Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с']. Буква С»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели: уточнить артикуляцию звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов, из начала, середины, конца слова; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звуков – буквой С. Совершенствовать навыки чтения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Посуда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с']. Буква С»
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов, из начала, середины, конца слова; обучать звуковому анализу и синтезу. Познакомить с графическим изображением звуков – буквой С. Совершенствовать навыки чтения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Посуда»
коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, общих речевых навыков, памяти, мышления, тонкой, артикуляционной моторики; общих речевых навыков; графических навыков; развитие творческого воображения и двигательной подражательности;
воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: звуковые замки, индивидуальные зеркала; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с],[с']; демонстрационные буквы, кассы, индивидуальные тетради, карандаши, звуко-буквенный конструктор, мяч, сигнальные флажки синего и зеленого цвета.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика.
«Качели»
«Маляр»
«Лошадка»
«Часики»
«Грибок»
2.Организационный момент.
Логопед: - Сядет тот, кто назовет в слове первый звук: меч, муха, маска, марка, мелочь, Марина;
в конце слов: дом, сом, альбом, ком, лом.
3. Объявление темы.
Ребята, послушайте чистоговорку:
Везет Санька Соньку на санках.
Санки – скок, Саньку – с ног,
Сонька – бух в сугроб!
- Какие звуки чаще других слышатся в чистоговорке? ([с], [с'])
Сегодня мы будем произносить много слов со звуками [с], [с'], познакомимся с буквой С.
4. Знакомство со звуками.
Логопед:
-Ребята давайте теперь все вместе произнесем звук [с] и определим, какой это звук. Когда мы произносим звук [с], то:
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру языка;
- горлышко «не работает».
-Ребята, какой это звук? (согласный, твердый, глухой).
-Каким квадратиком будем его обозначать? (синим).
Логопед:
-Ребята давайте теперь все вместе произнесем мы произносим звук [с'].
Этот звук согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
5. Формирование фонематического восприятия.
- Фонетическое упражнение.
Качаем насосом колесо: С, С, С, С, … . (резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом);
Воздух выходит из колеса: СССССС….. (длительное произнесение звука вслед за логопедом).
- Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]»
Дети должны хлопнуть в ладоши тогда, когда услышат звук [с]:
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;
Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...
- Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Белый камень во рту тает. (Сахар)
- Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С’]»:
сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;
Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...
- Назвать первый звук в слове и дать ему характеристику:
Собака, синий, сом, селедка, самолет, стол, синица, сетка, сахар и т.д.
- Определить место звука С в словах:
Санки, сова, лес, кусок, суп, носок, пояс, каска, косынка, бас, нос, фасоль и т.д.
6. Пальчиковая гимнастика «Жду гостей»
Стол сейчас накрою я, Ведь придут мои друзья. В солонку соль я положу, В салатники салат, В конфетницу конфеты кладу я для ребят, В сухарницу кладу я много сухарей, А в сахарницу сахар насыплю для гостей. | Дети поочерёдно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки. |
7. Знакомство с буквой С.
- Ребята, посмотрите на букву С.
Букву С писать не просто.
С как серп, кривой и острый. В. Ковшиков
- На что еще похожа буква С?
Игра «Буквенный конструктор»
(Выкладывание из различных элементов буквы С.)
-Сколько элементов в этой букве? Какие?
8. Работа в кассах.
- Найдите в кассах букву С.
Выкладывание из букв, звуковой анализ и синтез, чтение слогов и слов:
СА, УС, СИ, СОК, ОСА, СИМА, УСЫ
9. Итог.
Логопед:
- С какими звуками мы знакомились? Какие это звуки? Почему?
- С какой буквой познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ТЕМА: Звук [т] - [т,] Буквы Т, т
Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей в средней группе “Звук [ м ] и буква М”.
конспект занятия в средней группе...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"
Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»Автор занятия: Яровенко Н.В. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Це...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»
Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....
Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»
Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’]; учить звуковому анализу слов....