конспект по основам грамотности "Звук [А] и буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект по основам грамотности
ТЕМА «ЗВУК [А] И БУКВА А»
Цель: формирование представлений о звуке [а] и букве А.
Образовательные задачи:
1. Уточнить артикуляцию и характеристику звука [а].
2. Формировать умение выделять звук [а] из ряда гласных, слогов, слов.
3. Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.
4. Формировать умение определять позицию звука [а] в слове (начало, середина, конец).
5. Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
6. Упражнять в правильном употреблении существительных в разных падежных формах.
7. Познакомить с графическим обозначением звука.
8. Обучать соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать фонематические процессы.
2. Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
3. Развивать внимание, память, мышление.
4. Развивать графические навыки.
5. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
6. Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Оборудование: зеркала, магнитная доска, символы звуков, карточки для определения звука в слове, предметные картинки, буква А, карточки для дописывания буквы, карандаши, тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Придумай предложение»
— Составьте предложения с заданным количеством слов.
2. Введение в тему
— Послушайте слова: август, аист, адрес. Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?
— Сегодня мы поговорим о звуке [а].
Основная часть
Артикуляция и характеристика звука [а].
- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух не встречает во рту преграду. Звук [а] - гласный.
Гласные звуки обозначаются красным квадратом.
Игра «Передай характер»
- Попробуйте спеть звук [а] по-разному...
- Спокойно.
- Плаксиво.
- Вопросительно, с интересом.
Игра «Поймай звук»
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а], слог или слово с этим звуком.
Материал: а, у, э, и, у, а, а; ом, ап, уф, ва, го, та; август, батут, воин, скат, плюс, куст, невеста, индюк, лак.
Игра «Будь внимателен»
- Прослушайте стихотворение и назовите все слова, которые начинаются со звука [а]:
Аист вез из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
Игра «Из чего какой сок?»
- Как назвывается сок из ананаса? Из абрикоса? Из арбуза? Из апельсина?
Лексический материал: ананасовый, абрикосовый, арбузный, апельсиновый.
Игра «Выбери овощи и фрукты»
Разделитесь на две команды. Одна команда выбирает фрукты со звуком [а], другая выбирает овощи с данным звуком.
Игра «Где звук?»
- Покажите на схеме и скажите, где слышится звук [а] в отобранных словах.
Игра «Закончи предложение»
- Добавтье нужное слово и повторите целое предложение.
На башне установили телевизионную...
Солдаты стреляют из...
Аня рисует красками в...
Бабушка варит джем из...
Носороги и жирафы живут в...
На высоком дереве находится гнездо...
Лексический материал: антенна, автомат, альбом, абрикосы, Африка, аист;
- Физминутка
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
Знакомство с буквой А.
— Вспомните, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
— Посмотрите, это буква А.
— Найдите букву А.
— Из скольких элементов состоит эта буква?
— На что похожа буква А?
— Напишите букву А в тетрадях.
— Найдите среди других и обведите буквы А.
— Допишите букву.
4. Итог
— О каком звуке мы сегодня говорили?
— Вспомните слова со звуком [а].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_a_i_bukva_a.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по основам грамотности
ТЕМА «ЗВУК [А] И БУКВА А»
Цель: формирование представлений о звуке [а] и букве А.
Образовательные задачи:
1. Уточнить артикуляцию и характеристику звука [а].
2. Формировать умение выделять звук [а] из ряда гласных, слогов, слов.
3. Формировать умение воспринимать и воспроизводить гласный звук с различной интонацией.
4. Формировать умение определять позицию звука [а] в слове (начало, середина, конец).
5. Формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
6. Упражнять в правильном употреблении существительных в разных падежных формах.
7. Познакомить с графическим обозначением звука.
8. Обучать соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать фонематические процессы.
2. Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
3. Развивать внимание, память, мышление.
4. Развивать графические навыки.
5. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
6. Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Оборудование: зеркала, магнитная доска, символы звуков, карточки для определения звука в слове, предметные картинки, буква А, карточки для дописывания буквы, карандаши, тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Придумай предложение»
— Составьте предложения с заданным количеством слов.
2. Введение в тему
— Послушайте слова: август, аист, адрес. Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?
— Сегодня мы поговорим о звуке [а].
Основная часть
Артикуляция и характеристика звука [а].
- Когда мы произносим звук [а], рот широко открыт, воздух не встречает во рту преграду. Звук [а] - гласный.
Гласные звуки обозначаются красным квадратом.
Игра «Передай характер»
- Попробуйте спеть звук [а] по-разному...
- Спокойно.
- Плаксиво.
- Вопросительно, с интересом.
Игра «Поймай звук»
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а], слог или слово с этим звуком.
Материал: а, у, э, и, у, а, а; ом, ап, уф, ва, го, та; август, батут, воин, скат, плюс, куст, невеста, индюк, лак.
Игра «Будь внимателен»
- Прослушайте стихотворение и назовите все слова, которые начинаются со звука [а]:
Аист вез из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз.
Игра «Из чего какой сок?»
- Как назвывается сок из ананаса? Из абрикоса? Из арбуза? Из апельсина?
Лексический материал: ананасовый, абрикосовый, арбузный, апельсиновый.
Игра «Выбери овощи и фрукты»
Разделитесь на две команды. Одна команда выбирает фрукты со звуком [а], другая выбирает овощи с данным звуком.
Игра «Где звук?»
- Покажите на схеме и скажите, где слышится звук [а] в отобранных словах.
Игра «Закончи предложение»
- Добавтье нужное слово и повторите целое предложение.
На башне установили телевизионную...
Солдаты стреляют из...
Аня рисует красками в...
Бабушка варит джем из...
Носороги и жирафы живут в...
На высоком дереве находится гнездо...
Лексический материал: антенна, автомат, альбом, абрикосы, Африка, аист;
- Физминутка
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
Знакомство с буквой А.
— Вспомните, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
— Посмотрите, это буква А.
— Найдите букву А.
— Из скольких элементов состоит эта буква?
— На что похожа буква А?
— Напишите букву А в тетрадях.
— Найдите среди других и обведите буквы А.
— Допишите букву.
4. Итог
— О каком звуке мы сегодня говорили?
— Вспомните слова со звуком [а].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"
Интгерированное занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...
Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".
Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла) Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».
laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....
Конспект ООД основы грамотности подготовительная группа Звук Ы, буква Ы
Звук Ы, буква Ы...