Занятие по обучению грамоте "Буква В, Ф. Звуки В,Ф".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Буквы в и Ф. Звуки[в, в'] [ф, ф'] ».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с буквами русского алфавита, буквы В и Ф. Учить печатать буквы в тетради. Закрепить правильное произношение звуков [в, в'] [ф, ф'] . Продолжать учить выделять звуки в словах и определять их местоположение в слове. Развивать фонематическое восприятия, навык звукового и слогового анализа и синтеза. Формировать представления о родственных словах. Воспитывать интерес к грамоте, знаниям.
Материалы и оборудование: Две куклы: Валя и Филя, буквы В и Ф, тетради в клетку, простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, к нам в гости пришли два друга: Валя и Филя. Они принесли с собой видеокамеру и фотоаппарат. Как называют человека, который снимает видео? фотографирует? Чем снимает видеосъёмщик? фотографирует фотограф? Что получается у видеосъёмщика когда он снимает и у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? А что можно сделать с видео? Где хранятся видеоплёнки? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф, а видеосъёмщик? (Ответы детей.)
Работа над родственными словами
Воспитатель: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова. А какая общая часть в словах видеосъёмка, видео съёмщик, видеоплёнка, видеотека? Правильно, «видео»
Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото, видео), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.
Выделение первого звука в словах, характеристика звуков
Воспитатель: -Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).
Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)
В слове Филя – первый звук…[ ф'] Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)
Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?
А сейчас я назову слова видеосъёмка, видео ателье, видеоплёнка, видеотека. Какой звук в этих словах первый? [в'] Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый, мягкий согласный.) В слове Валя – первый звук … [в]. Расскажите о нём. (Твёрдый согласный). Звуки [в, в'] звонкие или глухие? Как определили?
Основная часть. Сообщение темы
Воспитатель: Как вы думаете, с какими буквами мы будем сегодня знакомиться? Правильно, с буквами Вв и Фф.
Знакомство с буквой В. Воспитатель показывает букву В.
Воспитатель: На что похожа буква В?
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих ожидая.
Воспитатель показывает правильность написания заглавной и строчной буквы В. Спрашивает, какие слова пишутся с заглавной буквы.
Воспитатель: А сейчас мы пропишем эту букву в своих тетрадях. Но сначала разомнём наши пальчики и вспомним правила работы в тетрадях.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Работа в тетради. Написание буквы В.
Физминутка
Воспитатель: Филя и Валя, предлагают отдохнуть. Когда они отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Воспитатель показывает картинку с изображением буквы Ф.
Воспитатель: продолжаем дальше. На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, воспитатель показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Воспитатель: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как правильно писать букву Ф. Смотрите внимательно, а затем пропишите букву Ф в своей тетради.
Работа в тетрадях. Написание буквы Фф.
Воспитатель: Ребята, Валя любит снимать больше те изображения, в которых есть звуки[в, в'] . Определите и назовите предметы в которых есть буква В. А Филя фотографирует чаще те предметы в которых есть звуки [в, в'] . Назовите их.
Ответы детей. Определяют место нахождения звука в слове.
Запись слогов в тетради
Воспитатель: Вы научились писать буквы В и Ф. Филя и Валя предлагают вам попробовать записать слоги.
Ва-фа, во – фо, ву – фу, вэ – фэ, ви – фи.
А сейчас наши гости просят помочь им сделать звуковой анализ слов Валя и Филя.
Работа в тетрадях. ЗАС Валя и Филя. Выполняют самостоятельно, проверяют на доске.
Воспитатель: Филя и Фома благодарят вас за помощь!
Итог
Воспитатель:- Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какими буквами познакомились?
Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]
Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Занятие по обучению грамоте.Тема: дифференциация звуков С -Сь
Конспект занятия по обучению грамоте по теме "Дифференциация звуков С - Сь" в старшей группе для детей с ТНР....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"
Данное занятие можно проводить в логопедической группе для детей с ОНР....
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...