Тема: «Звук и буква О»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: познакомить детей со звуком О и графическим обозначением буквы О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Звук и буква О» | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква О»
Цель: познакомить детей со звуком О и графическим обозначением буквы О.
Задачи:
Развивающие:
- автоматизировать звук О в слогах, словах, предложениях и тексте;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
развивать дыхание, голос, мимику;
Обучающие:
- закрепить понятие «гласные звуки»;
- учить детей выделять звук О на слух;
- давать характеристику звука О;
- закрепить умение преобразовывать мн.ч. имен существительных в ед.ч.;
- закрепление знаний по теме «Осень»;
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственные качества.
Ход НОД
- Организационный этап.
Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда мы улыбаемся,
Как хорошо, когда мы удивляемся,
Но как же нам невесело,
Когда мы сердимся и огорчаемся.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Осень).
Повторение гласных звуков. Введение в тему.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.
- Что произнесли нам листочки? (Гласные звуки). Назовите их.
Повторение детьми звуков — а-о-у-и.
- Какой звук исчез из ряда а-у-и? (О). Давайте его позовем: о-о-о…
II. Основной этап. 1. Знакомство со звуком О.
«Сказка про звук О» (с использованием наглядного символа).
Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко…»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
2. Характеристика звука О.
- О каком звуке я рассказала вам сказку? (О звуке О).
- Что происходит с губами, когда мы произносим звук о? (Губы вытягиваются в трубочку. Округляются. Они похожи на вытянутый кружок). Спойте звук о. Звук о тянется. А есть ли преграда при произнесении звука о? (Нет). Какой это звук? (Гласный звук.) Каким цветом его обозначим? (Красным).
- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
Звук О — гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни» (хлопни в ладоши на звук О):
а-и-о-на-пу-от-бы-ак-мак-сок-лист-ухо-стена-гном…
- Произношение и выделение звука О в словах.
Дидактическое упражнение «Много — один» (образование единственного числа имен существительных).
Окна — окно, стекла — …, седла — ..., крылья — ..., перья — ..., колеса — ...
Воспитатель: Назовите одинаковый последний звук во всех образованных словах. (О).
Физминутка. Дети выполняют движения под текст:
Не под окном, а около
Каталось "О" и охало.
"О" охало, "О" охало
Не под окном, а около.
Игра «Искатели» (по предметным картинкам на доске): выбрать только те картинки, в названии которых есть звук о, определить место звука о в словах.
5. Соотношение звука с буквой.
После выполнения задания дети берут красный карандаш и пишут букву на листочке.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатится бы смогла.
Воспитатель.: На что похожа буква О? (Ответы детей).
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
- Итог занятия. Уточнение звука, о котором говорили на занятии, его характеристика.
Оценка работы детей.
Используемые источники
- Гомзяева О.С. Говорим правильно в 5-6 лет, Издательство «Гном», 2017 – 32 с.
- Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с. (Развитие и коррекция.)
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 80 с.: ил.
- Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: «Мозаика-Синтез», 2006. - 56с.
- Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...