Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota2.docx | 12.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»
Цель: закрепление согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов, из текста; различение звуков б-бь.
Задачи:
Образовательные: Уточнить произношение звуков [б], [бь]. Формировать умение выделять звуки [б], [бь] из состава слова, дифференцировать звуки по твердости -мягкости, формировать навык чтения открытых слогов, односложных слов.
Развивающие: Развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие; воображение.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость и умение дружно работать в коллективе.
Оборудование: буква Б
Словарная работа: снежок, кружок.
Ход НОД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационный момент
Дети стоят возле педагога.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие - в сказку, где нас ожидают необычные встречи и приключения. А повезет нас кит. Дети садятся на ковер, который превратился в кита в океане, крепко держаться друг за друга, боятся, когда кит «наклоняется», эмоционально реагируют, а погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.
Педагог: Дети, чтобы узнать, куда мы сейчас приплывем, нужно отгадать из какой сказки этот отрывок:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке.
Ровно тридцать лет и три года
Дети. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Педагог: Правильно ребята ! Сегодня мы попадем в сказку, где жил тот самый старик со своей старухой. А заодно поговорим о звуках [б], [бь] и букве Б.
1. Повторение характеристики звуков [б], [бь].
Педагог: Ребята, пока мы плывем, давайте вспомним все, что мы знаем о звуках [б], [бь].
Дети.Звуки [б], [бь] - согласные, потому что их нельзя петь и тянуть; звонкие, потому что когда мы их произносим, дрожат голосовые связки; звук [б] - твердый, звук [бь] - мягкий.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы все правильно рассказали про звуки [б], [бь].
2. Дифференциация звуков [б], [бь].
а) Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Педагог: Ну вот мы и попали в «Сказку о рыбаке и рыбке». Посмотрим, какие события здесь происходят. Сходим с кита и садимся на стульчики.
Дети сходят с воображаемого кита и садятся на стульчики.
Педагог: Сердитой была старуха. Каждый день бранила старика, давала ему все новые и новые задания. Кто помогал старику ?
Дети.Золотая рыбка.
Педагог: Правильно, молодцы, ребята! Сегодня мы, как и золотая рыбка, будем помогать старику, выполнять все задания старухи. Говорит однажды старуха: «Пойди и отыщи лишнее слово в каждом ряду. Да определи первый звук в словах-названиях».
В первом ряду: бинокль, мебель, альбом, тетради, бинт.
Во втором ряду: медведь, белка, бегемот, барсук, бизон. Дети находят лишние слова, объясняют свой выбор и выделяют в словах первый звук.
Педагог: Кланяется вам старик, благодарит за помощь.
б) Дидактическая игра «Вот так улов!»
Педагог: Опять бранится старуха: «Ступай, старик, к синему морю и налови рыбы на обед». Взял старик невод, два ведра и пошел к синему морю. Закинул он невод в море, пришел невод с разными словами.
Педагог: Назовите, что принес невод? Назовите сначала слова со звуком [б], а затем со звуком [бь]. Дети выполняют задание.
Педагог: Вот спасибо, ребята! Опять помогли старику.
в) Дидактическая игра “Картинка-слова”
Педагог: А старуха все не уймется: «Ты, старик, назови слова с картинки, да назови сначала слова со звуком [б], а затем со звуком [бь].
Дети внимательно рассматривают картину. Называют слова со звуками [б], [бь].
Физминутка “Новогодний хоровод”
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
4. Дидактическая игра «На что похожа буква Б ?».
Педагог вывешивает пособие «На что похожа буква Б ?».
Педагог: Нашла старуха на чердаке картину и говорит старику: «Не пойму я, что здесь нарисовано? Объясни мне, старик». Да это же предметы, которые напоминают букву Б! Посмотрите, на что похожа буква Б ?
Дети называют слова.
5. Дидактическая игра «Конструктор букв».
Педагог: Благодарит вас старик за помощь, а старуха недовольна, новое задание дает старику. Составить из палочек букву Б
Педагог: Благодарит вас старик.
6. Дидактическая игра «Наборщики».
Педагог: Опять бранится старуха: «Дурачина ты, простофиля. Ничего-то ты не умеешь. А ну-ка, разгадай ребус».(на картинке ребус слово бабушка)
Пальчиковая гимнастика "Снежок".
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальником).
Раз — подбросим. ("Подбрасывают").
Два — поймаем. (Приседают, "ловят").
Три — уроним. (Встают, "роняют").
И... сломаем. (Топают).
Практические задания.
Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Рад старик, что вы помогли ему в очередной раз. Старуха стала добрее, ведь теперь её называют бабушкой. Ну нам, ребята, пора в детский сад. Вон и кит нас поджидает. Садитесь на кита, держитесь крепко-крепко друг за друга. Помогли мы старику. А какие звуки мы сегодня повторяли ? А какую букву ?Понравилось ли вам занятие? (ответы детей).
Что было сложно? Что запомнилось больше всего?
А сейчас будет последнее погружение под воду. Сделайте глубокий вдох и зажмите пальцами нос. Вот мы и снова в детском саду. Спасибо за интересное путешествие !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.
Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....
Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с\']. Буква С»
Цели: уточнить артикуляцию звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов, из начала, середины...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"
Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....
Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»
Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’]; учить звуковому анализу слов....
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»...
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»...