Обучение грамоте "Буква А, а. Звук А.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дать понятие детям о звуке и букве, познакомить с письменной и устнойт речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_alfavitom.bukva_i_zvuk_a.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе (6-7 лет)
Тема: «Знакомство с алфавитом. Гласный звук (а). Буквы А, а.»
Доминирующая область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое.
Цель: дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква».
Программное содержание:
-Познакомить с алфавитом детей.
-Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с буквами А, а.
-Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук.
-Учить общению в коллективе.
-Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
- Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Предварительная работа: игровое упражнение «Кто больше?», «Доскажи словечко», артикуляционная гимнастика, «Найди картинку на заданный звук»
Материалы и оборудование: Картинки иероглифов, пиктограмм, плакат Алфавит, рабочие тетради, ручка, простой карандаш, красный карандаш.
Предполагаемый результат: дети познакомятся с алфавитом, с первой буквой в алфавите «А, а» и со звуком [а]
Структура занятия
1. | Вводная часть | Загадка | 2 мин |
2. | Основная часть | -Пиктограммы | 3 мин |
-Алфавит | 3 мин | ||
-Звук и буква «А» | 3 мин | ||
-Игра «Кто самый внимательный» | 4 мин | ||
-Игра «Угадай звук» | 2 мин | ||
-Место звука в слове (в тетради) | 5 мин | ||
-Физкультминутка | 2 мин | ||
-Напиши букву А | 4 мин | ||
3. | Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 2 мин |
Длительность занятия: 30 минут
Ход занятия
1.Вводная часть.
Загадка
Что, скажите, за конверт.
Маленький, но яркий,
Облетит весь белый свет,
Как наклеишь марки?
Ответ: Письмо
2.Основная часть
Пиктограммы
- Это пиктограммы. (Картинки) Человек придумал их для того, чтобы более точно выражать свою мысль. Рисунки в пиктограммах принимали все более неопределенный вид и превращались в иероглифы. Они обозначали целое слово. (Картинки иероглифов). С их помощью человек стал выражать свои мысли более точно, чем картинкой. Произошло величайшее открытие, когда человек научился значками изображать каждый звук, когда придумал буквы. Теперь мы можем написать и прочитать обо всем на свете. Но для этого нужно прежде всего выучить алфавит.
Алфавит (плакат)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ... (алфавит).
В алфавите 33 буквы. Из них 10 гласных.
Знакомство с буквами А, а и со звуком [а]
-Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
- [ А - а - а ] .
-Что мы слышим с вами? (звук)
-Посмотрите пожалуйста на картинку. Что на ней изображено? (Правильно цветок астра)
-Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)
-Есть ли еще в слове такой звук? (да)
-Где он находится? (ответы детей)
Сколько звуков [а ] в слове? (2)
-Давайте правильно произнесём, пропоём звук (а). Положите язык за нижние зубы, рот открываем и губы округляем. Воздух проходит свободно. Звук легко поётся.
Вывешивается картинка аиста.
Аист ест большой арбуз -
Папа-аист на трубе
С виду алый, а на вкус
Мастерит гнездо себе.
Он и сам не разберет,
Будет теплым новый дом,
То ли сахар, то ли мед.
Мама-аист рада -
Пусть живется в доме том
Дружно аистятам
-Определите пожалуйста в этом слове есть звук А? (ответы детей)
Сколько звуков [А] мы слышим? (1)
-Где находится звук А? (в начале слова)
Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?».
ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко
спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абрака-кадабра (неразбериха)
- Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые
вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово - не унималась Я.
- Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.
(Ответы - слова со звуком [а].)
Игра «Узнайте звук».
Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [а].
Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.
«Определи место звука в слове». Задание в тетрадях
Назовите его место в слове (в начале, в середине, в конце) и закрасьте квадратик красным карандашом.
Физкультминутка
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Игра «На что похожа буква А?»
(Показ буквы, место ее в алфавите)
Вот два столба наискосок,
Вот буква вроде шалаша.
А между ними - поясок.
Не правда ль, буква хороша!
Ты эту букву знаешь? А?
И хоть она проста на вид,
Перед тобою буква А!
А начинает Алфавит.
С. Маршак
«Напиши букву А». Работа в тетрадях
3. Заключительная часть. Итог.
-Что нового узнали на занятии?
-С какой буквой и звуком познакомились?
-Что больше всего понравилось сегодня выполнять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
Обучение грамоте дошкольников Тема: Звук Т и Ть
Познакомить детей с буквой Т и звуками {Т} и {Ть}.Закрепить понятие "согласный и мягкий звук", "согласный и твердый звук".Развитие фонематического слуха, формирование анлиза и синтеза чтен...
Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.
На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся делать звуковой анализ слова "жук...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...