Обучение грамоте "Буква А, а. Звук А.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Дать понятие детям о звуке и букве, познакомить с письменной и устнойт речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_alfavitom.bukva_i_zvuk_a.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Знакомство с алфавитом. Гласный звук (а). Буквы А, а.»

Доминирующая область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое.

Цель: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква».

Программное содержание:

-Познакомить с алфавитом детей.

-Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами А, а.

-Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук.

-Учить общению в коллективе. 

-Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Предварительная работа: игровое упражнение «Кто больше?», «Доскажи словечко», артикуляционная гимнастика, «Найди картинку на заданный звук»

Материалы и оборудование: Картинки иероглифов, пиктограмм, плакат Алфавит, рабочие тетради, ручка, простой карандаш, красный карандаш.

Предполагаемый результат: дети познакомятся с алфавитом, с первой буквой в алфавите «А, а» и со звуком [а]

Структура занятия

1.

Вводная часть

Загадка

2 мин

2.

Основная часть

-Пиктограммы

3 мин

-Алфавит

3 мин

-Звук и буква «А»

3 мин

-Игра «Кто самый внимательный»

4 мин

-Игра «Угадай звук»

2 мин

-Место звука в слове (в тетради)

5 мин

-Физкультминутка

2 мин

-Напиши букву А

4 мин

3.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

2 мин

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия

1.Вводная часть.

Загадка

Что, скажите, за конверт.

Маленький, но яркий,

Облетит весь белый свет,

Как наклеишь марки?

 Ответ: Письмо

2.Основная часть

Пиктограммы

- Это пиктограммы. (Картинки) Человек придумал их для того, чтобы более точно выражать свою мысль. Рисунки в пиктограммах принимали все более неопределенный вид и превращались в иероглифы. Они обозначали целое слово. (Картинки иероглифов). С их помощью человек стал выражать свои мысли более точно, чем картинкой. Произошло величайшее открытие, когда человек научился значками изображать каждый звук, когда придумал буквы. Теперь мы можем написать и прочитать обо всем на свете. Но для этого нужно прежде всего выучить алфавит.

Алфавит (плакат)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все ... (алфавит).

В алфавите 33 буквы. Из них 10 гласных.

Знакомство с буквами А, а и со звуком [а]

 -Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

- [ А - а - а ] .

-Что мы слышим с вами? (звук)

-Посмотрите пожалуйста на картинку. Что на ней изображено? (Правильно цветок астра)

-Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)

-Есть ли еще в слове такой звук? (да)

-Где он находится? (ответы детей)

Сколько звуков [а ] в слове? (2)

 -Давайте правильно произнесём, пропоём звук (а). Положите язык за нижние зубы, рот открываем и губы округляем. Воздух проходит свободно. Звук легко поётся.

Вывешивается картинка аиста.

Аист ест большой арбуз -

Папа-аист на трубе

С виду алый, а на вкус

Мастерит гнездо себе.

Он и сам не разберет,

Будет теплым новый дом,

То ли сахар, то ли мед.

Мама-аист рада -

Пусть живется в доме том

Дружно аистятам

-Определите пожалуйста в этом слове есть звук А? (ответы детей)

Сколько звуков [А] мы слышим? (1)

-Где находится звук А? (в начале слова)

 Игра «Кто внимательный?».

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».

ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко

спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абрака-кадабра (неразбериха)

- Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые

вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

- Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!

- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.

- Это какое же такое слово - не унималась Я.

- Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

- Так! - сказал твердый знак.

(Ответы - слова со звуком [а].)

Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [а].

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.

«Определи место звука в слове». Задание в тетрадях

Назовите его место в слове (в начале, в середине, в конце) и закрасьте квадратик красным карандашом.

Физкультминутка

Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Игра «На что похожа буква А?»

 (Показ буквы, место ее в алфавите)

Вот два столба наискосок,

Вот буква вроде шалаша.

А между ними - поясок.

Не правда ль, буква хороша!

Ты эту букву знаешь? А?

И хоть она проста на вид,

Перед тобою буква А!

А начинает Алфавит.

С. Маршак

«Напиши букву А». Работа в тетрадях

3. Заключительная часть. Итог.

-Что нового узнали на занятии?

-С какой буквой и звуком познакомились?

-Что больше всего понравилось сегодня выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Обучение грамоте дошкольников Тема: Звук Т и Ть

Познакомить детей с буквой Т и звуками {Т} и {Ть}.Закрепить  понятие "согласный  и мягкий звук", "согласный и твердый звук".Развитие фонематического слуха, формирование анлиза и синтеза чтен...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...