Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мухина Елена Викторовна

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_3.docx12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Д и Дь] и буква Д»

Цель: Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов, составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

Задачи:

Образовательные: Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов. Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон». Познакомить детей с графическим образом звука [д], - буквой Д.

Развивающие: Развивать психические процессы: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.

Оборудование:  буква Д

Словарная работа: декабрь, снег белый и пушистый, хлопья.

Ход НОД:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.  Организационный момент

 Сегодня ребята нас ждет сказка!

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Далеко живет Дадон,

Дети, он вам шлет поклон.

Ждет он в гости вас, друзья.

Вот бежит тропа туда.

Если вы по ней пойдете

Все задания пройдете,

То к Дадону попадете.

Дети вы готовы отправиться в путь и выполнять задания, которые оставил нам  царь Дадон?

Первое задание: определите с какого звука начинается слово Дадон?

Д: Звук [д].

Правильно, это звук [д].

Расскажите о произношении звука [д].

Когда произносим звук [д] в каком положении рот …., зубы…, язык…

Вывод: рот приоткрыт, зубы разомкнуты.

Можно этот звук пропеть?

Нет.

Как называются звуки при произношении которых воздух встречает преграду? (если звук [д] встречает преграду, значит он какой?).

Д: Согласный.

 Правильно.

Назовите  звук [д] твердый  или мягкий?

Д: Звук [д] твердый.

Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки?

Д: Твердые звуки обозначаем синим цветом.

Сделайте вывод: что вы узнали о звуке?

Д: Звук [д] -согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.

Фонематический слух.

Первое задание прошли успешно, приступим ко второму.  

Игра называется  «Поймай звук» Как только услышите, звук [д] – хлопните в ладоши-  Звуки: Д, Б, Д, Т, ДЬ, Г, Д, Т, Д, М, К. Д. Что я произносила? (звуки).

Слоги: ДА, ТУ, ДО, ТА, ДУ. Что я произносила? (слоги).

Слова: ДОМ, ТОЧКА, ДУБ, УДОЧКА, ТОПОЛЬ, ДОРОГА. Что я произносила? (слова).  

Играем дальше: а теперь проговорим прямой слог: ДА, ДУ, ДИ, ДЕ, ДО, и обратный слог АД, УД, ИД, ЕД, ОД.

Физминутка «Во дворе»

Раз, два, раз, два –                (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд,

поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два                (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Деление слов на слоги:

В третьем этапе пути мы будем делить слова на слоги.

Вот тропинка, по ней мы пойдем.

Сколько шагов по тропинке пройдем,

Столько слогов в этом слове найдем.

Слова: дом, вода, дубок, дымок, посуда, дупло.

(дети выполняют задание по образцу: делим слово на слоги, дефектолог напоминает детям, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Давайте вспомним правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

А сейчас я проверю какие вы внимательные.

Упражнение – как только я произнесу звук - вы хлопаете, когда я покажу букву вы топаете.

 Выкладывание буквы Д из счетных палочек:

Ребята, послушайте:

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

На что похожа буква Д?

Д: Буква Д похожа на домик.

Будем мы сейчас играть, букву Д составлять.

Д: дети составляют из счетных палочек  на столе букву Д.

Представьте себе, что в небе пролетел ковер-самолет и оставил след в виде буквы Д. Обведите его пальчиком в воздухе. Как  нарисовал бы ее дятел, танцор, художник.

Звуко – слоговой анализ слова:

Дон-дон-дон,

В гости ждет нас царь Дадон.

Разделите слово Дадон на слоги.

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Д: Опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

Какой первый слог? Какой второй слог? Где в этом слове находится звук Д (в начале, в середине, в конце)

Молодцы!

Дети, давайте выложим схему слова «Дадон».

Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

Прочтите слово (Дадон).

Молодцы!

     

Пальчиковая гимнастика"Снегопад".

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки).

Над деревьями кружит и над колокольней. (Руки вверх).

Каждый дом и каждый куст греют, одевают (Показывают крышу дома).

Снеговая шубка и шапка снеговая. (Показывают шубку и шапку).

Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (Показывают, как падает снег).

Укрывая белый свет белым одеялом, (Поглаживают одну ладонь другой).

Чтобы слева, впереди, позади и справа (Показывают направления).

Сладко спали до весны дерева и травы. (Показывают, как спят).

Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (Руки у щек, покачивают головой).

Это как же полетят с горки саночки! (Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке).

Практические задания

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Дефектолог:

Вот уже конец пути,

В гости мы смогли прийти.

Царь детей благодарит

И подарки вам сулит.

- Давайте вспомним про какие звуки мы говорили на сегодняшнем занятии? (про звуки [д] [д']).

- Чем отличаются эти звуки? (мягкий и твердый).

- Вы все сегодня молодцы, замечательно работали. Наше занятие закончено.

- Понравилось ли вам занятие? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.

Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [с], [с\']. Буква С»

Цели: уточнить  артикуляцию  звуков [с],[с'], закрепить навыки четкого произношения и различения, учить выделять звуки [с],[с'] из ряда звуков, слогов,  из начала, середины...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"

Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....

Конспект группового занятия по обучению грамоте с детьми старшей группы по теме: «Звуки [г], [г’]. Буква Г.»

Научить детей выделять в речи звуки [г] - [г’];  учить звуковому анализу слов....

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Н] и буква Н»...

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста на тему «Звук [Б и Бь] и буква Б»...