конспект по основам грамотности "Звук [А] и буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ахметова Алина Фанусовна

Конспект по основам грамотности

ТЕМА «ЗВУК [А] И БУКВА А»

Цель: формирование представлений о звуке [а] и букве А.

Образовательные задачи:

1.         Уточнить артикуляцию и характеристику звука [а].

2.         Формировать умение выделять звук [а] из ряда гласных, слогов, слов.

3.         Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.

4.         Формировать умение определять позицию звука [а] в слове (начало, середина, конец).

5.         Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

6.         Упражнять в правильном употреблении существительных в разных падежных формах.

7.         Познакомить с графическим обозначением звука.

8.         Обучать соотносить звук и букву.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.         Развивать фонематические процессы.

2.         Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.         Развивать внимание, память, мышление.

4.         Развивать графические навыки.

5.         Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.         Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: зеркала, магнитная доска, символы звуков, карточки для определения звука в слове, предметные картинки, буква А, карточки для дописывания буквы, карандаши, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.         Организационный момент

Игра «Придумай предложение»

— Составьте предложения с заданным количеством слов.

2.         Введение в тему

— Послушайте слова: август, аист, адрес. Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

— Сегодня мы поговорим о звуке [а].

Основная часть

Артикуляция и характеристика звука [а].

- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух не встречает во рту преграду. Звук [а] - гласный.

Гласные звуки обозначаются красным квадратом.

Игра «Передай характер»

- Попробуйте спеть звук [а] по-разному...

- Спокойно.

- Плаксиво.

- Вопросительно, с интересом.

Игра «Поймай звук»

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а], слог или слово с этим звуком.

Материал: а, у, э, и, у, а, а; ом, ап, уф, ва, го, та; август, батут, воин, скат, плюс, куст, невеста, индюк, лак.

Игра «Будь внимателен»

- Прослушайте стихотворение и назовите все слова, которые начинаются со звука [а]:

                           Аист вез из магазина

                           На своей коляске груз:

                           Ананасы, апельсины,

                           Абрикосы и арбуз.

Игра «Из чего какой сок?»

- Как назвывается сок из ананаса? Из абрикоса? Из арбуза? Из апельсина?

Лексический материал: ананасовый, абрикосовый, арбузный, апельсиновый.

Игра «Выбери овощи и фрукты»

Разделитесь на две команды. Одна команда выбирает фрукты со звуком [а], другая выбирает овощи с данным звуком.

Игра «Где звук?»

- Покажите на схеме и скажите, где слышится звук [а] в отобранных словах.

Игра «Закончи предложение»

- Добавтье нужное слово и повторите целое предложение.

На башне установили телевизионную...

Солдаты стреляют из...

Аня рисует красками в...

Бабушка варит джем из...

Носороги и жирафы живут в...

На высоком дереве находится гнездо...

Лексический материал: антенна, автомат, альбом, абрикосы, Африка, аист;

  • Физминутка

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

                                           И. Токмакова

Знакомство с буквой А.

— Вспомните, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

— Посмотрите, это буква А.

— Найдите букву А.

— Из скольких элементов состоит эта буква?

— На что похожа буква А?

— Напишите букву А в тетрадях.

— Найдите среди других и обведите буквы А.

— Допишите букву.

4. Итог

— О каком звуке мы сегодня говорили?

— Вспомните слова со звуком [а].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a_i_bukva_a.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по основам грамотности

ТЕМА «ЗВУК [А] И БУКВА А»

Цель: формирование представлений о звуке [а] и букве А.

Образовательные задачи:

1.        Уточнить артикуляцию и характеристику звука [а].

2.        Формировать умение выделять звук [а] из ряда гласных, слогов, слов.

3.        Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.

4.        Формировать умение определять позицию звука [а] в слове (начало, середина, конец).

5.        Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

6.        Упражнять в правильном употреблении существительных в разных падежных формах.

7.        Познакомить с графическим обозначением звука.

8.        Обучать соотносить звук и букву.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.        Развивать фонематические процессы.

2.        Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

3.        Развивать внимание, память, мышление.

4.        Развивать графические навыки.

5.        Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

6.        Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Оборудование: зеркала, магнитная доска, символы звуков, карточки для определения звука в слове, предметные картинки, буква А, карточки для дописывания буквы, карандаши, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.        Организационный момент

Игра «Придумай предложение»

— Составьте предложения с заданным количеством слов.

2.        Введение в тему

— Послушайте слова: август, аист, адрес. Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?

— Сегодня мы поговорим о звуке [а].

Основная часть

Артикуляция и характеристика звука [а].

- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух не встречает во рту преграду. Звук [а] - гласный.

Гласные звуки обозначаются красным квадратом.

Игра «Передай характер»

- Попробуйте спеть звук [а] по-разному...

- Спокойно.

- Плаксиво.

- Вопросительно, с интересом.

Игра «Поймай звук»

- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а], слог или слово с этим звуком.

Материал: а, у, э, и, у, а, а; ом, ап, уф, ва, го, та; август, батут, воин, скат, плюс, куст, невеста, индюк, лак.

Игра «Будь внимателен»

- Прослушайте стихотворение и назовите все слова, которые начинаются со звука [а]:

                           Аист вез из магазина

                           На своей коляске груз:

                           Ананасы, апельсины,

                           Абрикосы и арбуз.

Игра «Из чего какой сок?»

- Как назвывается сок из ананаса? Из абрикоса? Из арбуза? Из апельсина?

Лексический материал: ананасовый, абрикосовый, арбузный, апельсиновый.

Игра «Выбери овощи и фрукты»

Разделитесь на две команды. Одна команда выбирает фрукты со звуком [а], другая выбирает овощи с данным звуком.

Игра «Где звук?»

- Покажите на схеме и скажите, где слышится звук [а] в отобранных словах.

Игра «Закончи предложение»

- Добавтье нужное слово и повторите целое предложение.

На башне установили телевизионную...

Солдаты стреляют из...

Аня рисует красками в...

Бабушка варит джем из...

Носороги и жирафы живут в...

На высоком дереве находится гнездо...

Лексический материал: антенна, автомат, альбом, абрикосы, Африка, аист;

  • Физминутка

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

                                           И. Токмакова

Знакомство с буквой А.

— Вспомните, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

— Посмотрите, это буква А.

— Найдите букву А.

— Из скольких элементов состоит эта буква?

— На что похожа буква А?

— Напишите букву А в тетрадях.

— Найдите среди других и обведите буквы А.

— Допишите букву.

4. Итог

— О каком звуке мы сегодня говорили?

— Вспомните слова со звуком [а].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"

Интгерированное  занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...

Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".

Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла)        Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....