Тема: «Весёлое путешествие» Знакомство со звуками Д и Дь, буквой Д.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_zvukami_d_i_d_bukvoy_d.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
Тема: «Весёлое путешествие» Знакомство со звуками Д и Дь, буквой Д.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
«Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Д и Дь и букве Д; самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука; сопоставление звука по твердости и мягкости звучания; упражнение в чтении слогов, договаривании их до целого слова; осуществление деления слов на слоги; совершенствование навыков чтения слогов и слов; развитие зрительного внимания, слухового внимания, звукобуквенного анализа, фонематического слуха.
«Познавательное развитие» - уточнить знания детей о транспорте; развивать умение планировать предстоящую деятельность, воссоздавать букву из других (похожих) букв.
«Социально-коммуникативное развитие» - ориентировать детей на стремление узнать новое, поделиться своими знаниями и умениями со сверстниками; формировать умение аргументировать свои высказывания, делать выводы.
Методы и приемы:
Практические: звуковой анализ слова; преобразование букв Л или А в букву Д.
Словесные: акустический и артикуляционный анализ звука; игровые упражнения.
Наглядные: наглядный материал.
Материалы и оборудования: игрушечные рули по количеству детей; стилизованная и напечатанная буква Д; карточки с переставленными слогами: домик, растут, дымок; карточки со слогами ДА, ДО, ДУ, ДЫ; микрофон.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | игровые технологии |
Познавательно-исследовательская | моделирование |
Коммуникативная | упражнения «Слоговое чтение»; «Поменяем слоги местами»; беседа, ответы |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Задачи (с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Организационный момент | |||
Воспитатель загадывает загадку: «Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней». (Машина) - Я приглашаю вас в путешествие на машинах. Во время путешествия мы будем встречаться с разными людьми и сказочными персонажами. Они все очень добрые, но забывчивые и много не знают. Они нуждаются в нашей помощи, поможем им? - Занимайте места в своих автомобилях и пробуем завести мотор: Д-Д-Д! поехали! | Дети стоят вокруг, отгадывают загадку. Ответ: машина. Соглашаются помочь всем кто встретиться на их пути. | |||
Деятельностный | «Речевое развитие» - актуализация знаний о звуках Д и Дь; самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука; сопоставление звука по твердости и мягкости звучания. | Акустический и артикуляционный анализ звука | Имеют представления о звука Д и Дь. | |
- Д-Д-Д, можно пропеть этот звук? - Встречает ли звук Д преграду при произнесении? - Значит, какой это звук? - Проверьте ладошкой, голосовые связки вибрируют, дрожит ли горлышко? - Значит, звук Д звонкий или глухой согласный? - Может ли звук Д быть твердым? А мягким? - У большой машины мотор работает - Да-Да-Да, а у маленькой? Кто знает, дальше продолжает: - Ду-Ду-Ду Ды-Ды-Ды | Дети имитируют движение на машинах и произносят звук Д-Д-Д. отвечают на вопросы: - Нет, звук произносится отрывисто. - Да. - Согласный. Проверяют ладошкой вибрацию голосовых связок. - Да. - Звонкий согласный. - Да. - Дя-Дя-Дя. Дети отвечают: - Дю-Дю-Дю -Ди-Ди-Ди | |||
«Речевое развитие» - развитие фонематического слуха. | Задание от Дракоши: «Вставьте первый звук в слова» | Изменяют слово путем добавления звука Д в начале слова. | ||
- Не успели мы отъехать, посмотрите, посмотрите – идет Дракоша и грустную песню поет (вывешивает картинку Дракоши): Дракоша: «Все б я ел, и ел, и ел. Съел подушку, крем, пальто, Но однажды съел не то. Звук я Д по ошибке проглотил, И теперь в словах его не найдете ни за что». В: Не грусти, Дракоша, это не беда! Звук Д мы с ребятами найдем, и в начало слов вернем. Воспитатель произносит слово, пропуская первый звук, а дети добавляют и произносят все слово: …евочка, …уб, …иван,…аша, …руг, …ым. В: Ой, какие молодцы, вы Дракоше помогли! | Встречают Дракошу, слушают его задание. Воспитатель произносит слово, пропуская первый звук, а дети добавляют и произносят все слово: девочка, дуб, диван, Даша, друг, дым. | |||
«Речевое развитие» - развитие зрительного внимания, слухового внимания, звукобуквенного анализа, фонематического слуха. | Игра «Угадай имя» Интерактивная технология «Аквариум» | Развиты зрительное, слуховое внимание, звукобуквенный анализ и фонематический слух. | ||
