Конспект.Обучение грамоте. Буква Ии и звук [и].
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.odt18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: Буква Ии и звук [и].

Доминирующая образовательная область: «Фонематическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: учить находить новую букву среди других букв.

Программное содержание: формировать умение находить звук  [и] и букву «И» среди других букв; развивать фонематические представления, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи; формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности с движением, творческого воображения.
Предварительная работа: Беседа «Звук и буква Ии»; знакомство «Звук и буква Ии»; физкультминутка «Овощи»; упражнение «Найди картинку»; упражнение «Давайте почитаем»; упражнение «Соедини картинки и буквы»; работа в тетради.

Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрации к упражнениям. Наглядный: палочки, рабочая тетрадь, карандаши.

Планируемые результаты: умеют находить звук [и] и букву «И» среди других букв.

                                              Структура занятия

 

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Беседа

«Звук и буква Ии»

2 мин

2

Знакомство

«Звук и буква Ии»

2 мин

3

Физкультминутка

«Овощи»

1 мин

4

Упражнение

«Найди картинки»

2 мин

5

Упражнение

«Давайте почитаем»

2 мин

3

Упражнение

«Соедини картинки и буквы»

3 мин

4

Работа

Тетрадь

10 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

Громко дудочка поёт

Ребятишек в круг зовёт.

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

II. Основная часть

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие прискакала ваша знакомая лошадка.

Помните, какой звук она умеет петь? Дети. Звук [и]. 

-  Давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Дети поют вместе с педагогом, затем педагог убирает лошадку.

- Вспомните, что вы знаете о звуке [и]. Дети. Он гласный. Его можно петь.
- Верно. И мы обозначаем его красным кружком.

- Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, которая обозначает гласный

звук [и].
2. Звук и буква Ии.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву И.

Воспитатель:- Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит? Дети. Из трех.

- Какие это палочки? Дети. Две длинных и одна короткая. 

- Обратите внимание на то, что короткая палочка расположена между длинными и идет слева направо и снизу вверх.

Педагог раздает детям контейнеры с палочками.

- Сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета? Дети. Буква Ии — гласная. 

- Правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].

Дети складывают новую букву.

- Молодцы! Вы сложили букву Ии, а теперь уберите палочки

в контейнеры.

Педагог убирает контейнеры и раздает детям открытые буквари.

- Посмотрите на буквы Ии в левом верхнем углу страницы. Одна

из них большая, а другая маленькая. Они красного цвета. Под ними нарисован

красный кружок, который обозначает гласный звук [и].
3. Упражнение «Найди картинки».

Педагог показывает каждому ребенку картинку, по которой будет прово-

диться работа, так как дети еще плохо ориентируются в книге.

- А теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука. Дети. Ива, игры. 

- Посмотрите на куст цветов слева от скамейки.

Это ирисы. Повторите это слово. Дети. Ирисы. 

- С какого звука начинается это слово? Дети. Со звука [и]. 

- Посмотрите на девочку на скамейке. Ее зовут Инна. С какого

звука начинается ее имя? Дети. Со звука [и]. 

- Под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры.

Покажите новую букву в этих словах.

3. Физкультурная пауза «Овощи»
В огород пойдем, 
маршировать на месте
Урожай соберем. 
идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, 
имитировать, как таскают
И картошки накопаем, 
копают
Срежем мы кочан капусты 
срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. 
показать руками
Щавеля нарвем немножко 
«рвут»
И вернемся по дорожке. 
идти по кругу, взявшись за руки
4. Упражнение «Давайте почитаем». 
Формирование навыка чтения. 

Воспитатель:- Теперь давайте почитаем. На соседней странице в рамке из го-

лубых кружков написано то, что мы будем читать.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слияния гласных: иа, аи,

иу, уи, ио, ои.

5. Упражнение «Соедини картинки и буквы». 
Развитие зрительного внимания, фонематических представлений. 

Педагог раздает детям простые карандаши.

Воспитатель:- Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши.

В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую кар-

тинку с той буквой, с которой начинается ее название. Расскажите, как вы со-

единяете картинки с буквами.

1-й ребенок. Ослика — с буквой О.

2-й ребенок. Арбуз — с буквой А.

3-й ребенок. Удочку — с буквой У.

4-й ребенок. Индюка — с буквой И.

- А окуня? Дети. С буквой О. 

- Верно. Закройте буквари. Давайте пойдем на коврик и немного

отдохнем, поиграем.
6. Работа в тетради
Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради,

ставит на столики контейнеры с карандашами.

- Какую букву вы видите на странице справа? Дети. Это буква Ии. 

- Каким карандашом вы будете ее раскрашивать? Дети. Красным. 

- Почему? Дети. Это гласная буква. 

- Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как ле-

жат у них тетради, как они держат карандаши.

- Какие картинки вы видите на этой странице? Дети. Мы видим индюка и иголки.

- С какого звука начинаются их названия? Дети. Со звука [и]. 

- Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется.

- Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Аня?

1-й ребенок. Желтым.

Педагог. А вы, мальчики?

2-й ребенок. У меня будет красная подушечка.

3-й ребенок. А у меня — синяя.

4-й ребенок. А у меня — зеленая.

- Заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.

III. Заключительная часть

Воспитатель:- С какой буквой вы сегодня познакомились? Дети. С буквой И. 

- Какая это буква? Дети. Гласная. 

- Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И? Дети. Три палочки. 

- Какие слова на звук [и] вы запомнили? Дети. Иглы, индюк, ива, ирисы, Ира, Игорь. 

- Что мы делали на занятии? Читали, писали, играли. 

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Конспект НОД по обучению грамоте "Буква Л и звуки -л- и -ль-"

Тема: «Звук [Л],  [Ль]   и буква Л»Программное содержание:-Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильнопонимать логико-грамматические конструкции и отв...

Обучение грамоте "Буква А, а. Звук А.

Дать понятие детям о звуке и букве, познакомить с письменной и устнойт речью....

Игровая ситуация по развитию речи и обучению грамоте Буква Ц и звук Ц

Материал данного конспекта включает в себя знакомство с согласным, твердым, глухим звуком Ц ипечатной буквой Ц...