Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мухина Елена Викторовна

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»

Цель: закрепить знания детей о звуках [н], [нь], букве Н.

Задачи:

Образовательные: 

  • продолжать знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;
  •  упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;
  • продолжать знакомить детей с буквой Н;
  • упражнять в умении понимать и использовать в речи предлоги на, между, над, под;
  • закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Развивающие: 

  • развивать фонематическое восприятие, конструктивный праксис, зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, пространственную ориентировку, внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать у детей культуру поведения на занятиях.

Оборудование: три поросенка; магнитофон; изображение домика и картинки с изображением животных, предметов со звуками [н] и [нь].;

карточка с изображением буквы Н;

 раздаточный материал на каждого ребенка: - карточки синего и зеленого цвета;

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка».

Ход НОД:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.  Организационный момент

Дефектолог:

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг. Повторяйте, пожалуйста, за мной слова и движения.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Встанем мы в кружочек дружно,

     Поздороваться нам нужно

     Говорю тебе «Привет!»

     Улыбнись скорей в ответ

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, наш весёлый круг!

 - Дети, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

- Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Звучит музыка.

- Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза, вставайте.

- Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их?

- Правильно, это три поросенка. Давайте поздороваемся: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь друг другу.

- Молодцы, садитесь на стулья. А кто помнит, как зовут поросят?

- Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Какой первый звук в именах Наф-наф и Нуф-нуф?

- Правильно, звук [н]. А какой он?

- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

-А одинаково ли звучат первые звуки в именах Ниф-ниф и Наф-наф?

- Нет, в одном имени звук [нь], а в другом [н].

- А звук [нь] какой?

- Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

- Ниф-ниф хочет прочитать вам сказку. Вы любите сказки?

- Только слушайте внимательно. Вам нужно запомнить все слова со звуками [н] и [нь], которые встретятся в сказке. Садитесь поудобнее, спины прямые.

Четвероногий друг.

      У Лены много кукол. Но больше всех Лена любит Наташу и Настю. Однажды Лена стирала одежду своих кукол: синий комбинезон с карманами и зеленые носочки с бантами. Развешивать чистую одежду девочке помогала умная собака Найда. Она приносила в зубах вещи и отдавала их Лене. А Лена говорила Найде спасибо и угощала ее конфетой. Вот какой хороший друг есть у Лены.

- подумайте и назовите слова из этой сказки, в названии которых встречаются звуки [н] и [нь].

Дети выполняют задание (называют слова)

- Наф-наф построил дом. И сегодня в него вселяются новые жильцы, но только те, в названии которых есть звуки [н] и [нь]. Поможем Наф-нафу поселить новых жильцов? Подходите все к столу.

- Посмотрите, кто живет на первом этаже?

- А кто живет между слоном и котенком?

- Кто живет над кенгуру?

- А под обезьяной?

- Расскажите где живет конь?

- Молодцы, вы помогли Наф-нафу расселить жильцов в новый дом. Садитесь на стульчики.

- Нуф-нуф хочет поиграть с вами в игру «Кто внимательнее?». Он будет показывать картинки, а вам надо подумать, какой звук спрятался в названии [н] и [нь] и показать соответствующую карточку: синюю или зеленую.

- Вы, наверное, уже догадались какая любимая буква у поросят?

- Давайте мы сейчас сядем за столы и сделаем из палочек для них букву Н.

- Но сначала надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мебель я начну считать»

Мебель я начну считать:                        

Дети делают ритмичные хлопки.

Кресло, стол, диван, кровать,                

На каждую строчку пальчики «здороваются».

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал —

Показывают десять пальцев.

Десять пальчиков зажал.                          

Сжимают пальцы в кулак

Ребята из палочек составляют букву Н.

- Молодцы, ребята

- Ну, вот ребята, нам пора возвращаться в группу. Ложитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно  ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, вставайте.

Физкультминутка « Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

 Практические задания

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Рефлексия.

Дефектолог:

- Давайте вспомним про какие звуки мы говорили на сегодняшнем занятии? (про звуки [н] [н']).

- Вы все сегодня молодцы, замечательно работали. Наше занятие закончено.

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- А что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.

Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с\']. Буква С»

Цели: уточнить  артикуляцию  звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов,  из начала, середины...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»

Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’];  учить звуковому анализу слов....

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»...

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»...