Тема: «Звук и буква У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: познакомить детей со звуком У и графическим обозначением буквы У.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Звук и буква У» | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква У»
Цель: познакомить детей со звуком У и графическим обозначением буквы У.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
- сформировать знания о механизме организации звука и его акустических особенностях,
- учить различать и четко произносить звук У в слогах, словах и предложениях,
- учить выделять начальный ударный гласный звук У в словах,
- учить детей запоминать короткие тексты.
Коррекционно – развивающие
- развивать речевое дыхание,
- развивать артикуляционную и мелкую моторику,
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие,
- развивать связную речь (закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением).
Коррекционно – воспитательные
- воспитывать положительные чувства от полученных знаний на занятиях.
Материал:
Демонстрационный:
- иллюстрации с изображением парохода,
- картина «Утка с утятами».
Раздаточный:
- палочки,
- кубики с изображением букв.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Дети встают в круг. Один из них встает в середину круга, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.
2. Развитие артикуляционной моторики.
«Окошко» - удерживать рот открытым под счет от 1до 5,
«Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта,
«Улыбка» - «Хоботок»
«Блинчик» - удерживать широкий язык на нижней губе под счет от 1 до 5,
«Накажем непослушный язычок» - шлепать губами по языку с произнесением пя – пя – пя.
3. Повторение пройденного материала.
- Вспомните, о каком звуке мы говорили на прошлом занятии?
(Ответы детей).
- Какой это звук? (ответы детей) (Гласный).
- А почему звуки называются гласными? (ответы детей)
- Правильно, потому что они тянутся, поются, когда мы их произносим.
4. Сообщение темы. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
- Посмотрите на картинку. Что вы там видите?
(ответы детей)
Пароход большой и поэтому он очень громко гудит У- У- У.
Сегодня мы познакомимся со звуком У.
Когда мы произносим этот звук, то вытягиваем губы хоботочком. Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. А если мы можем звук петь, то как он называется? (ответы детей) (Гласный).
Давайте так же громко погудим У- У- У (на одном дыхании).
А если пароход находится вдалеке, до нас доходит тихий гудок парохода У- У- У (тихо). А теперь пароход приближается к пристани и мы слышим уже более громкий гудок У- У- У. И вот пароход уже у самой пристани и мы слышим очень громкий гудок У- У- У.
(дети вместе с педагогом произносят звук У)
5. Закрепление звука У в словах.
ЗАГАДКИ
Пестрая крякушка, ловит лягушек,
Ходит в развалочку, в спотыкалочку. (Утка)
Вот тростинка с длинной леской,
А на ней крючок-подвеска.
За уловом я пойду
С этой тросточкой к пруду. (Удочка)
- На какой звук начинаются эти слова – отгадки?
(ответы детей)
- Правильно, на звук У. Я вам буду называть слова, которые начинаются на звук У, а вы пропойте это слово так, чтобы ушки услышали звук У. Вздохните и на одном выдохе произнесите слово, протяжно проговаривая звук У:
У-У-УТКА, У-У-УЛИЦА, У-У-УТРО, У-У-УЖИН.
6. Знакомство с буквой У.
- Звук У живет в своем домике – букве У (Показ буквы У).
На что похожа буква У?
(ответы детей)
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Буква У похожа на рожки улитки, на рогатку, уши зайчика.
Из скольких элементов состоит буква У?
(ответы детей)
(Из двух элементов. Одна палочка длинная, одна короткая).
Буква У кричит «Ура»!
Руки тянет вверх она.
Сложите букву У из своих палочек.
(дети выкладывают У из палочек)
Эту букву можно построить их пальчиков (Указательный и средний пальцы поднимаются вверх).
7. Игра «Кто самый внимательный».
- Сейчас мы поиграем. Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук У, быстро постройте ее из пальчиков.
О, Ы, У, А, У, Э, А, У, У, О, Ы, Э, У.
- А теперь я произнесу слоги. Если услышите звук У, постройте ее из пальчиков.
МА, МУ, ПО, ДЫ, КУ, КО, ВА, БУ, ДУ, ТЫ.
8. Игра «Кто больше придумает слов».
- Теперь придумайте слова, которые начинаются на звук У
(ответы детей)
(утюг, уши, улитка, улица, улыбка, утка).
9. Развитие мелкой моторики.
- Найдите букву «У» на своем листочке. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).
Нарисуйте в воздухе букву «У».
А теперь на своем кубике найдите букву У и покажите ее мне.
10. Закрепление звука У в слогах.
Игра «Запомни и повтори»
УМ – УМ – АМ НУ – НА – НУ ТУ – ТУ – ТО
АМ – АМ – УМ ОТ – УТ – УТ КУ – КА - КУ
11. Показ иллюстрации с изображением утки.
- Посмотрите, кто здесь изображен? Правильно, утка. Послушайте рассказ про утку и постарайтесь его запомнить.
Это утка. У утки утята. Утка учит утят плавать, нырять, искать еду. Утята очень рады.
- А теперь ответьте на вопросы. На вопросы отвечайте полными ответами:
Про кого этот рассказ? (ответы детей)
Кого учит утка? (ответы детей)
Чему учит утка утят? (ответы детей)
- А теперь повторите рассказ за мной (Дети повторяют каждое предложение)
12. Подведение итога. Рефлексия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
Используемые источники
- Гомзяева О.С. Говорим правильно в 5-6 лет, Издательство «Гном», 2017 – 32 с.
- Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с. (Развитие и коррекция.)
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 80 с.: ил.
- Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: «Мозаика-Синтез», 2006. - 56с.
- Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...