Тема: «Звук и буква О»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Усольцева Ольга Валентиновна

Цель: познакомить детей со звуком О и графическим обозначением буквы О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Звук и буква О»18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква О»

Цель: познакомить детей со звуком О и графическим обозначением буквы О.

Задачи:

Развивающие:

  • автоматизировать звук  О  в слогах, словах, предложениях и тексте;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

развивать дыхание, голос, мимику;

Обучающие:

  • закрепить понятие «гласные звуки»;
  • учить детей выделять звук О на слух;
  • давать характеристику звука О;
  • закрепить умение преобразовывать мн.ч. имен существительных в ед.ч.;
  • закрепление знаний по теме «Осень»;  

Воспитательные:

  • воспитывать у детей нравственные качества.

Ход НОД

  1. Организационный этап.  

Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда мы улыбаемся,

Как хорошо, когда мы удивляемся,

Но как же нам невесело,

Когда мы сердимся и огорчаемся.

Воспитатель:  Ребята, какое время года сейчас? (Осень).

Повторение гласных звуков. Введение в тему.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.

- Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.

   Повторение детьми звуков — а-о-у-и.

- Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О). Давайте его позовем: о-о-о…

II. Основной этап.   1. Знакомство со звуком О.

 «Сказка про звук О» (с использованием наглядного символа).
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

 

2. Характеристика звука О.

- О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).

- Что происходит с губами, когда мы произносим звук о? (Губы вытягиваются в трубочку. Округляются. Они похожи на вытянутый кружок).  Спойте звук о.  Звук о  тянется. А есть ли преграда при произнесении звука о(Нет). Какой это звук? (Гласный звук.) Каким цветом его обозначим? (Красным).

- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.) 

Звук О — гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.


3. Развитие фонематического слуха.  Игра «Хлопни»  (хлопни в ладоши на звук О):

а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…

  1. Произношение и выделение звука О в словах.

Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных).
Окна — окно, стекла — …, седла — ..., крылья — ..., перья — ..., колеса — ...

Воспитатель:  Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах.  (О).

Физминутка. Дети выполняют движения под текст:

Не под окном, а около

Каталось "О" и охало.

"О" охало, "О" охало

Не под окном, а около.

Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске): выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах.

5. Соотношение звука с буквой.

После выполнения задания дети берут красный карандаш и пишут букву на листочке.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатится бы смогла.

Воспитатель.: На что похожа буква О? (Ответы детей).

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

  1. Итог занятия. Уточнение звука, о котором говорили на занятии, его характеристика.

 Оценка работы детей.

Используемые источники

  1. Гомзяева О.С. Говорим правильно в 5-6 лет, Издательство «Гном», 2017 – 32 с.
  2. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с. (Развитие и коррекция.)
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 80 с.: ил.
  4. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: «Мозаика-Синтез», 2006. - 56с.
  5. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...