Конспект.Обучение грамоте. Буква Ии и звук [и].
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет)
Тема: Буква Ии и звук [и].
Доминирующая образовательная область: «Фонематическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: учить находить новую букву среди других букв.
Программное содержание: формировать умение находить звук [и] и букву «И» среди других букв; развивать фонематические представления, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи; формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности с движением, творческого воображения.
Предварительная работа: Беседа «Звук и буква Ии»; знакомство «Звук и буква Ии»; физкультминутка «Овощи»; упражнение «Найди картинку»; упражнение «Давайте почитаем»; упражнение «Соедини картинки и буквы»; работа в тетради.
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрации к упражнениям. Наглядный: палочки, рабочая тетрадь, карандаши.
Планируемые результаты: умеют находить звук [и] и букву «И» среди других букв.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Беседа | «Звук и буква Ии» | 2 мин |
2 | Знакомство | «Звук и буква Ии» | 2 мин |
3 | Физкультминутка | «Овощи» | 1 мин |
4 | Упражнение | «Найди картинки» | 2 мин |
5 | Упражнение | «Давайте почитаем» | 2 мин |
3 | Упражнение | «Соедини картинки и буквы» | 3 мин |
4 | Работа | Тетрадь | 10 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Громко дудочка поёт
Ребятишек в круг зовёт.
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие прискакала ваша знакомая лошадка.
Помните, какой звук она умеет петь? Дети. Звук [и].
- Давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.
Дети поют вместе с педагогом, затем педагог убирает лошадку.
- Вспомните, что вы знаете о звуке [и]. Дети. Он гласный. Его можно петь.
- Верно. И мы обозначаем его красным кружком.
- Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, которая обозначает гласный
звук [и].
2. Звук и буква Ии.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву И.
Воспитатель:- Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит? Дети. Из трех.
- Какие это палочки? Дети. Две длинных и одна короткая.
- Обратите внимание на то, что короткая палочка расположена между длинными и идет слева направо и снизу вверх.
Педагог раздает детям контейнеры с палочками.
- Сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета? Дети. Буква Ии — гласная.
- Правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].
Дети складывают новую букву.
- Молодцы! Вы сложили букву Ии, а теперь уберите палочки
в контейнеры.
Педагог убирает контейнеры и раздает детям открытые буквари.
- Посмотрите на буквы Ии в левом верхнем углу страницы. Одна
из них большая, а другая маленькая. Они красного цвета. Под ними нарисован
красный кружок, который обозначает гласный звук [и].
3. Упражнение «Найди картинки».
Педагог показывает каждому ребенку картинку, по которой будет прово-
диться работа, так как дети еще плохо ориентируются в книге.
- А теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука. Дети. Ива, игры.
- Посмотрите на куст цветов слева от скамейки.
Это ирисы. Повторите это слово. Дети. Ирисы.
- С какого звука начинается это слово? Дети. Со звука [и].
- Посмотрите на девочку на скамейке. Ее зовут Инна. С какого
звука начинается ее имя? Дети. Со звука [и].
- Под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры.
Покажите новую букву в этих словах.
3. Физкультурная пауза «Овощи»
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
4. Упражнение «Давайте почитаем».
Формирование навыка чтения.
Воспитатель:- Теперь давайте почитаем. На соседней странице в рамке из го-
лубых кружков написано то, что мы будем читать.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слияния гласных: иа, аи,
иу, уи, ио, ои.
5. Упражнение «Соедини картинки и буквы».
Развитие зрительного внимания, фонематических представлений.
Педагог раздает детям простые карандаши.
Воспитатель:- Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши.
В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую кар-
тинку с той буквой, с которой начинается ее название. Расскажите, как вы со-
единяете картинки с буквами.
1-й ребенок. Ослика — с буквой О.
2-й ребенок. Арбуз — с буквой А.
3-й ребенок. Удочку — с буквой У.
4-й ребенок. Индюка — с буквой И.
- А окуня? Дети. С буквой О.
- Верно. Закройте буквари. Давайте пойдем на коврик и немного
отдохнем, поиграем.
6. Работа в тетради
Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради,
ставит на столики контейнеры с карандашами.
- Какую букву вы видите на странице справа? Дети. Это буква Ии.
- Каким карандашом вы будете ее раскрашивать? Дети. Красным.
- Почему? Дети. Это гласная буква.
- Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как ле-
жат у них тетради, как они держат карандаши.
- Какие картинки вы видите на этой странице? Дети. Мы видим индюка и иголки.
- С какого звука начинаются их названия? Дети. Со звука [и].
- Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется.
- Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, Аня?
1-й ребенок. Желтым.
Педагог. А вы, мальчики?
2-й ребенок. У меня будет красная подушечка.
3-й ребенок. А у меня — синяя.
4-й ребенок. А у меня — зеленая.
- Заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.
III. Заключительная часть
Воспитатель:- С какой буквой вы сегодня познакомились? Дети. С буквой И.
- Какая это буква? Дети. Гласная.
- Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И? Дети. Три палочки.
- Какие слова на звук [и] вы запомнили? Дети. Иглы, индюк, ива, ирисы, Ира, Игорь.
- Что мы делали на занятии? Читали, писали, играли.
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Конспект НОД по обучению грамоте "Буква Л и звуки -л- и -ль-"
Тема: «Звук [Л], [Ль] и буква Л»Программное содержание:-Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильнопонимать логико-грамматические конструкции и отв...
Обучение грамоте "Буква А, а. Звук А.
Дать понятие детям о звуке и букве, познакомить с письменной и устнойт речью....
Игровая ситуация по развитию речи и обучению грамоте Буква Ц и звук Ц
Материал данного конспекта включает в себя знакомство с согласным, твердым, глухим звуком Ц ипечатной буквой Ц...