Тема: «Весёлое путешествие» Знакомство со звуками Д и Дь, буквой Д.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,   «Социально-коммуникативное развитие»  
 
Задачи:
«Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Д и Дь и букве Д; самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука; сопоставление звука по твердости и мягкости звучания; упражнение в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществление деления слов на слоги; совершенствование навыков чтения слогов и слов; развитие зрительного внимания, слухового внимания, звукобуквенного анализа, фонематического слуха.
«Познавательное развитие» - уточнить знания детей о транспорте; развивать умение планировать предстоящую деятельность, воссоздавать букву из других (похожих) букв.   
«Социально-коммуникативное развитие» - ориентировать детей на стремление узнать новое, поделиться своими знаниями и умениями со сверстниками; формировать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы. 
 
Методы и приемы:
Практические: звуковой анализ слова; преобразование букв Л или А в букву Д.
Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.
Наглядные: наглядный материал.
 
Материалы и оборудования: игрушечные рули по количеству детей; стилизованная и напечатанная буква Д; карточки с переставленными слогами: домик, растут, дымок; карточки со слогами ДА, ДО, ДУ, ДЫ; микрофон.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukami_d_i_d_bukvoy_d.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема: «Весёлое путешествие» Знакомство со звуками Д и Дь, буквой Д.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,   «Социально-коммуникативное развитие»  

Задачи:                  

«Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Д и Дь и букве Д; самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука; сопоставление звука по твердости и мягкости звучания; упражнение в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществление деления слов на слоги; совершенствование навыков чтения слогов и слов; развитие зрительного внимания, слухового внимания, звукобуквенного анализа, фонематического слуха.

«Познавательное развитие» - уточнить знания детей о транспорте; развивать умение планировать предстоящую деятельность, воссоздавать букву из других (похожих) букв.  

«Социально-коммуникативное развитие» - ориентировать детей на стремление узнать новое, поделиться своими знаниями и умениями со сверстниками; формировать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы.

Методы и приемы:

Практические: звуковой анализ слова; преобразование букв Л или А в букву Д.

Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.

Наглядные: наглядный материал.

Материалы и оборудования: игрушечные рули по количеству детей; стилизованная и напечатанная буква Д; карточки с переставленными слогами: домик, растут, дымок; карточки со слогами ДА, ДО, ДУ, ДЫ; микрофон.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

игровые технологии

Познавательно-исследовательская

моделирование

Коммуникативная

упражнения «Слоговое чтение»; «Поменяем слоги местами»; беседа, ответы

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку:

«Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней». (Машина)

- Я приглашаю вас в путешествие на машинах. Во время путешествия мы будем встречаться с разными людьми и сказочными персонажами. Они все очень добрые, но забывчивые и много не знают. Они нуждаются в нашей помощи, поможем им?

- Занимайте места в своих автомобилях и пробуем завести мотор: Д-Д-Д! поехали!

Дети стоят вокруг, отгадывают загадку.

Ответ: машина.

Соглашаются помочь всем кто встретиться на их пути.

Деятельностный

«Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Д и Дь; самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука; сопоставление звука по твердости и мягкости звучания.

Акустический и артикуляционный анализ звука

Имеют представления о звука Д и Дь.

- Д-Д-Д, можно пропеть этот звук?

- Встречает ли звук Д преграду при произнесении?

- Значит, какой это звук?

-  Проверьте ладошкой, голосовые связки вибрируют, дрожит ли горлышко?

- Значит, звук Д звонкий или глухой согласный?

- Может ли звук Д быть твердым? А мягким?

- У большой машины мотор работает - Да-Да-Да, а у маленькой?

Кто знает, дальше продолжает:

- Ду-Ду-Ду

Ды-Ды-Ды

Дети имитируют движение на машинах и произносят звук Д-Д-Д. отвечают на вопросы:

- Нет, звук произносится отрывисто.

- Да.

- Согласный.

Проверяют ладошкой вибрацию голосовых связок. - Да.

- Звонкий согласный.

- Да.

- Дя-Дя-Дя.

Дети отвечают:

- Дю-Дю-Дю

-Ди-Ди-Ди

«Речевое развитие» - развитие фонематического слуха.

Задание от Дракоши: «Вставьте первый звук в слова»

Изменяют слово путем добавления звука Д в начале слова.

- Не успели мы отъехать, посмотрите, посмотрите – идет Дракоша и грустную песню поет (вывешивает картинку Дракоши):

Дракоша: «Все б я ел, и ел, и ел.

