Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_3.docx | 12.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»
Цель: Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов, составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Задачи:
Образовательные: Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов. Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон». Познакомить детей с графическим образом звука [д], - буквой Д.
Развивающие: Развивать психические процессы: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.
Оборудование: буква Д
Словарная работа: декабрь, снег белый и пушистый, хлопья.
Ход НОД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационный момент
Сегодня ребята нас ждет сказка!
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Далеко живет Дадон,
Дети, он вам шлет поклон.
Ждет он в гости вас, друзья.
Вот бежит тропа туда.
Если вы по ней пойдете
Все задания пройдете,
То к Дадону попадете.
Дети вы готовы отправиться в путь и выполнять задания, которые оставил нам царь Дадон?
Первое задание: определите с какого звука начинается слово Дадон?
Д: Звук [д].
Правильно, это звук [д].
Расскажите о произношении звука [д].
Когда произносим звук [д] в каком положении рот …., зубы…, язык…
Вывод: рот приоткрыт, зубы разомкнуты.
Можно этот звук пропеть?
Нет.
Как называются звуки при произношении которых воздух встречает преграду? (если звук [д] встречает преграду, значит он какой?).
Д: Согласный.
Правильно.
Назовите звук [д] твердый или мягкий?
Д: Звук [д] твердый.
Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки?
Д: Твердые звуки обозначаем синим цветом.
Сделайте вывод: что вы узнали о звуке?
Д: Звук [д] -согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.
Фонематический слух.
Первое задание прошли успешно, приступим ко второму.
Игра называется «Поймай звук» Как только услышите, звук [д] – хлопните в ладоши- Звуки: Д, Б, Д, Т, ДЬ, Г, Д, Т, Д, М, К. Д. Что я произносила? (звуки).
Слоги: ДА, ТУ, ДО, ТА, ДУ. Что я произносила? (слоги).
Слова: ДОМ, ТОЧКА, ДУБ, УДОЧКА, ТОПОЛЬ, ДОРОГА. Что я произносила? (слова).
Играем дальше: а теперь проговорим прямой слог: ДА, ДУ, ДИ, ДЕ, ДО, и обратный слог АД, УД, ИД, ЕД, ОД.
Физминутка «Во дворе»
Раз, два, раз, два – (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд,
поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Деление слов на слоги:
В третьем этапе пути мы будем делить слова на слоги.
Вот тропинка, по ней мы пойдем.
Сколько шагов по тропинке пройдем,
Столько слогов в этом слове найдем.
Слова: дом, вода, дубок, дымок, посуда, дупло.
(дети выполняют задание по образцу: делим слово на слоги, дефектолог напоминает детям, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков).
Давайте вспомним правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
А сейчас я проверю какие вы внимательные.
Упражнение – как только я произнесу звук - вы хлопаете, когда я покажу букву вы топаете.
Выкладывание буквы Д из счетных палочек:
Ребята, послушайте:
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
На что похожа буква Д?
Д: Буква Д похожа на домик.
Будем мы сейчас играть, букву Д составлять.
Д: дети составляют из счетных палочек на столе букву Д.
Представьте себе, что в небе пролетел ковер-самолет и оставил след в виде буквы Д. Обведите его пальчиком в воздухе. Как нарисовал бы ее дятел, танцор, художник.
Звуко – слоговой анализ слова:
Дон-дон-дон,
В гости ждет нас царь Дадон.
Разделите слово Дадон на слоги.
Сколько слогов в этом слове? Почему?
Д: Опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».
Какой первый слог? Какой второй слог? Где в этом слове находится звук Д (в начале, в середине, в конце)
Молодцы!
Дети, давайте выложим схему слова «Дадон».
Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).
Прочтите слово (Дадон).
Молодцы!
Пальчиковая гимнастика"Снегопад".
Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки).
Над деревьями кружит и над колокольней. (Руки вверх).
Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома).
Снеговая шубка и шапка снеговая. (Показывают шубку и шапку).
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег).
Укрывая белый свет белым одеялом, (Поглаживают одну ладонь другой).
Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).
Сладко спали до весны дерева и травы. (Показывают, как спят).
Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Руки у щек, покачивают головой).
Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке).
Практические задания
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Дефектолог:
Вот уже конец пути,
В гости мы смогли прийти.
Царь детей благодарит
И подарки вам сулит.
- Давайте вспомним про какие звуки мы говорили на сегодняшнем занятии? (про звуки [д] [д']).
- Чем отличаются эти звуки? (мягкий и твердый).
- Вы все сегодня молодцы, замечательно работали. Наше занятие закончено.
- Понравилось ли вам занятие? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.
Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....
Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с\']. Буква С»
Цели: уточнить артикуляцию звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов, из начала, середины...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"
Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....
Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»
Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’]; учить звуковому анализу слов....
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»...
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»
Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»...