Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.
учебно-методический материал
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной, приметной простой речи, всегда интересно и приятно общаться. И поэтому речь стоит развивать с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_rus_yaz_vystuplenie.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.
…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем-Навеки!
Анна Ахматова
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной, приметной простой речи, всегда интересно и приятно общаться. И поэтому речь стоит развивать с детства.
2 слайд
Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. является совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения.
Разработанная «Методика обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации» построена в соответствии с современными нормативными правовыми и нормативными методическими документами.
3 слайд
Структура и содержание «Методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации» разработаны с учетом научных принципов:
- детерминизма (отсутствие «цельной» методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации - далее МЕТОДИКА),
- соответствия (сочетаемость дидактических основ (теоретической базы) и методических (практических) материалов, связь с предшествующей системой знаний),
- дополнительности («без субъекта нет объекта»),
- логической последовательности,
- оптимальности.
4 слайд
Кроме того, при отборе содержания МЕТОДИКИ учитывались устоявшиеся в дидактике принципы:
- принцип развития, который предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно - нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач.
- принцип целостности образа мира, который требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
- принцип культуросообразности, который понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 09 апреля 2016 года №637-р Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, отражает, в частности, основные проблемы в области русского языка и литературы: «Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия.
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий)....
....Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации»[1].
5 слайд
Содержание данной методики актуально и значимо, поскольку анализ положения дел по изучаемому вопросу позволил выявить существующие проблемы в обучении русскому языку, а именно:
- В каждой группе дошкольной организации и в каждом классе от 5 до 50 % обучающихся не владеют русским языком, как родным языком;
- У большинства, обучающихся не сформирован лексический запас слов для создания устного или письменного высказывания;
- Большинство учащихся не владеют общими учебными приёмами создания высказывания, текста, как устного , так и письменного;
- Не разработаны методы, приёмы, технологии обучения учащихся как родному, так и неродному языку в современных условиях;
- Большинство педагогов не владеют методами, приёмами, технологиями обучения учащихся как родному, так и неродному языку в современных условиях.
Кроме того, изучение ситуации, связанной с обучением дошкольников и младших школьников русскому языку (как родному, как неродному, как иностранному) во всех регионах Российской Федерации позволяет сделать вывод об отсутствии методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (при наличии программ, учебников и различного уровня методических материалов), что придает еще большую значимость и актуальность разработанной МЕТОДИКЕ.
6 слайд
Методические рекомендации воспитателям ДОУ
Отбор содержания обучения русскому языку дошкольников и младших школьников (монолингвов с родным русским языком) должен осуществляться с учетом следующих моментов:
- актуальность содержания обучения для повседневной жизни ребенка; соответствие содержание обучения общеобразовательным (развитие интеллекта) и воспитательным (формирование личности) целям, отражение культурно-значимого содержания обучения;
- упорядоченный отбор языкового и речевого материала, пробуждающий интерес у маленьких учащихся, активизирующий их речемыслительную деятельность, позволяющий заложить основы правильного звукопроизношения, грамматики, коммуникации;
- соотнесение с возрастом детей и особенностями их развития;
- использование в восприятии, понимании, активизации материала опоры на физические действия (движения, игры);
- работа в маленьких группах (8 -10 человек) и использование различных форм совместной деятельности: слушания, совместного чтения, рассказа-обсуждения, развивающих способность к сотрудничеству;
7 слайд
преобладание устного способа предъявления материала;
- использование адекватных возрасту и уровню владения языком способов развития словарного запаса: включение слов и выражений в контекст, их тренировка в различных занимательных упражнениях, сопровождение слов видеорядом (картинка, реалии, жест, мимика, движения), изучение в игровой форме словообразования, словосложения, сочетаемости слов;
- обучение основам паралингвистического поведения (жестам, мимике, праксемике) и умению выражать, к примеру, просьбу помолчать, усталость и другие состояния и смыслы, демонстрируя просодические возможности языка: долгота звука (о-о-очень хорошо), высота и громкость голоса, тон, ударение;
- активное и адекватное использование так называемых паратекстуальных средств: картинок, рисунков, фотографий, подчеркиваний, шрифта и др.
При отборе содержания обучения русскому языку дошкольников и младших школьников (детей-инофонов с русским языком как вторым языком) необходимо:
- соотнесение с возрастом детей, изучающих русский язык как новый, и особенностями их развития;
- организация занятий таким образом, чтобы погрузить ребенка в речь (методика погружения);
- выделение в качестве одного из основных параметров овладения новым языком объем и состав активного и пассивного словаря, контроль за его использованием;
- использование адекватных возрасту и уровню владения новым языком способов развития словарного запаса: включение слов и выражений в контекст, их тренировка в различных занимательных упражнениях, сопровождение слов видеорядом (картинка, реалии, жест, мимика, движения), запоминание слов во взаимосвязи с их эквивалентами в родном языке, изучение в игровой форме словообразования, словосложения, сочетаемости слов.
8 слайд
Общие рекомендации по планированию учебного процесса
При поступлении в дошкольную образовательную организацию, стартовый уровень владения языком у всех обучающихся разный. Необходимо проведение входного мониторирования для определения индивидуальных маршрутов.
Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом; тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний.
Каждое задание включает в себя: 1) объект проверки, 2) материал, с помощью которой эта проверка осуществляется, 3) критерий обработки полученных результатов.
9 слайд
В рекомендациях представлены материалы входного тестирования для выявления уровня владения видами речевой деятельности для различных возрастных категорий детей дошкольного возраста (монолингвов с родным русским языком). Данное тестирование представленно в виде блоков.
(возраст ребенка от 4 до 5 лет)
Основная цель тестовых заданий первого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
2 блок
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
3 блок
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
10 слайд
(возраст ребенка от 5 до 6 лет)
Цели 1, 2, 3 блоков тестирования данного возраста совпадают с тестированием детей 4-5 лет
Блок 4
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сфор - мированное™ связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и са-мостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повество¬вательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
(возраст ребенка от 6 до 7 лет) как предыдущий
В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном процессе должны использоваться технологии и приёмы деятельностного типа. Следовательно, при обучении языку как родному, неродному, как иностранному должны использоваться также технологии деятельностного типа.
Методическим содержанием деятельностного подхода являются различные способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, применением игровых форм работы, с сотрудничеством между педагогом и детьми.
Иногда такой подход понимается слишком узко - как использование во время НОД различных ситуаций, реализуемых с помощью игровой формы их представления. Между тем суть подхода сводится не столько к созданию условий, в которых детям предстоит действовать, сколько к самой деятельности в предлагаемых ситуациях.
Заключение
- Заключение
Разработанные методические рекомендации по использованию методики обучения русскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста как средства укрепления русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации предназначены для различных категорий педагогических работников: воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогических работников системы дополнительного профессионального образования, руководителей образовательных учреждений, а также руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В методических рекомендациях изложены конструктивные пути внедрения и использования МЕТОДИКИ различными категориями педагогических работников.
Методические рекомендации разработаны с позиций системного, личностного, деятельностного и полисубъектного подходов и представляют собой четкие ориентиры по внедрению и использованию МЕТОДИКИ.
2018 г.
[1] Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 09 апреля 2016 года №637-р
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логико-математические игры и головоломки как актуальные методики обучения и развития детей дошкольного возраста»
Описание логических игр и головоломок...
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека....
сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста
В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...
«Теория и методика обучения и развития детей дошкольного возраста»
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...
Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста
Методы развития диалогической речи. ...
«Обучение русскому языку детей дошкольного возраста как неродному языку»
С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Все мы знаем и зачастую на практике сталкиваемся с «иноязычными гражданами&ra...