Съел подушку, крем, пальто,

Но однажды съел не то.

Звук я Д по ошибке проглотил,

И теперь в словах его не найдете ни за что».

В: Не грусти, Дракоша, это не беда! Звук Д мы с ребятами найдем, и в начало слов вернем.

Воспитатель произносит слово, пропуская первый звук, а дети добавляют и произносят все слово: …евочка, …уб, …иван,…аша, …руг, …ым.

В: Ой, какие молодцы, вы Дракоше помогли!

Встречают Дракошу, слушают его задание.

Воспитатель произносит слово, пропуская первый звук, а дети добавляют и произносят все слово: девочка, дуб, диван, Даша, друг, дым.

«Речевое развитие» - развитие зрительного внимания, слухового внимания, звукобуквенного анализа, фонематического слуха.

Игра «Угадай имя»

Интерактивная технология «Аквариум»

Развиты зрительное, слуховое внимание, звукобуквенный анализ и фонематический слух.

Воспитатель показывает детям картинки двух девочек.

- Смотрите – по дорожке две девочки идут, но как же их зовут? А узнаем мы, как их зовут, если выполним задание в «Аквариуме».

Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами.

вам необходимо определить первый звук в названии картинок, составить эти звуки вместе и тогда вы узнаете, как зовут девочек. Зашифруйте имя с помощью звуковых фишек (звуковой анализ слова). Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать. Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы сумели узнать как зовут этих девочек.

Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, активно взаимодействуя, определяют первый звук в слове, читают имя, проводят полный звуковой анализ. Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами.

«Речевое развитие» - актуализация знаний о букве Д; развитие зрительного внимания.

Представление буквы Д

Имеют представления о букве Д.

В (выставляет напечатанную букву Д): Этот домик – буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке кошка.

- О какой букве идет речь в стихотворении?

- На какую букву похожа Д?

Дети рассматривают печатную букву Д, отвечают на вопросы:

- О букве Д.

- Похожа на Л и А.

Интерактивная технология «Работа в парах»

Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Вам необходимо дорисовать буквы Л или А до буквы Д. прежде чем приступить к работе, договоритесь, какую букву вы выберете, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось.

Дети выбирают себе пару. Дорисовывают образ буквы Л или А до Д.

«Речевое развитие» - упражнение в чтении слогов, договаривании их до целого слова.

Упражнение «Слоговое лото»

Интерактивная технология «Карусель»

Читают слоги, договаривают их до целого слова.

Вносит Мишку. В: Здравствуй, Мишка. Ребята, Мишка говорит, что вы очень умные, а вот он никак не может научиться читать слоги и придумывать слова. Поможем ему? А заодно и на карусели прокатимся.

Договоритесь, с кем в паре вы будете «кататься», кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем; вспомните правила сотрудничества.

Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите карточку на которой написан слог, прочитайте его. Займите свои места. Те, у кого в руках карточка, будут говорить: «Назови слово со слогом…», а те, у кого карточки нет, называют слово с предложенным слогом.

Мишке понравилась наша карусель. Катаясь, вы, назвали много интересных слов.

Встречают Мишку. Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети активно взаимодействуют друг с другом. Дети, стоящие во внутреннем круге, предлагают назвать слово с заданным слогом. Дети, стоящие во внешнем круге, называют слово.

«Речевое развитие» - осуществление деления слов на слоги; совершенствование навыков чтения слогов и слов.

Игровое задание от паучка «Поменяй слоги местами»

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Делят слова на слоги; совершенствовано умение читать слоги и слова.

Паучок сплел паутину на Дереве знаний, но слова и слоги перепутались местами. Поможем паучку распутать паутинку? Найдите свою пару, вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, какую карточку вы выберите. Прочитайте слоги, поменяйте их местами, прочитайте слово и составьте с этим словом предложение. После выполнения задания договоритесь, кто в паре прочитает слово, а кто проговорит предложение для всех ребят.

Молодцы, вы работали дружно и сумели правильно прочитать слово и составить предложение. Паучок вам благодарен.

Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает карточку с написанным словом. Договариваются, кто из пары зачитает слово и предложение. Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод.

Заключительный

Интерактивная технология «Интервью»

Вам понравилось путешествие на машинах? А с кем вы повстречались во время путешествия? Давайте расскажем корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей?

Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...

Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...

Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.

План – конспект Тема: «Кто как голос подает»  Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...

Тема: "Веселое путешествие". Знакомство со звукоми П и Пь, буквой П

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»  Задачи:...