Буква "Ъ". Чтение слов, стихотворных текстов
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова
Цель занятия:
 
Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак.
 
Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях.
 
Закрепить навык образования приставочных глаголов.
 
Закрепить звуковой анализ и синтез.
 
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
 
Воспитывать интерес к родному языку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов.

Несколько домиков, различающиеся по цветам в соответствии с привычным цветом нам звуковых схем, которые мы используем для звукового анализа. Красный цвет-гласные звуки и буквы, синий цвет-согласные твердые звуки, зеленый цвет-согласные мягкие звуки. Колокольчик-звонкий согласный звук. Колокольчик зачеркнут-согласный глухой звук. Это пособие помогает формированию понимания, что буква обозначает звук.

Домик для гласных букв первого и второго ряда (йотированных гласных, домик для согласных звонких (твердых и мягких) звуков, обозначенных буквами, домик для согласных глухих звуков,обозначенных буквами, домик для всегда твердых звуков и всегда мягких.

В дальнейшем я прикрепляю домик для мягкого и твердого знака.

Цель занятия:

Дать представление детям о новой букве Ъ-твёрдый знак.

Упражнять в употреблении Ъ в словах и предложениях.

Закрепить навык образования приставочных глаголов.

Закрепить звуковой анализ и синтез.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к родному языку.

Ход занятия.

Оргмомент. - Доброе утро, дети!

К нам на занятия приехали друзья из мультфильма «Тачки»: Мэтр и Молния Маквин.

Они привезли с собой рок-музыкантов. И хотят вместе с нами путешествовать по нашему городу «Буквограду».

Мы путешествуем по городу «Буквограду» в каждом домике живут буквы, в соответствии с символами.

1. Повторение. Логопед обращает внимание детей на город и задает вопросы: в каком домике может жить гласные буквы первого ряда и почему, второго ряда и почему.

2. Фонетическая ритмическая разминка с рок-музыкантами: спеть гласные буквы первого и второго ряда.

3. Повторение. Логопед уточняет символы согласных твердых и мягких согласных звуков. Звонких и глухих звуков, и просит детей подумать, какими буквами мы будем обозначать эти звуки. К каждому домику можно подобрать несколько букв, которые будут обозначать звуки – братцы. Например. Домик с колокольчиком, синим и зеленым квадратным окошком, там живут буквы, которые обозначают звонкий мягкий и твердый звук : Д –ДЬ, Б-Бь, З –Зь и т. д.

В домике с зачеркнутым колокольчиком, живут буквы, которые обозначают твердый и мягкий согласный звук: С-Сь, Т-Ть, К-Кь.

В домике с синим окошком живут буквы, которые живут буквы, которые всегда твердые звуки (Ж,Ш,Ц, а с зеленым окошком -всегда мягкие звуки (Ч,Щ,Й).

Логопед спрашивает у детей, а дети отвечают, называя звуки.

4. Повторение. Логопед спрашивает у детей, в каких домиках могут жить буквы-друзья, обозначающие звонких и глухой звук. Повторение парных согласных.

Называем звуки парные: Б-П, Г-К, Д-Т и т. д.

5. Фонетическая ритмика вместе с рок-музыкантами: поем парные согласные.

3. Знакомство с буквой Ъ.

Логопед: В каком домике живет буква Ь.

В зеленом домике, который не обозначает звука. В нем нет окошка.

А значит в синем домике, без окошка, живет буква твердый знак.

1) Логопед произносит Сел и съел

2) Логопед выставляет на доску две карточки со словами СЕЛ и СЪЕЛ:

Уточнение значения слов СЕЛ и СЪЕЛ.

- Чем отличаются эти слова друг от друга?

(В слове СЪЕЛ – Ъ).

Сообщает тему занятия : «Мы сегодня будем говорить о разделительном твёрдом знаке».

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Выставляется на доску карточка с буквой Ъ.

Логопед: буква Ъ- не обозначает звука, ее нельзя услышать, можно увидеть и написать, помогает образовывать новые слова.

4. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака : разделительный твёрдый знак пишется после твёрдого согласного перед гласными Я, Е, Ё, Ю.

5. Дидактическое упражнение «Кто внимательный?» - развитие фонематического слуха.

- Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъёмный кран, съедобный, съесть?

- Детям предлагается вспомнить слова – действия с твёрдым знаком из сказки и назвать их.

6. Физкультминутка.

Речевая разминка по музыку «Твист». Выполняем движения и проговариваем звуки: С-Ш, слоги ЛА-РА.

7. Упражнение детей в определении слов-действий с приставками с разделительным твёрдым знаком.

Выставляются картинки и детям предлагается вспомнить стихотворение – шутку «Ехали, мы, ехали» :

Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали, мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали,

Дальше поехали.

К дому подъехали, в ворота въехали,

Вот и приехали.

Дети называют из стихотворения слова - действия с разделительным твёрдым знаком.

Логопед говорит о том, что это любимые слова друзей: Мэтра и Молния Маквина.

Без них они бы и не смогли отправиться в путешествие.

Закрепление. Логопед: буква Ъ- не обозначает звука, ее нельзя услышать, можно увидеть и написать, помогает образовывать новые слова. Стоит в середине слова, разделяет буквы и называется разделительной.

8. Обучение грамоте, развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Печатание буквы Ъ и слов с этой буквой.

9. Самостоятельная работа с индивидуальным материалом.

Прочитать слова с мягким знаком и твердым звуком.

Разгадать ребусу-слова с твердым знаком.

10. Составление предложений заданным словам с твёрдым знаком.

Попрощаться с друзьями, гостями Мэтром и Маквином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

Подготовка детей к обучению грамоте "Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука."

Цель: упражнение детей в определении количества слогов в словахЗадачи:Образовательные: составлении предложений и их графической записи; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); учи...

Звук и буква "Ц". Чтение слогов, стихотворных текстов

Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием....

Звук и буква "Й". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать  простой анализ слов с за...

Буква "Ь". Чтение слов, стихотворных текстов

Цель:1. Познакомить с буквой ь (мягкий знак). Её особенностью обозначения мягкости согласных; Совершенствовать технику чтения учащихся;2. Развивать фонематический слух, словарный запас учащихся;3. Вос...