"Звуковая система русского языка"
картотека по обучению грамоте (старшая группа)

Коньякова Дарья Александровна

Звуковая система русского языка

В древности люди пользовались только устной речью. Затем возникла и прочно вошла в их жизнь письменная речь.

1. Устная речь - пользуемся звуками (мы их слышим и произносим)

2. Письменная — буквами, которыми эти звуки обозначаются (буквы мы видим и пишем).

-буквы печатные (которые используются в книгах, газетах, журналах),

-рукописные (используемыми людьми)

 -заглавные (большие)

- строчные (маленькими).

Буквы располагаются в определенном порядке и образуют алфавит.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы Ъ и Б, которые не обозначают звуков.

Каждая из букв имеет свое название, но его не следует переносить на звук, который является минимальной языковой единицей и произносится кратко.

В нашем языке буквами обозначается не такое же, а гораздо большее количество звуков. Это связано с тем, что многие согласные звуки русского языка употребляются в твердом и мягком вариантах, а среди гласных имеются йотированные звуки, играющие двоякую роль.

Традиционно принято разделение звуков

- гласные (характеризующиеся наличием голоса) 

-согласные (отличающиеся от них наличием определенных шумов при произнесении).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по степени подъема языка (верхнего, среднего и нижнего), по месту его движения (переднего, среднего и заднего ряда), по участию или неучастию губ (огубленные и неогубленные), по наличию или отсутствию ударения (ударные и безударные).

В русском языке безударные гласные звуки отличаются от ударных большей краткостью, уменьшением силы голоса и изменяются, подчиняясь действию звуковых законов языка. Например, звук [о] без ударения превращается в звук [а].

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие отдельно в начале или конце слова, обозначают по два звука: Е [йэ], Ё [йо], Ю [йу], Я [йа].

В позиции после согласной они обозначают один гласный звук Е [э], Ё [о], Ю [у], Я [а] и смягчают предыдущий согласный.

Этапы формирования правильного произношения

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по месту образования (в зависимости от активности речевых органов — губные и язычные), по наличию шума и голоса (шумные — делящиеся в свою очередь на звонкие с участием голоса, глухие без участия голоса и сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума), по способу образования шума (взрывные, смычные, щелевые, аффрикаты), по наличию или отсутствию мягкости (твердые и мягкие).

Кроме того, существуют парные согласные по глухости-звонкости, подчиняющиеся при произношении нескольким фонетическим законам.

Гласные звуки сами по себе или соединяясь с согласными образуют слог — следующую за звуком языковую единицу

Количество слогов в слове соответствует количеству в нем гласных звуков.

 Слоги могут быть:

-прямыми (когда первый звук в нем является согласным, а второй — гласным)

-обратными (звуки в слоге располагаются наоборот: сначала гласный, затем согласный)                       -открытыми (когда слог заканчивается гласным звуком)

-закрытыми (в слоге гласный находится между согласными)

-со стечением согласных (когда перед или после гласного располагается несколько согласных звуков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_sistema_russkogo_yazyka.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая система русского языка

В древности люди пользовались только устной речью. Затем возникла и прочно вошла в их жизнь письменная речь.

1. Устная речь - пользуемся звуками (мы их слышим и произносим)

2. Письменная — буквами, которыми эти звуки обозначаются (буквы мы видим и пишем).

-буквы печатные (которые используются в книгах, газетах, журналах),

-рукописные (используемыми людьми)

 -заглавные (большие)

- строчные (маленькими).

Буквы располагаются в определенном порядке и образуют алфавит. 

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы Ъ и Б, которые не обозначают звуков.

Каждая из букв имеет свое название, но его не следует переносить на звук, который является минимальной языковой единицей и произносится кратко. 

В нашем языке буквами обозначается не такое же, а гораздо большее количество звуков. Это связано с тем, что многие согласные звуки русского языка употребляются в твердом и мягком вариантах, а среди гласных имеются йотированные звуки, играющие двоякую роль.

Традиционно принято разделение звуков

- гласные (характеризующиеся наличием голоса)  

-согласные (отличающиеся от них наличием определенных шумов при произнесении).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по степени подъема языка (верхнего, среднего и нижнего), по месту его движения (переднего, среднего и заднего ряда), по участию или неучастию губ (огубленные и неогубленные), по наличию или отсутствию ударения (ударные и безударные).

В русском языке безударные гласные звуки отличаются от ударных большей краткостью, уменьшением силы голоса и изменяются, подчиняясь действию звуковых законов языка. Например, звук [о] без ударения превращается в звук [а].

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие отдельно в начале или конце слова, обозначают по два звука: Е [йэ], Ё [йо], Ю [йу], Я [йа].

В позиции после согласной они обозначают один гласный звук Е [э], Ё [о], Ю [у], Я [а] и смягчают предыдущий согласный.

Этапы формирования правильного произношения 

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ различаются по месту образования (в зависимости от активности речевых органов — губные и язычные), по наличию шума и голоса (шумные — делящиеся в свою очередь на звонкие с участием голоса, глухие без участия голоса и сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума), по способу образования шума (взрывные, смычные, щелевые, аффрикаты), по наличию или отсутствию мягкости (твердые и мягкие).

Кроме того, существуют парные согласные по глухости-звонкости, подчиняющиеся при произношении нескольким фонетическим законам.

Гласные звуки сами по себе или соединяясь с согласными образуют слог — следующую за звуком языковую единицу

Количество слогов в слове соответствует количеству в нем гласных звуков.

 Слоги могут быть:

-прямыми (когда первый звук в нем является согласным, а второй — гласным)

-обратными (звуки в слоге располагаются наоборот: сначала гласный, затем согласный)                       -открытыми (когда слог заканчивается гласным звуком)

-закрытыми (в слоге гласный находится между согласными)

-со стечением согласных (когда перед или после гласного располагается несколько согласных звуков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.

В консультации рассмотрены этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха у детей в тесной взаимосвязи с процессом усвоения грамматического строя русского языка, морфологической сис...

Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов

Среди неуспевающих учащихся массовой школы часть  учащихся составляют дети-мигранты, у которых имеются специфические особенности русской речи, что лишает их необходимой готовности  усваивать...

Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...