Семинар-практикум «Фонетическая система русского языка»
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Фонетическая система русского языка»
Педагогу необходимо понимать и хорошо усвоить, как образуются звуки родного языка, по каким признакам и на какие группы они делятся, какие группы звуков чаще всего нарушаются, и понимать, почему это происходит.
Классификация звуков русского языка:
- классификация по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости:
гласные – а, э, и, ы, о, у
согласные – все остальные.
Гласные: нелабиализованные и лабиализованные (и, э – полуулыбка; а, ы – нейтральное положение губ; о, у – вытягивание губ, лабиализация) Лабио – губы.
2. Согласные звуки: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.
Звуки в речи употребляются не изолированно. Сочетаясь друг с другом в словах, они оказывают друг на друга влияние.
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение , без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением (“каша во рту”) постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- Следует заниматься ежедневно 7–10 минут.
- Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль (потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например “ Где находится язычок?”
- Если во время занятий язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого промежутка времени, необходимо обратиться к логопеду.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определенное положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнение пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыками письма.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:
- Следует заниматься ежедневно 5–10 минут.
- Сначала все упражнения выполняются медленно.
- Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырех лет, детей знакомят с терминами “слово” и “звук”, с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные , определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Рекомендации по работе со скороговорками:
- Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
- Объясняют значение сложных слов.
- Предлагают проговорить скороговорку, прихлопывая ритм ладонями.
- Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
- Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.
Четкое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Участники семинара – практикума делятся на две команды : “Говоруньи” и “Болтуньи”. Затем проводятся конкурсы. Жюри оценивает каждый конкурс от одного до трех баллов.
Конкурс “Развитие артикуляции и мелкой моторики”
Разминка. Ведущий (логопед) предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки “ У бабушки с дедушкой”.
Толстые внуки приехали в гости.
С ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой лишь всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем “спасибо” и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.
Знание органов артикуляции.
Ведущий поочередно задает вопросы командам.
- какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
- какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, нижняя челюсть, твердое небо, голосовые связки, носовая полость.)
- как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)
Знание артикуляционных упражнений
Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям (“Улыбаются лягушки”, “Хобот слона”, “Лопатка”, “Чистим зубы”, “Качели”.) Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и сказать для постановки каких звуков они нужны.
Знание упражнений пальчиковой гимнастики.
Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).
Конкурс “Развитие фонематического слуха и восприятия”.
- “Назовите слова на заданные звуки”
Ведущий произносит звуки (гласные, твердые или мягкие согласные). Участники конкурса поочередно должны назвать слово, начинающееся с заданного звука.
- “Придумайте рифму к слову”
На мольберте выставлены перевернутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочередно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам: (кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.).
- “Подберите слово к схеме”
На мольберте выставлены два варианта схем слов, состоящих из трех звуков: гласные обозначены красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым. Команды должны подбирать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. (сад, дуб, мак, тис, бук, луг, рак, сом, вол, бык. Кот, мул, жук, мышь, вошь, мох, лес, вяз, пес, лис, кит, лев, чиж, еж, як, рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь, оса, тля).
- “Подберите слово с наибольшим количеством букв”
Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв: (самоуничижение, газонокосилка и т.п.).
- “Определите место звука в слове”
Ведущий предлагает выполнить задание: “Если в слове, которое я произнесу, звук (Л) будет стоять в начале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени”. (лампа, кулак, стол, колба, осел, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).
Конкурс “Формирование правильного звукопроизношения и дикции”.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую тоже быстро и с определенной интонацией.
Карточка № 1.
Гризли продавал гриву льва за гривну.
Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито).
Карточка № 2
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Саша шустро сушит сушки. (Удивленно).
- Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает команде – сопернику ее произнести.
- Ведущий предлагает каждой команде придумать чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться с определенного звука, либо иметь автоматизируемый звук в своем составе. (Терминатор Арнольд Шварценеггер – губернатор Калифорнии).
Конкурс “ Развитие связной устной речи. Работа с пословицами”.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.
Карточка № 1.
С волками жить – . . . (по волчьи выть).
С миру по нитке – . . . (голому рубаха).
Всяк сверчок – . . . (знай свой шесток).
– “Переведите” пословицы на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.)
(Яблоко от яблони недалеко падает.)
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
(Шила в мешке не утаишь.)
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция.)
(В тихом омуте черти водятся.)
– Назовите пословицы про дружбу.
Карточка № 2.
– Продолжите пословицы:
Двое пашут – . . . (а семеро руками машут).
Кончил дело – . . . (гуляй смело).
Гром не грянет – . . . (мужик не перекрестится).
– “Переведите пословицы на русский язык”.
Молчаливый рот – золотой рот. (Германия.)
(Слово серебро, а молчание золото.)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.)
(Язык до Киева доведет.)
Ошпаренный петух и от дождя убегает. (Франция)
(Обжегшись на молоке, дуешь на воду.)
– назовите пословицы про труд.
Ведущий объявляет об окончании семинара – практикума. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"
Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...
Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов
Среди неуспевающих учащихся массовой школы часть учащихся составляют дети-мигранты, у которых имеются специфические особенности русской речи, что лишает их необходимой готовности усваивать...
Семинар-практикум на тему: «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей»
Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является:· формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов ху...
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...
Усвоение фонетической системы родного языка
Освоение детьми произношения звуков по разным возрастным группам....
Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей «Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК»
laquo;Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК» по теме: «Система работы, создание языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку с использова...
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народ...