"Звуковая система русского языка"
картотека по обучению грамоте (старшая группа)
Звуковая система русского языка
В древности люди пользовались только устной речью. Затем возникла и прочно вошла в их жизнь письменная речь.
1. Устная речь - пользуемся звуками (мы их слышим и произносим)
2. Письменная — буквами, которыми эти звуки обозначаются (буквы мы видим и пишем).
-буквы печатные (которые используются в книгах, газетах, журналах),
-рукописные (используемыми людьми)
-заглавные (большие)
- строчные (маленькими).
Буквы располагаются в определенном порядке и образуют алфавит.
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы Ъ и Б, которые не обозначают звуков.
Каждая из букв имеет свое название, но его не следует переносить на звук, который является минимальной языковой единицей и произносится кратко.
В нашем языке буквами обозначается не такое же, а гораздо большее количество звуков. Это связано с тем, что многие согласные звуки русского языка употребляются в твердом и мягком вариантах, а среди гласных имеются йотированные звуки, играющие двоякую роль.
Традиционно принято разделение звуков
- гласные (характеризующиеся наличием голоса)
-согласные (отличающиеся от них наличием определенных шумов при произнесении).
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по степени подъема языка (верхнего, среднего и нижнего), по месту его движения (переднего, среднего и заднего ряда), по участию или неучастию губ (огубленные и неогубленные), по наличию или отсутствию ударения (ударные и безударные).
В русском языке безударные гласные звуки отличаются от ударных большей краткостью, уменьшением силы голоса и изменяются, подчиняясь действию звуковых законов языка. Например, звук [о] без ударения превращается в звук [а].
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие отдельно в начале или конце слова, обозначают по два звука: Е [йэ], Ё [йо], Ю [йу], Я [йа].
В позиции после согласной они обозначают один гласный звук Е [э], Ё [о], Ю [у], Я [а] и смягчают предыдущий согласный.
Этапы формирования правильного произношения
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по месту образования (в зависимости от активности речевых органов — губные и язычные), по наличию шума и голоса (шумные — делящиеся в свою очередь на звонкие с участием голоса, глухие без участия голоса и сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума), по способу образования шума (взрывные, смычные, щелевые, аффрикаты), по наличию или отсутствию мягкости (твердые и мягкие).
Кроме того, существуют парные согласные по глухости-звонкости, подчиняющиеся при произношении нескольким фонетическим законам.
Гласные звуки сами по себе или соединяясь с согласными образуют слог — следующую за звуком языковую единицу
Количество слогов в слове соответствует количеству в нем гласных звуков.
Слоги могут быть:
-прямыми (когда первый звук в нем является согласным, а второй — гласным)
-обратными (звуки в слоге располагаются наоборот: сначала гласный, затем согласный) -открытыми (когда слог заканчивается гласным звуком)
-закрытыми (в слоге гласный находится между согласными)
-со стечением согласных (когда перед или после гласного располагается несколько согласных звуков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_sistema_russkogo_yazyka.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая система русского языка
В древности люди пользовались только устной речью. Затем возникла и прочно вошла в их жизнь письменная речь.
1. Устная речь - пользуемся звуками (мы их слышим и произносим)
2. Письменная — буквами, которыми эти звуки обозначаются (буквы мы видим и пишем).
-буквы печатные (которые используются в книгах, газетах, журналах),
-рукописные (используемыми людьми)
-заглавные (большие)
- строчные (маленькими).
Буквы располагаются в определенном порядке и образуют алфавит.
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы Ъ и Б, которые не обозначают звуков.
Каждая из букв имеет свое название, но его не следует переносить на звук, который является минимальной языковой единицей и произносится кратко.
В нашем языке буквами обозначается не такое же, а гораздо большее количество звуков. Это связано с тем, что многие согласные звуки русского языка употребляются в твердом и мягком вариантах, а среди гласных имеются йотированные звуки, играющие двоякую роль.
Традиционно принято разделение звуков
- гласные (характеризующиеся наличием голоса)
-согласные (отличающиеся от них наличием определенных шумов при произнесении).
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по степени подъема языка (верхнего, среднего и нижнего), по месту его движения (переднего, среднего и заднего ряда), по участию или неучастию губ (огубленные и неогубленные), по наличию или отсутствию ударения (ударные и безударные).
В русском языке безударные гласные звуки отличаются от ударных большей краткостью, уменьшением силы голоса и изменяются, подчиняясь действию звуковых законов языка. Например, звук [о] без ударения превращается в звук [а].
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие отдельно в начале или конце слова, обозначают по два звука: Е [йэ], Ё [йо], Ю [йу], Я [йа].
В позиции после согласной они обозначают один гласный звук Е [э], Ё [о], Ю [у], Я [а] и смягчают предыдущий согласный.
Этапы формирования правильного произношения
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по месту образования (в зависимости от активности речевых органов — губные и язычные), по наличию шума и голоса (шумные — делящиеся в свою очередь на звонкие с участием голоса, глухие без участия голоса и сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума), по способу образования шума (взрывные, смычные, щелевые, аффрикаты), по наличию или отсутствию мягкости (твердые и мягкие).
Кроме того, существуют парные согласные по глухости-звонкости, подчиняющиеся при произношении нескольким фонетическим законам.
Гласные звуки сами по себе или соединяясь с согласными образуют слог — следующую за звуком языковую единицу
Количество слогов в слове соответствует количеству в нем гласных звуков.
Слоги могут быть:
-прямыми (когда первый звук в нем является согласным, а второй — гласным)
-обратными (звуки в слоге располагаются наоборот: сначала гласный, затем согласный) -открытыми (когда слог заканчивается гласным звуком)
-закрытыми (в слоге гласный находится между согласными)
-со стечением согласных (когда перед или после гласного располагается несколько согласных звуков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.
В консультации рассмотрены этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха у детей в тесной взаимосвязи с процессом усвоения грамматического строя русского языка, морфологической сис...
Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов
Среди неуспевающих учащихся массовой школы часть учащихся составляют дети-мигранты, у которых имеются специфические особенности русской речи, что лишает их необходимой готовности усваивать...
Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...
Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"
Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...
Семинар-практикум «Фонетическая система русского языка»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...