюстрации с изображением утки.

- Посмотрите, кто здесь изображен? Правильно, утка. Послушайте рассказ про утку и постарайтесь его запомнить.

Это утка. У утки утята. Утка учит утят плавать, нырять, искать еду. Утята очень рады.

- А теперь ответьте на вопросы. На вопросы отвечайте полными ответами:

Про кого этот рассказ? (ответы детей)

Кого учит утка? (ответы детей)

Чему учит утка утят?  (ответы детей)

- А теперь повторите рассказ за мной   (Дети повторяют каждое предложение)

12. Подведение итога. Рефлексия.

 

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

Используемые источники

  1. Гомзяева О.С. Говорим правильно в 5-6 лет, Издательство «Гном», 2017 – 32 с.
  2. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с. (Развитие и коррекция.)
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 80 с.: ил.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: «Мозаика-Синтез», 2006. - 56с.
  5. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...