Занятие по обучению грамоте "Буква В, Ф. Звуки В,Ф".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_vf.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по обучению грамоте  в подготовительной группе.

Тема: «Буквы в и Ф. Звуки[в, в'] [ф, ф']  ».

 

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с буквами русского алфавита, буквы В и Ф. Учить печатать буквы в тетради. Закрепить правильное произношение звуков [в, в'] [ф, ф']  . Продолжать учить выделять звуки в  словах и определять их местоположение в слове. Развивать фонематическое восприятия,  навык звукового и слогового анализа и синтеза. Формировать представления о родственных словах. Воспитывать интерес к грамоте, знаниям.

Материалы и оборудование: Две куклы: Валя и Филя,  буквы В и Ф,  тетради в клетку, простые и цветные  карандаши.

 

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:- Ребята, к нам в гости пришли два друга: Валя и Филя. Они принесли с собой видеокамеру и  фотоаппарат. Как называют человека, который снимает видео? фотографирует? Чем снимает видеосъёмщик? фотографирует фотограф? Что получается у видеосъёмщика когда он снимает и у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? А что можно сделать с видео? Где хранятся видеоплёнки?  Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф, а  видеосъёмщик? (Ответы детей.)

Работа над родственными словами

Воспитатель: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова. А какая общая часть в словах видеосъёмка, видео съёмщик, видеоплёнка, видеотека? Правильно, «видео»

Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото, видео), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.

 Выделение первого звука в словах, характеристика звуков

Воспитатель: -Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук…[ ф']  Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

А сейчас я назову слова видеосъёмка, видео ателье, видеоплёнка, видеотека. Какой звук в этих словах первый?  [в']  Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый, мягкий согласный.) В слове Валя – первый звук … [в]. Расскажите о нём. (Твёрдый согласный). Звуки  [в, в'] звонкие или глухие?  Как определили?

 Основная часть. Сообщение темы

Воспитатель: Как вы думаете, с какими буквами мы будем сегодня знакомиться?  Правильно, с буквами Вв и Фф.

Знакомство с буквой В. Воспитатель показывает букву В.

Воспитатель: На что похожа буква В?

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

Воспитатель показывает правильность написания заглавной и строчной буквы В. Спрашивает, какие слова пишутся с заглавной буквы.

Воспитатель: А сейчас мы пропишем эту букву в своих тетрадях. Но сначала разомнём наши пальчики и вспомним правила работы в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Работа в тетради. Написание буквы В.

 Физминутка

Воспитатель: Филя и Валя, предлагают отдохнуть. Когда они отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Воспитатель показывает картинку с изображением буквы Ф.

Воспитатель:  продолжаем дальше. На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, воспитатель показывает картинки-символы и читает стихи:

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Воспитатель: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

Воспитатель: Сейчас я покажу вам как правильно писать букву Ф. Смотрите внимательно, а затем пропишите букву Ф в своей тетради.

Работа в тетрадях. Написание буквы Фф.

Воспитатель:  Ребята, Валя любит снимать больше те изображения, в которых есть звуки[в, в']  . Определите и назовите предметы в которых есть буква В. А Филя фотографирует чаще те предметы в которых есть звуки [в, в']  . Назовите их.

Ответы детей. Определяют место нахождения звука в слове.

Запись слогов в тетради

Воспитатель: Вы научились писать буквы В и  Ф. Филя и Валя предлагают вам попробовать записать слоги.

Ва-фа, во – фо,  ву – фу, вэ – фэ, ви – фи.

А сейчас наши гости просят помочь им  сделать звуковой анализ слов Валя и Филя.

Работа в тетрадях. ЗАС Валя и Филя. Выполняют самостоятельно, проверяют на доске.

Воспитатель: Филя и Фома благодарят вас за помощь!

Итог

Воспитатель:- Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какими буквами  познакомились?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...

Занятие по обучению грамоте.Тема: дифференциация звуков С -Сь

Конспект занятия по обучению грамоте по теме "Дифференциация звуков С - Сь" в старшей группе для детей с ТНР....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...