Воспитатель показывает детям картинки двух девочек. - Смотрите – по дорожке две девочки идут, но как же их зовут? А узнаем мы, как их зовут, если выполним задание в «Аквариуме». Договоритесь, кто с кем будет работать в группе. Какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Затем группы поменяются местами. вам необходимо определить первый звук в названии картинок, составить эти звуки вместе и тогда вы узнаете, как зовут девочек. Зашифруйте имя с помощью звуковых фишек (звуковой анализ слова). Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать. Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно, вы сумели узнать как зовут этих девочек. | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети договариваются и делятся на две группы. Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества. Дети, активно взаимодействуя, определяют первый звук в слове, читают имя, проводят полный звуковой анализ. Договариваются, кто будет отвечать. Группы меняются местами. | |||
«Речевое развитие» - актуализация знаний о букве Д; развитие зрительного внимания. | Представление буквы Д | Имеют представления о букве Д. | ||
В (выставляет напечатанную букву Д): Этот домик – буква Д. В домике – окошко. Из трубы идет дымок, А в окошке кошка. - О какой букве идет речь в стихотворении? - На какую букву похожа Д? | Дети рассматривают печатную букву Д, отвечают на вопросы: - О букве Д. - Похожа на Л и А. | |||
Интерактивная технология «Работа в парах» | ||||
Договоритесь, с кем в паре вы бы хотели сегодня поработать. Вам необходимо дорисовать буквы Л или А до буквы Д. прежде чем приступить к работе, договоритесь, какую букву вы выберете, кто будет рисовать, а кто расскажет, что у вас получилось. | Дети выбирают себе пару. Дорисовывают образ буквы Л или А до Д. | |||
«Речевое развитие» - упражнение в чтении слогов, договаривании их до целого слова. | Упражнение «Слоговое лото» Интерактивная технология «Карусель» | Читают слоги, договаривают их до целого слова. | ||
Вносит Мишку. В: Здравствуй, Мишка. Ребята, Мишка говорит, что вы очень умные, а вот он никак не может научиться читать слоги и придумывать слова. Поможем ему? А заодно и на карусели прокатимся. Договоритесь, с кем в паре вы будете «кататься», кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем; вспомните правила сотрудничества. Дети, которые заняли место во внутреннем круге, возьмите карточку на которой написан слог, прочитайте его. Займите свои места. Те, у кого в руках карточка, будут говорить: «Назови слово со слогом…», а те, у кого карточки нет, называют слово с предложенным слогом. Мишке понравилась наша карусель. Катаясь, вы, назвали много интересных слов. | Встречают Мишку. Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Дети активно взаимодействуют друг с другом. Дети, стоящие во внутреннем круге, предлагают назвать слово с заданным слогом. Дети, стоящие во внешнем круге, называют слово. | |||
«Речевое развитие» - осуществление деления слов на слоги; совершенствование навыков чтения слогов и слов. | Игровое задание от паучка «Поменяй слоги местами» Интерактивная технология «Дерево знаний» | Делят слова на слоги; совершенствовано умение читать слоги и слова. | ||
Паучок сплел паутину на Дереве знаний, но слова и слоги перепутались местами. Поможем паучку распутать паутинку? Найдите свою пару, вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, какую карточку вы выберите. Прочитайте слоги, поменяйте их местами, прочитайте слово и составьте с этим словом предложение. После выполнения задания договоритесь, кто в паре прочитает слово, а кто проговорит предложение для всех ребят. Молодцы, вы работали дружно и сумели правильно прочитать слово и составить предложение. Паучок вам благодарен. | Дети, договариваются, делятся на пары, уточняют правила сотрудничества. Каждая пара выбирает карточку с написанным словом. Договариваются, кто из пары зачитает слово и предложение. Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод. | |||
Заключительный | Интерактивная технология «Интервью» | |||
Вам понравилось путешествие на машинах? А с кем вы повстречались во время путешествия? Давайте расскажем корреспонденту. Кто хочет быть корреспондентом и взять интервью у детей? | Ребенок-корреспондент с помощью микрофона задает детям вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу
развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)
Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...
Конспект НОД по речевоему развитию. Тема: «Остров Робинзона». Знакомство со звуками Х и Хь, буквой Х.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:...
Тема: «Кто как голос подает». Знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р.
План – конспект Тема: «Кто как голос подает» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммун...
Тема: "Веселое путешествие". Знакомство со звукоми П и Пь, буквой П
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Задачи:...